Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория литературоведения".
29. Романтизм. Концепция мира и человека.
Сложился в европейской литературе 8- нач 19в., как реакция на начавшееся разрушение многовековых устоев феодализма и болезненное становление капитализма.Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство двоемирия, горькую насмешку над несоответствием мечты и действительности. В 19 веке (особенно в первой его трети) развитие литературы шло под знаком романтизма, кт противостоял классицистическому и просветительскому рационализму. Первоначально романтизм упрочился в ГЕрмании, получив глубокое теоретическое обоснование (в кругу писателей и философов йенской школы:Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Шлегели), и скоро распространился по европейскому континенту и за его пределами. Именно это культурно-художественное движение ознаменовалось всемирно значимым сдвигом от традиционализма к поэтике автора (стадии лит процесса). Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Придавая самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагическое и комическое, обыденное и необычное.
Развиваясь во
многих странах, романтизм повсюду приобретал
яркое национальное своеобразие, обусловленное
собственно историческими условиями и
национальными традициями.В России оно
было связано с борьбой защитников феодально-крепостнического
строя с представителями возникающего
революционно-освободительного движения.
В такие моменты обострения классовой
борьбы особенно остро ошушается неудовлетворённость
настоящим, современной действительностью.
Эта неудовлетворённость порождает мечты
о должном, о желанном. Писатель-романтик
стремился уйти от современности в прошлое
или в будущее, или, если он изображал настоящее,
он противопоставлял ему своё представление
о желаемой действительности. Но это желаемое,
то, что хотелось бы видеть в жизни, представлялось
писателям-романтикам (в зависимости от
их убеждений) по-разному. Поэтому в романтизме
мы прежде всего различаем два основных
течения — консервативное (реакционное)
и прогрессивное.
Романтизм прогрессивный
ценен тем, что устремлён в
будущее, полон освободительных
идей, связан с борьбой за свободу и
счастье людей. Представителями его были
в Англии Байрон, во Франции В. Гюго, в Германии
Шиллер, Гейне.
У нас идейное
содержание прогрессивного романтизма
наиболее полно выразилось у поэтов-декабристов
(Рылеева, А. Бестужева, А. Одоевского и
др.), в ранних поэмах Пушкина и у Лермонтова.
Представители
консервативного романтизма брали
сюжеты своих произведений преимущественно
из прошлого, обращались к старине,
с её бытом и преданиями, особенно
к средневековью (когда верили во
всё чудесное), или предавались грёзам
о каком-то загробном мире. (Данный материал
поможет грамотно написать сочинение
на тему и по теме Романтизм в литературе
стиль. Краткое содержание не дает понять
весь смысл произведения, поэтому этот
материал будет полезен для глубокого
осмысления творчества писателей и поэтов,
а так же их романов, повестей, рассказов,
пьес, стихотворений.) Консервативные
романтики уводили читателя от общественной
борьбы в мир воображения, мечтательности.
Представителем такого романтизма был
у нас Жуковский.
Основные
черты романтизма были
1.Центр
художественной системы
2.Борьба
против классицизма, против
3.В
произведениях романтиков ясно
выступала личность поэта, его
переживания. Основные герои
4.Отворачиваясь
от не удовлетворяющей их
5.Необыкновенные
и яркие картины природы,
Для романтиков
характерен интерес к
6.Отстаивая свободу творчества писателя, романтики не только используют любые жанры, созданные литературой до них, но и вырабатывают новые, перестраивают старые, стремясь найти лучшую форму для выражения своих личных настроений, оценок явлений жизни. Так, например, поэма была у классицистов эпическим произведением, у романтиков в ней отражаются душевные переживания автора, и она становится произведением лиро-эпическим (проблема жанра). Появляется лирическая драма; баллада (в средневековой поэзии — особая форма плясовой песни) теперь приобретает новый вид, используя народные предания, поверья.
7.Романтические
произведения отличаются
Представители английского романтизма - "Озерная школа" - Вордсворт, кольридж. Франция - Виктор Гюго, Мериме ("Таманго"),