Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория литературоведения".
вопрос 36. Сравнительно-исторический метод
С тех пор как на рубеже XVIII—XIX вв. литературоведение впервые осознало себя как науку, оно стало обращать свое внимание на сходства, существующие между явлениями, принадлежащими различным национальным литературам, а также на параллели в мифологии и фольклоре разных народов. Пожалуй, первую попытку дать этим параллелям научное объяснение предприняли основатели мифологической школы братья Якоб ти Вильгельм Гриммы, указавшие на общность происхождения народов, населяющих Европу, как на единый источник их мифологических представлений.
Однако материалы, постепенно накопленные наукой, свидетельствовали о значительных сходствах в духовной культуре народов, не связанных общим происхождением. В противовес «мифологической школе» Гриммов немецкий филолог Теодор Бенфей предложил «теорию заимствований», выдвицув на первый план исторические контакты между народами и миграцию, переходы основных мифологических и фольклорных мотивов.
Под влиянием идей Бенфея начинал свою работу и крупнейший представитель русского сравнительного литературоведения А. Н. Веселовский (1838—1906), который позднее, опираясь на достижения современной ему западноевропейской этнографии, пришел к мысли о возможности независимого возникновения родственных мифофольклор-ных и литературных явлений в сходных условиях социально-культурного быта разных народов - цикл работ по «Исторической поэтике», целью которого было проследить с помощью сравнительных методов «эволюцию поэтического сознания и его форм».А.Н. Веселовский – начинал как сторонник культ.-ист. школы. Продолжает своё образование в Германии в то время, когда МШ полемизировала с КИШ, он из этого спора искал выход. Считал, что нужно изучить каждую литературу («Всемирная история литературы»), а потом соположить их (индуктивный метод), а изучать надо форму, приёмы литературы, особенности её существования.Предпосылка – единство соц.-ист. развития человечества.
Сначала компоративистика исходила и сопоставляя сюжетных схем и типологии героев. Компоративисты предполагали, что общность в разных литературах может быть связана либо с влияниями литератур или иметь независимое сходство. Сходство может быть вызвано близостью (однотипностью) в общественном и культурном развитии разных народов или культурно-художественными контактами между ними. Соответственно различаются типологические аналогии литературного процесса (героический эпос у древних народов Запада и Востока) и литературные связи и влияния;
Основы советского сравнительного литературоведения были заложены в 1930-е гг. В. М. Жирмунским (1891 —1971), опиравшимся на наследие А. Н. Веселовского. В. М. Жирмунский разграничивал «контактные связи», возникающие в результате международных литературных взаимодействий, и «типологические схождения», вызванные сходным состоянием социально-общественных отношений. Решающая роль при этом отводилась изучению историко-типо-логических аналогий, для которых особенно часто привлекалась восточная литература, находившаяся, как правило, за пределами внимания традиционной компаративистики. Так, были разработаны вопросы о сходствах между западным и восточным героическим эпосом, возникающим на стадии зарождения феодализма, между рыцарской лирикой трубадуров и миннезингеров и арабской любовной поэзией, развивавшихся в условиях зрелого феодализма, и др.
В целом, невзирая
на успехи сравнительного литературоведения,
его методы и принципы до сих пор
недостаточно разработаны. Но, как сказал
еще в XIX в. С. П. Шевырев, «всякий предмет
в одиночестве никак не может быть ясен
и определен, если нет других предметов
для сравнения», и, следовательно, литературоведению
и впредь не обойтись без сравнительных
исследований, выполняющих в то же время
не только научные, но и общественные функции.
Показывая, что
ни одна литература не может плодотворно
развиваться вне общения с
литературами и — шире — культурами
других народов, сравнительное