вопрос 30. Проблема
реализма.
Такая проблема
связана с особыми причинами.
Все знания относительны и условны
- тотальный релятивизм. Нет исчерпывающих
ответов на вопросы, что такое
норма, что такое реальность.
Термин реализм
многозначен:
1.Это и тип
художестовенного мышления, отличающийся
преобладанием объекта над субъектом,
2. и соответствующий
художественный метод, модифицирующийся
по направлениям: просветительский
реализм, критический реализм,
натурализм и,социалистический
реализм, 3. наконец, тенденции стиля,
которые можно обнаружить на протяжении
всей истории мирового искусства от античности
до постмодернизма, кт в каждый новый истроичсекий
период преобретает новый облик. Реалистические
тенденции, которые давали о себе знать
в классицизме, постепенно отпочковались
в самостоятельную художественную систему,
доминирующими свойствами которой стали
жесткий рационализм, идеалистические
представления о движущих силах истории
и несколько прямолинейный принцип правдоподобия.
Реализм как
метод:
1.просветительский
реализм (эпоха Просвещения) - Просветители
были убеждены, что все несовершенство
окружающего мира зависит исключительно
от неразумности непросвещенного бытия.
Стоит, однако, тем или иным способом просветить
общество, все волшебным образом преобразится,
действительность приблизится к своим
идеальным параметрам. Идейная основа
-Антифеодальная направленность; идеи
буржуазной демократии, общественного
прогресса, труда на благо общества, свободного
развития личности; характерные черты
- Культ разума;
социальный идеализм;
требование разрушения старого («неразумного»)
строя; попытка создать «царство
разума»;обращение к широкой аудитории;демократический
характер;интерес к повседневному
быту заурядных людей. Радищев "Путешествие
из Питера в Москву", сатира Новикова,
философская лирика Державина, сатирическая
комедия Фонвизина "Недоросль".
2.Критический
реализм - Новый тип реализма
складывается в XIX веке. Это критический
реализм. Он существенно отличается
от просветительского. Расцвет
его на Западе связан с именами Стендаля
и Бальзака во Франции, Дикенса, Теккерея
в Англии, в России – А. Пушкина, Н. Гоголя,
И. Тургенева, Ф Достоевского, Л. Толстого,
А. Чехова, кт Горький считает последним
представителем критич реализма. Критический
реализм по-новому изображает отношение
человека и окружающей среды. Человеческий
характер раскрывается в органической
связи с социальными обстоятельствами.
Предметом глубокого социального анализа
стал внутренний мир человека, критический
реализм потому одновременно становится
психологическим.В России XIX век является
периодом исключительного по силе и размаху
развития реализма. Во второй половине
века художественные завоевания реализма
выводят русскую литературу на международную
арену.Формирование его связано с именем
Пушкина, который вывел русскую литературу
на широкий путь изображения «судьбы народной,
судьбы человеческой». Особое место в
истории русского реализма принадлежит
Л. Толстому и Достоевскому. Именно благодаря
им русский реалистический роман приобрёл
мировое значение. Их психологическое
мастерство, проникновение в «диалектику»
души открывали путь художественным исканиям
писателей XX века.
3.Натурализм - Человек
и его поступки понимались
как обусловленные физиологической
природой, наследственностью и средой
— социальными условиями, бытовым и материальным
окружением. Натурализм возник под влиянием
бурного развития естественных наук и
может рассматриваться как перенесение
научных методов наблюдения и анализа
в область художественного творчества.(Эмиль
Золя, Мопоссан, Куприн "Яма", "Записки
врача", "Деревня" Бунина, Драйзер,
ЛОндон).
4. социалистический
реализм (сосоуществует с традиционным
реализмом) в 20 веке - насаждался
политической властью политической
властью. (Горький, Маяковский, Шолохов,
Твардовский) - отражение реальности, нужной
для достижения целей совесткой власти.