Управление оборотными активами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 17:07, дипломная работа

Описание работы

Тема данной дипломной работы "Управление оборотными активами предприятия. Данная тема актуальна в связи с тем, что оборотные активы являются частью имущества организации, участвуют в едином цикле производства и обращения товара, переносят свою стоимость из одной стадии кругооборота в другую и возмещают ее из выручки текущего периода.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Методологические аспекты управления оборотными активами предприятия.............................................................................................................5
1.1.Сущность и состав оборотного капитала предприятия.................................5
1.2. Формирование политики управления оборотным капиталом на предприятии...........................................................................................................17
1.3. Методика оценки эффективности управления оборотными активами предприятия...........................................................................................................26
Глава 2. Анализ оборотного капитала предприятия (на примере ООО «Сильва»)................................................................................................................29
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия................29
2.2. Анализ состава и источников формирования оборотных активов............36
2.3. Анализ показателей оборачиваемости оборотных активов предприятия.40
2.4. Оценка политики управления оборотным капиталом................................52
2.5. Анализ движения денежных средств............................................................55
Глава 3. Пути совершенствования управления оборотными активами предприятия...........................................................................................................63
3.1. Оптимизация запасов товарно-материальных ценностей..........................63
3.2. Предложение по сокращению дебиторской задолженности предприятия...........................................................................................................65
3.3. Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий............68
Заключение.............................................................................................................75
Список используемой литературы.......................................................................80
Приложения...........................................................................................................82

Работа содержит 1 файл

Диплом (2).docx

— 322.75 Кб (Скачать)

       Обобщенным  показателем возврата задолженности  является оборачиваемость. Она рассчитывается как отношение объема продаж к  величине дебиторской задолженности  и показывает, сколько раз задолженность  образуется и поступает в организацию  за изучаемый период. Ускорение оборачиваемости  в динамике рассматривается как  положительная тенденция. Рассчитывается также период погашения дебиторской  задолженности как отношение  количества дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости. Этот показатель отражает среднее количество дней, необходимое  для ее возврата.

       В анализируемой организации оборачиваемость  дебиторской задолженности увеличилась  на 0,44 раза, что, несомненно, положительно, срок необходимый организации для  получения долгов за проданную продукцию, то есть срок инкассирования дебиторской  задолженности сократился на 0,6 дня. Все это связано с ростом объема дебиторской задолженности.

       Положительным является отсутствие просроченной дебиторской  задолженности. Наличие дебиторской  задолженности сопровождается косвенными потерями в доходах организации, экономический смысл которых  выражается в трех аспектах. Во-первых, чем больше период погашения, тем  меньше доход от средств, вложенных  в дебиторов. Во-вторых, в условиях инфляции возвращаемые должниками денежные средства в известной степени  обесцениваются. Этот аспект особенно актуален для текущего состояния  российской экономики. В-третьих, дебиторская  задолженность представляет собой  один из видов активов организации, для финансирования которого нужен  соответствующий источник. Поскольку  все источники средств имеют  собственную цену, поддержание того или иного уровня дебиторской  задолженности сопряжено с соответствующими затратами.

       Для снижения уровня дебиторской задолженности  предлагается внедрить следующее мероприятие - систему скидок с договорной цены.

       Кроме предоставления скидок, для сокращения дебиторской задолженности могут  быть использованы факторинг (продажа  долгов банку) и учет векселей (дисконт).

3.3. Расчет экономического  эффекта от предложенных  мероприятий

3.5.1. Внедрение мероприятия  по сокращению товарно-материальных запасов

       Проведем обоснование мероприятия по повышению эффективности использования товарных запасов за счет сокращения торговой наценки на товары, не пользующиеся спросом.

       Согласно  данным аналитического учета, величина залежалых, не ходовых товаров, а  именно таких как: кухонная мебель, спальные гарнитуры, библиотеки – составляет 10241,76 тыс. руб. Все эти товары не имеют срока годности. В условиях инфляции сложившаяся ситуация приводит к тому, что организация реально получит лишь часть стоимости реализованных впоследствии товаров.

       В этой связи для организации может  оказаться целесообразным провести рекламную акцию путем опубликования  в средствах массовой информации рекламного объявления о распродаже товаров данной группы со скидками. Затраты на рекламное объявление следующего содержания: «Распродажа  кухонной мебели (число / месяц) магазин  “Сильва”, адрес» на три дня (при  условии, что объявление будет напечатано в ведущих газетных изданиях и  бегущей строке местных телекомпаний) составят 4,68 тыс. руб. (12 слов x 3 дня x 130 руб.).

       Предоставление  на залежалые товары скидки в размере 20%, согласно имеющейся в специальной  литературе и публикациях информации, вызывает у покупателей потенциальный  интерес и желание приобрести товар, даже в том случае, если они  первоначально не намеревались осуществить  покупку. Следовательно, можно предположить, что в данных условиях все залежалые  товары будут проданы. Это обеспечит  организации получение прибыли  от продажи, которая может быть реинвестирована  в основную деятельность. Расчет полученной в этом случае прибыли от продажи приведен в таблицы 3.2.

     Таблица 3.2

     Расчет  возможной суммы прироста прибыли  от продажи залежалых товаров  со скидкой 20%

Показатели Расчет, источник данных Величина
1. Стоимость залежалых товаров  по ценам продажи, тыс. руб. По данным аналитического учета 10241,76
2. Затраты на рекламное объявление, тыс. руб. 12 слов x 3 дня  x 130 руб. 4,68
3. Средний уровень валовой прибыли  за 2009г.,%   23,82
4. Выручка от продажи залежалых  товаров, тыс. руб. Стр.1 10241,76
5. Скидки на залежалый товар, % Экспертным  путем 20,00

25,00

6. Выручка от продажи залежалых  товаров со скидкой, тыс. руб. 10241,76 х (100 –  20,00) : 100% 8193,41

7681,32

7. Стоимость залежалых товаров  по покупным ценам, тыс. руб. 10241,76 х (100 –  23,82) : 100% 7801,59
8. Валовая прибыль от продажи  залежалых товаров, тыс. руб. 8193,41 – 7801,59

7681,32 – 7801,59

391,82

-120,27

9. Прибыль от продажи залежалых  товаров, тыс. руб. 391,82 – 4,68 387,14
10. Фактическая скорость обращения  товаров за 2009г., обор.   8,65
11. Дополнительный товарооборот по  покупной стоимости проданных  товаров (после реинвестирования  прибыли от продажи товаров  со скидкой), тыс. руб. 8,65 х 387,14 3348,76
12. Средняя торговая наценка, % 23,82 : (100 – 23,82) х 100 31,27
13. Дополнительная валовая прибыль  за год, тыс. руб. 3348,76 х 31,27 : 100 1047,16
14. Дополнительный товарооборот в  продажных ценах, тыс. руб. 3348,79 + 1047,16 4395,95
15. Средний уровень условно-переменных  расходов на продажу 2009года, % По данным аналитического учета 3,72
16. Сумма дополнительных условно-переменных  расходов на продажу, тыс. руб. 4395,95 х 3,72 : 100 163,53
17. Дополнительная прибыль от реинвестирования  полученных средств от продажи  товаров со скидкой, тыс. руб. 1047,16 – 163,53 883,63
 

     Таким образом, предоставление 20 %-ой скидки на залежалые товары позволяет организации  сократить потери от инфляции и увеличить в 2011 году прибыль от основного вида деятельности.

     Реально организация сможет реинвестировать  только сумму валовой прибыли  за минусом затрат на рекламное объявление, которая составит 387,14 тыс. руб.

     При среднегодовом значении товарооборачиваемости  в 8,65 оборота в среднем за год  дополнительный товарооборот по себестоимости  составит 3348,76 тыс. руб.

     Таким образом, дополнительная валовая прибыль  будет равна 1047,16 тыс. руб., а прибыль  от продажи – 883,63 тыс. руб.  

3.3.2. Внедрение мероприятия  по сокращению  дебиторской задолженности

       С целью своевременного получения  оплаты за поставленные товары и предотвращения неплатежей широко используется система  скидок с договорной цены. Для определения  допустимого уровня скидки, которую  может предложить организация клиентам при досрочной оплате, проводятся имитационные расчеты с использованием разных вариантов прогнозных величин  темпа инфляции, банковской процентной ставки и числа дней сокращения периода  погашения, рассчитывается оптимистическое, наиболее вероятное и пессимистическое значение этих показателей.

       Придавая  различные вероятностные значения этим показателям, легко рассчитать среднюю величину экономии от сокращения потерь, а, следовательно, и ориентировочную  величину скидки, которую можно предложить клиентам.

       Исходные  данные для расчета нескольких сценариев  ситуации и его результаты представлены в таблице 3.3. 
 
 
 

     Таблица 3.3.

Сценарии  экономического развития

 
Показатели
Сценарий
пессими-

стический

наиболее

вероятный

оптими-

стический

Месячный  темп инфляции, % 2 1,2 1
Планируемое сокращение периода погашения дебиторской  задолженности, дн. 3 4 2
Уровень банковской процентной ставки, % 16 14 12
Вероятность сценария 0,2 0,5 0,3
Косвенные доходы, руб. на одну тысячу:

- от сокращения  периода погашения задолженности

 
51,8
72,0 32,9
- от  неиспользованной ссуды 1,32 1,53 0,68
Итого косвенные доходы 53,12 73,53 33,58
 

       Косвенные доходы организации от сокращения срока  погашения дебиторской задолженности  и устранения негативного влияния  инфляции (∆Д1) определяются по расчету: 

       

, руб.

где  и - коэффициент падения покупательной способности рубля;

-  период погашения дебиторской  задолженности, дн.

-  планируемое сокращение  периода погашения дебиторской  задолженности;

- темп инфляции.

     Для пессимистического сценария:

     

0,2446,

     

0,2964,

     

51,8 руб.

     Для наиболее вероятного сценария:

0,4167,

0,4887,

72 руб.

     Для оптимистического сценария:

0,4889,

0,5218,

32,9 руб.

     Экономия  от неиспользованной ссуды: 

, руб.

где - уровень банковской процентной ставки.

     Для пессимистического сценария:

 руб.

      Для наиболее вероятного сценария:

      

 руб.

      Для оптимистического сценария:

 руб.

       Общая экономия средств определяется как  произведение суммарной величины косвенных  доходов по каждому сценарию, умноженному  на вероятность сценария:

         руб.

       Организация может установить скидку для своих  постоянных клиентов в размере 0,574 %.

       Большое значение для эффективного управления дебиторской задолженностью имеет  отбор потенциальных покупателей, который осуществляется с помощью  неформальных критериев: соблюдение платежной  дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости и  т.д.

 

Заключение

       Одним из важнейших элементов производства являются оборотные активы. Оборотные  средства - активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для  обеспечения текущей деятельности, вложения в которые как минимум  однократно оборачиваются в течение  года или одного производственного  цикла.

       Оборотные средства и политика в отношении  управления этими активами важны, прежде всего, с позиции обеспечения  непрерывности и эффективности  текущей деятельности предприятия. В качестве основных компонентов  оборотного капитала рассматриваются  следующие составляющие:

       - производственные запасы предприятия, которые в свою очередь включают: сырье и материалы, незавершенное производство, готовую продукцию и прочие запасы. Так как предприятие вкладывает свои средства в образование запасов, то издержки хранения запасов связаны не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров;

       - дебиторская задолженность. Когда предприятие реализует свою продукцию покупателям, это не означает, что оплата будет произведена немедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию и составляют большую часть дебиторской задолженности. Специфическим элементом дебиторской задолженности являются векселя к получению, которые по существу представляют собой ценные бумаги;

       - денежные средства и их эквиваленты. Денежные средства представлены деньгами предприятия на счетах в банке и в кассе предприятия, а эквиваленты - ликвидные краткосрочные финансовые вложения, в том числе ценные бумаги других предприятий, государственные казначейские билеты, государственные облигации и другие ценные бумаги, выпущенные местными органами власти.

       Темп  роста себестоимости в исследуемой  организации растет более низкими  темпами, чем темп роста выручки, что ведет к увеличению прибыли  от продаж и росту рентабельности.

       Наблюдается тенденция снижения доли внеоборотных активов и увеличение оборотных  активов в общем, это расценивается  негативно, поскольку отвлечение финансовых ресурсов в оборотные активы говорит  об их неэффективном использовании.

       Собственный капитал увеличился за счет привлечения  заемных средств, это говорит  о снижении финансовой устойчивости.

Информация о работе Управление оборотными активами предприятия