Управление оборотными активами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 17:07, дипломная работа

Описание работы

Тема данной дипломной работы "Управление оборотными активами предприятия. Данная тема актуальна в связи с тем, что оборотные активы являются частью имущества организации, участвуют в едином цикле производства и обращения товара, переносят свою стоимость из одной стадии кругооборота в другую и возмещают ее из выручки текущего периода.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Методологические аспекты управления оборотными активами предприятия.............................................................................................................5
1.1.Сущность и состав оборотного капитала предприятия.................................5
1.2. Формирование политики управления оборотным капиталом на предприятии...........................................................................................................17
1.3. Методика оценки эффективности управления оборотными активами предприятия...........................................................................................................26
Глава 2. Анализ оборотного капитала предприятия (на примере ООО «Сильва»)................................................................................................................29
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия................29
2.2. Анализ состава и источников формирования оборотных активов............36
2.3. Анализ показателей оборачиваемости оборотных активов предприятия.40
2.4. Оценка политики управления оборотным капиталом................................52
2.5. Анализ движения денежных средств............................................................55
Глава 3. Пути совершенствования управления оборотными активами предприятия...........................................................................................................63
3.1. Оптимизация запасов товарно-материальных ценностей..........................63
3.2. Предложение по сокращению дебиторской задолженности предприятия...........................................................................................................65
3.3. Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий............68
Заключение.............................................................................................................75
Список используемой литературы.......................................................................80
Приложения...........................................................................................................82

Работа содержит 1 файл

Диплом (2).docx

— 322.75 Кб (Скачать)

       2.  Неоптимальное сочетание между краткосрочными и долгосрочными источниками заемных средств. Источником покрытия текущих активов является как краткосрочная кредиторская задолженность, так и постоянный капитал. Несмотря на то, что долгосрочные источники, как правило, дороже, в некоторых случаях именно они могут обеспечить меньший рост ликвидности и большую суммарную эффективность. Искусство сочетания различных источников средств является сравнительно новой проблемой для большинства российских менеджеров.

       3.  Высокая доля долгосрочного заемного капитала. В стабильно функционирующей экономике этот источник средств является сравнительно дорогим. Относительно высокая доля его в общей сумме источников средств требует и больших расходов по его обслуживанию, т.е. ведет к уменьшению прибыли. Это обратная сторона медали: чрезмерная краткосрочная кредиторская задолженность повышает риск потери ликвидности, а чрезмерная доля долгосрочных источников — риск снижения рентабельности. При некоторых обстоятельствах — инфляция, специфические или льготные условия кредитования и других картина может меняться.

       В теории финансового менеджмента  разработаны различные варианты воздействия на уровне рисков. Основные среди них следующие.

       1.  Минимизация текущей кредиторской  задолженности. Этот подход сокращает возможность потери ликвидности. Однако такая стратегия требует использования долгосрочных источников и собственного капитала для финансирования большей части оборотного капитала.

       2.  Минимизация совокупных издержек финансирования. В этом случае ставка делается на преимущественное использование краткосрочной кредиторской задолженности как источника покрытия активов. Этот источник самый дешевый, вместе с тем для него характерен высокий уровень риска невыполнения обязательств в отличие от ситуации, когда финансирование текущих активов осуществляется преимущественно за счет долгосрочных источников.

       3.  Максимизация полной стоимости фирмы. Эта стратегия включает процесс управления оборотным капиталом в общую финансовую стратегию фирмы.  

1.2. Формирование политики  управления  оборотным  капиталом на предприятии

       Управление  финансами (financial management), заключается в действиях по приобретению, финансированию и управлению активами, направленных на реализацию определенной цели. Таким образом, управленческие решения в области финансового менеджмента можно отнести к следующим трем основным сферам операций с активами:

    • инвестиции;
    • финансирование;
    • управление ими.

       Инвестиционные  решения (investment decision) являются самыми важными из трех основных сфер принятия решений с точки зрения создания и роста стоимости компании. Принятие инвестиционных решений начинается с определения суммарной величины активов, необходимых данной организации. Представьте себе на минуту балансовый отчет организации. Его правая половина показывает обязательства и собственный капитал компании, тогда как цифры слева свидетельствуют об активах организации.

       Финансовому руководителю необходимо регулировать общую величину активов организации, т.е. ее размер. Даже когда этот показатель известен, необходимо принять решение  о конкретном составе активов. Например, какую часть активов должны составлять денежные средства, а какую –  материально-производственные запасы? Кроме того, нельзя игнорировать и  обратную сторону инвестиций – изъятие  капиталовложений. Активы, существование  которых уже невозможно оправдать  с экономической точки зрения, возможно, придется сократить, ликвидировать  или заменить.

       Вторым  важным типом решений, которые приходится принимать руководству организации, является решение о финансировании бизнеса (financing decision). Здесь финансовому директору придется задуматься о структуре правой стороны балансового отчета. Способы финансирования деятельности организаций в разных отраслях экономики существенно различаются. Для некоторых компаний характерны относительно высокие суммы долгового финансирования, тогда как у других оно практически отсутствует. Имеет ли какое-то значение используемый тип финансирования? А если да, то почему? И следует ли считать оптимальным вариантом некое сочетание различных видов финансирования?

       Кроме того, политика выплаты дивидендов должна рассматриваться как неотъемлемая часть решений руководства организации  о финансировании ее деятельности. Коэффициент выплаты дивидендов (процентное отношение дивидендов к  прибыли компании) определяет, какая  часть прибыли остается в организации. Чем большую долю текущей прибыли  оставляет себе компания, тем меньше денег приходится на текущие выплаты  дивидендов. Поэтому финансовый руководитель должен обеспечить разумный баланс между  той частью прибыли организации, которая направляется на выплату  дивидендов ее акционерам, и той  частью, которая остается в организации  с целью финансирования ее развития.

       После выбора источников и структуры финансирования финансовый руководитель должен принять  решение о том, как наилучшим  образом привлечь необходимые средства. Для этого ему необходимо четко  понимать процессы получения краткосрочных  займов, заключения договора долгосрочной аренды, ведения переговоров о  продаже облигаций или акций  своей компании.

       Третье  важное решение, которое должно принять  руководство организации, касается управления активами (asset management decision). После того как будут приобретены активы и будет обеспечено надлежащее финансирование для развития бизнеса, необходимо обеспечить эффективное управление ими. Различные активы накладывают на финансового менеджера разную степень ответственности. Так, он должен уделять больше внимания управлению оборотными средствами, нежели основными. Значительная доля ответственности за управление последними возлагается на руководителей производственных подразделений, которые их используют.

       В области финансово-кредитного планирования главными функциями финансового  отдела являются следующие:

  • составление в установленные сроки проектов финансовых планов предприятия со всеми необходимыми расчетами с учетом максимальной мобилизации внутрихозяйственных резервов, наиболее рационального использования основных и оборотных фондов;
  • составление и представление в установленные сроки кредитных заявок и квартальных кассовых планов в вышестоящую организацию и учреждения банков и участие в их рассмотрении;
  • участие в составлении плана реализации продукции в денежном выражении. Определение плановой суммы балансовой прибыли на год и по кварталам и показателей рентабельности;
  • составление совместно с планово-экономическим отделом плановых расчетов образования фондов экономического стимулирования и участие в составлении смет их расходования;
  • определение плановой суммы амортизационных отчислений с разделением на полное восстановление (реновацию) основных фондов а капитальный ремонт;
  • участие в определении потребности собственных оборотных средств по элементам и расчет нормативов оборотных средств;
  • составление плана финансирования централизованных капитальных вложений и плана финансирования капитального ремонта основных фондов;
  • составление планов распределения балансовой прибыли и амортизационных отчислений;
  • участие в составлении планов финансирования научно-исследовательских работ на основе предусмотренного объема этих работ, а также определение источников финансирования планов организационно-технических мероприятий с учетом расчетов экономической эффективности;
  • планирование среднегодовой стоимости основных производственных фондов и основных фондов, освобождаемых от платы за фонды;
  • осуществление расчетов по предъявлению претензий поставщикам и подрядчикам и по перечислению экспортной премии;
  • распределение квартальных финансовых показателей по месяцам;
  • участие в составлении плана по налогу с оборота;
  • доведение показателей утвержденного финансового плана и вытекающих из него заданий, лимитов, норм и нормативов оборотных средств до отделов, служб, цехов предприятия и осуществление систематического контроля за их соблюдением и выполнением;
  • составление на предстоящий месяц и на внутримесячные периоды оперативных финансовых планов;
  • составление оперативных планов реализации продукции в денежном выражении и планов по прибыли;
  • участие в составлении оперативных графиков отгрузки товарной продукции;
  • осуществление контроля за завозом товарно-материальных ценностей с целью предупреждения накапливания сверхнормативных запасов;
  • обеспечение выполнения финансового, кредитного и кассового планов.

       В области финансово-оперативной работы главными функциями финансового  отдела являются следующие:

  • обеспечение в установленные сроки:
  • платежей в государственный бюджет — по налогу с оборота, за производственные фонды и других платежей;
  • уплаты процентов за кредит по краткосрочным и долгосрочным ссудам; взносов собственных средств из прибыли, амортизационных отчислений и других источников на финансирование централизованных и нецентрализованных капитальных вложений;
  • перечисления денежных средств на особые счета (по фонду развития производства) и т. п.;
  • перечисления денежных средств в порядке внутриведомственного перераспределения прибыли;
  • оборотных средств, амортизационных отчислений, а также средств на финансирование научно-исследовательских работ, освоение новой техники и другие цели, предусмотренные в финансовом плане;
  • перечисления денежных средств в централизованные фонды и резервы вышестоящей организации;
  • выдачи заработной платы работникам предприятия и осуществления других кассовых операций;
  • оплаты счетов поставщиков и подрядчиков за отгруженные материальные ценности, оказанные услуги и выполненные работы в соответствии с заключенными договорами;
  • уплаты процентов за кредит по долгосрочным и краткосрочным ссудам банков;
  • обеспечение финансированием затрат, предусмотренных планом;
  • оформление испрашиваемых кредитов в соответствии с действующими правилами кредитования и обеспечения возврата полученных ссуд в установленные сроки;
  • осуществление операций по счетам объединения и головного предприятия в учреждениях банков;
  • предъявление в учреждения банков оформленных в установленном порядке платежных требований, других расчетных документов за отгруженную продукцию, оказанные услуги и выполненные работы; обеспечение своевременного получения документов на отгрузку продукции, выписки счетов и принятия мер к своевременному получению причитающихся с покупателей средств;
  • ведение ежедневного оперативного учета: реализации продукции, прибыли от реализации других финансовых показателей; отказов покупателей от акцепта платежных требований за отгруженную продукцию, оказанные услуги и выполненные работы по причинам отказов и принятие по ним соответствующих мер; выполнения других показателей финансового плана;
  • составление и представление руководству предприятия сведений и справок о ходе выполнения основных показателей финансового плана и о финансовом состоянии;
  • составление и своевременное представление вышестоящей организации, финансовым органам и учреждениям банков установленной оперативной финансовой отчетности;
  • осуществление мероприятий, способствующих ускорению оборачиваемости средств в расчетах;
  • совместно с отделами и службами объединения:
  • рассмотрение претензий и санкций, предъявленных покупателями и заказчиками, и разработка предложений по устранению недостатков, вызывающих эти претензии; предъявление претензий (совместно с юридическим отделом) и применение санкций к покупателям, поставщикам и заказчикам;
  • принятие мер (совместно с юридическим отделом и главной бухгалтерией) по своевременному и полному взысканию дебиторской задолженности с покупателей, квартиросъемщиков и других дебиторов;
  • внедрение наиболее целесообразных форм расчетов с покупателями и поставщиками, способствующих своевременности платежей, и обеспечение соблюдения правил ведения этих расчетов;
  • получение, хранение, оперативный учет и выдача наличных денег, ценных бумаг и бланков строгой отчетности в соответствии с Положением о ведении кассовых операций;
  • соблюдение установленного соответствующим банком лимита остатка наличных денег в кассах предприятия и обеспечения полной сохранности денежных знаков.

       В области контрольно-аналитической  работы главными функциями финансового  отдела являются следующие:

       осуществление контроля:

  • за выполнением показателей финансового, кассового и кредитного планов, а также планов по прибыли и рентабельности;
  • за состоянием отгрузки и реализация продукции;
  • за использованием по целевому назначению собственных и заемных оборотных средств в целом по объединению и по отдельным структурным подразделениям, ответственность по которым за соблюдение нормативов оборотных средств несут руководители соответствующих хозяйств предприятия;
  • за недопущением отвлечения отделами, службами и цехами оборотных средств основной деятельности на капитальное строительство и капитальный ремонт;
  • за своевременным рассмотрением соответствующими отделами, службами и цехами претензий покупателей и причин отказа от оплаты платежных требований за отгруженную продукцию и оказанные услуги;
  • за соблюдением отделами, службами и цехами установленных сроков для проверки акцепта платежных требований поставщиков, подрядчиков и других организаций и своевременным надлежащим их оформлением в соответствующих случаях, полных или частичных отказов от оплаты платежных требований в строгом соответствии с банковской инструкцией;
  • за выполнением планов и смет доходов и расходов жилищно-коммунального хозяйства и других аналогичных служб;
  • за соблюдением целевого использования нецентрализованных источников финансирования на затраты по нецентрализованным государственным капитальным вложениям, предусмотренные в плане;
  • за получением наличных денег в учреждениях банков на выплату заработной платы и другие расходы строго в пределах причитающихся сумм, определенных исходя из установленных правил и кассовых планов, утвержденных предприятиям объединения, и за соблюдением кассовой дисциплины. По всем вопросам, связанным с осуществлением перечисленных функций, финансовый отдел вносит свои предложения руководству предприятия;

       совместно с главной бухгалтерией и отделом  капитального строительства проверка: соответствия стоимости оборудования по заказам и заключенным договорам  ассигнованиям на эти цели, предусмотренным  за счет централизованных и нецентрализованных источников финансирования капитальных  вложений; правильности составления, оформления и утверждения смет, расчетов окупаемости  капитальных вложений по внедрению  новой техники и расширению производства товаров народного потребления, осуществляемых за счет средств фонда  развития производства и кредитов банка, а также смет на расходование поощрительных  фондов и других средств целевого назначения;

Информация о работе Управление оборотными активами предприятия