Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория литературоведения".
Вопрос 26. Проблемы художественного восприятия
Восприятие художественной
литературы является сложнейшим процессом,
который состоит из непосредственного
восприятия, обдумывания идейного содержания
произведения, его эстетической оценки
и, как результат всего этого, влияния
художественной литературы на личность
читателей.Вопросы художественного восприятия,
функциони¬рования произведений можно
считать областью пограничной, междис¬циплинарной,
где данные наук взаимодополняют друг
друга и необходим комплексный подход2.
Но каждая наука при изучении совокупного
читателя преследует свои цели и использует
свои методы (литературоведы,социологии,
психологии, книго- и библиотековедения,
педагогики, библиотерапии и др)
Познавательным центром литературоведческого исследования ос¬тается само произведение — заключенные в нем возможности воздей¬ствия, его потенциал восприятия, о котором можно судить по высказываниям читателей
АВТОР И ЧИТАТЕЛЬ.
В воспринимающей деятельности правомерно выделить две стороны. При освоении литературного произведения неотъемлемо важен прежде всего живой и бесхитростный, неаналитический, целостный отклик на него. «Истинное художество <…> —писал И.А. Ильин, — надо принять в себя; надо непосредственно приобщиться ему. И для этого надо обратиться к нему с величайшим художественным доверием, — по-детски открыть ему свою душу».Реагировании на произведение по воле души и сердца.В то же время читатель стремится отдать себе отчет в полученных впечатлениях, обдумать прочитанное, разобраться в причинах испытанных им эмоций. Такова вторичная, но тоже очень важная грань восприятия художественного произведения. Потребность в интерпретации произведений органически вырастает из живых, бесхитростных читательских откликов на него. Вовсе не думающий читатель и тот, кто ищет в прочитанном лишь повод для рассуждений, по-своему ограничены. Непосредственные импульсы и разум читателя соотносятся с творческой волей автора произведения весьма непросто. Здесь имеют место и зависимость воспринимающего субъекта от художника-творца, и самостоятельность первого по отношению ко второму. Обсуждая проблему «читатель — автор», ученые высказывают разнонаправленные, порой даже полярные одно другому суждения. Они либо абсолютизируют читательскую инициативу, либо, напротив, говорят о послушании читателя автору как некой непререкаемой норме восприятия литературы. 1-ая позиция: Потебня - возводит в абсолют творческую (созидательную) инициативу читателя,вольное, не знающее границ «достраивание» им того, что наличествует в произведении. Это представление о независимости читателей от создателя произведения, его намерений и устремлений доведено до крайности в современных постструктуралистских работах, в особенности у Р. Барта с его концепцией смерти автора. 2. Иная позиция: Скафтымов, Бонецкая - подчеркивают зависимость читателя от автора, говорят о том, что читательское творчество вторично, "оно в своем направлении и гранях обусловлено объектом восприятия. Читателя все же ведет автор, и он требует послушания в следовании его творческим путям. И хорошим читателем является тот, кто умеет найти в себе широту понимания и отдать себя автору".По мысли Н.К. Бонецкой, читателю важно помнить прежде всего об исходных, первичных, однозначно ясных художественных значениях и смыслах, идущих от автору, от его творческой воли. «Смысл, вложенный в произведение автором, есть величина принципиально постоянная», — утверждает она, подчеркивая, что забвение этого смысла крайне нежелательно.
Обозначенные точки зрения, имея несомненные резоны, в то же время и односторонни, так как знаменуют сосредоточение либо на неопределенности и открытости, либо, напротив, на определенности и однозначной ясности художественного смысла.
3.Герменевтически
отриентированное
НО чтобы диалоги-встречи,
обогащающие читателя, состоялись, ему
нужны и эстетический вкус, и живой интерес
к писателю и его произведениям, и способность
непосредственно ощущать их художественные
достоинства. Вместе с тем чтение — это,
как писал В.Ф. Асмус, «труд и творчество»:
«Никакое произведение не может быть понято
<…> если читатель сам, на свой страх
и риск не пройдет в собственном сознании
по пути, намеченному в произведении автором
<…> Творческий результат чтения в
каждом отдельном случае зависит <…
> от всей духовной биографии <…> читателя
<…> Наиболее чуткий читатель всегда
склонен перечитывать выдающееся художественное
произведение».
НЕ ЗНАЮ, НАДО ЛИ ОБ ЭТОМ ГОВОРИТЬ!!! Исследователи выделяют несколько разновидностей читателя:1.читатель, кт напрямую пристуствует в тексте, кт локализован в нем (напрмер, автор разговаривает со ствоим читателем и т.д).2.это подспудное присутствие в целостности произведения его воображаемого читателя, точнее говоря, «концепция адресата»[322]. Читателем-адресатом может быть и конкретное лицо (пушкинские дружеские послания), и современная автору публика (многочисленные суждения А.Н. Островского о демократическом зрителе), и некий далекий «провиденциальный» читатель, о котором говорил О.Э. Мандельштам в статье «О собеседнике».
ЭТО УЖЕ ТОЧНО НАДО!!!
Наряду с потенциальным, воображаемым читателем (адресатом), косвенно, а иногда прямо присутствующим в произведении, для литературоведения интересен и важен читательский опыт как таковой (3.реальный читатель). Реально существующим читателям и их группам присущи самые разные, часто не похожие одна на другую установки восприятия литературы, требования к ней. Эти установки и требования, ориентации и стратегии могут либо соответствовать природе литературы и ее состоянию в данную эпоху, либо с ними расходиться, и порой весьма решительно. Рецептивной эстетикой они обозначаются термином горизонт ожиданий, взятым у социологов К. Мангейма и К. Поппера.
Суть деятельности
писателя, по мысли Х.Р. Яусса, состоит
в том, чтобы учесть горизонт читательских
ожиданий, а вместе с тем нарушить эти
ожидания, предложить публике нечто неожиданное
и новое. Читательская среда при этом мыслится
как нечто заведомо консервативное, писатели
же — в качестве нарушителей привычек
и обновителей опыта восприятия.
Изучение откликов на только что появившееся произведение составляет необходимое условие его осмысления. Ведь авторы обращаются, как правило, прежде всего к людям своей эпохи, и восприятие литературы ее современниками часто отмечено предельной остротой читательских реакций, будь то резкое неприятие (отталкивание) либо, напротив, горячее, восторженное одобрение. (этим занимается такая литературоведческая дисциплина, как историко-функциональное изучение литературы) - Но наиболее существенны при уяснении исторического функционирования литературы высказывания о ней, «выходящие на публику»: реминисценции и цитаты во вновь создаваемых словесно-художественных произведениях, графические иллюстрации и режиссерские постановки, а также отклики на литературные факты публицистов, философов, искусствоведов, литературоведов и критиков.
Для восприятия худ произведния играет огромную роль и литературная критика.Литературная критика выполняет роль творческого посредника между писателями и читателями. Она способна стимулировать и направлять писательскую деятельность, а также Воздействует критика и на читающую публику, порой весьма активно. Оценивая и интерпретируя отдельные произведения, критика вместе с тем рассматривает и литературный процесс современности.В компетенцию литературных критиков входит также рассмотрение давно созданных произведений в свете проблем их (критиков) современности.