Административная ответственность индивидуальных предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 00:17, аттестационная работа

Описание работы

Объектом исследования выступает такой важный институт административного права как административная ответственность.
Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией некоторых положений действующего российского законодательства, регулирующего административную ответственность индивидуальных предпринимателей.
Цель данной работы: провести комплексный анализ отдельных положений законодательно закрепленных случаев наступления административной ответственности индивидуальных предпринимателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И СТАТУСЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ……………………………………………………………………...9
1.1. Административная ответственность: понятие, виды, принципы…...…….9
1.2. Понятие индивидуального предпринимателя и его правовой статус…...17
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ………..28
2.1. Сущность и виды ответственности индивидуальных предпринимателей………………………………………………………………………………...28
2.2. Анализ судебно-арбитражной практики по делам о привлечении к административной ответственности индивидуальных предпринимателей за период 2005-2008 годов, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации……………………………………...………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...……………………………71
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..74
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..80

Работа содержит 1 файл

И3 диплом3 Административная исп ++ (2).doc

— 508.50 Кб (Скачать)

     Протокол  об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (пункт 1 статьи 28.5 КоАП РФ)2.

     На  основании статьи 14.5 КоАП Российской Федерации продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг в организациях торговли и других организациях, которые осуществляют такие же операции, а также граждане зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечёт наложение административного штрафа:

     - на граждан - в размере от  пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

     - на должностных лиц – от  тридцати до сорока минимальных  размеров оплаты труда;

     - на юридических лиц - от трехсот  до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

     В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ3 налоговые ведомства имеют право налагать административные штрафы на:

     -организацию;

     -должностное лицо;

     -гражданина (кассира-операциониста) в обязанности которого входит применение ККМ.

     Однако  налоговые ведомства не имеют  право за конкретное правонарушение привлекать к ответственности одновременно всех трех субъектов4.

     В Постановлении Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  от 31 июля 2003 года №16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» установлен перечень случаев, которые понимаются под неприменением контрольно-кассовой техники.

     И так пунктом 1 Постановления №16 разъяснено, что под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:

     - фактическое неиспользование контрольно-кассового  аппарата (в том числе по причине  его отсутствия);

     - использование контрольно-кассовой  машины, не зарегистрированной в  налоговых органах;

     - использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр;

     - использование контрольно-кассовой  машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

     - использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;

     - пробитие контрольно-кассовой машиной  чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

     Таким образом, если на ККТ отсутствуют голограммы, то привлечь организацию или индивидуального предпринимателя к ответственности по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях нельзя. Так как согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 года №16 неприменение ККТ, перечисленные указанным Постановлением мы указали выше.

     В пункте 7 Постановления Пленума ВАС  РФ от 31 июля 2003 года №16 указано, что  в соответствии со статьёй 2.4 КоАП РФ лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. «Оценивая правомерность применения к индивидуальным предпринимателям административной ответственности, установленной статьи 14.5 КоАП РФ, судам следует исходить из того, что, поскольку данной статьей не определено иное, названные субъекты несут ответственность, предусмотренную для должностных лиц»1.

     Таким образом, за неприменение ККТ на индивидуальных предпринимателей может быть наложен штраф в размере от 30 до 40 МРОТ.

     Федеральная налоговая служба своим письмом  от 19 октября 2005 года №06-9-09/28 «О привлечении  к административной ответственности  граждан за неприменение ККТ», ещё раз подтвердила, что Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года №244-О установлено, что в случае неприменения контрольно-кассовой машины штраф может быть наложен при условии, что доказаны не только сам факт совершения правонарушения, но и вина юридического лица или индивидуального предпринимателя, которая проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от имени предприятия и допустивших неприменение контрольно-кассовых машин2.

     Следующей рассмотрим ответственность индивидуальных предпринимателей за такой административный проступок как нарушение норм антимонопольного законодательства Российской Федерации.

     В соответствии с действующим законодательством  организации или их руководители, а также индивидуальные предприниматели, виновные за противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность. Так, в случае нарушения антимонопольного законодательства предприятия (организации) в соответствии с предписанием антимонопольного органа обязаны прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор или внести в него изменения, заключить договор с другим хозяйствующим субъектом, перечислить прибыль, полученную в результате нарушения, в федеральный бюджет, осуществить реорганизацию в форме разделения или выделения с соблюдением условий и сроков, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием.

     Следующей рассмотрим ответственность индивидуальных предпринимателей за такой административный проступок как нарушение норм налогового законодательства Российской Федерации.

     Для начала следует определить, что понимается под термином «налоговое правонарушение». Этого не было сделано в рамках первой главы настоящей дипломной работы, так как налоговые правонарушения не являются основным предметом рассматриваемой в настоящем исследовании проблематики.

      Налоговым правонарушением признается виновно  совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сбоpax) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, а также Законом РФ от 27 декабря 1991 г.      № 2118-1 (в редакции Федерального закона от 8 июля 1999 г. № 142-ФЗ) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» установлена ответственность1.

     К налоговым правонарушениям относятся  следующие:

     -нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

     -уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

     -нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

     -непредставление налоговой декларации;

     -грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

     -неуплата или неполная уплата сумм налога;

     -незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение;

     -непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

     -неправомерное несообщение сведений налоговому органу;

     -несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест1.

     За  вышеперечисленные налоговые правонарушения первой частью Налогового кодекса РФ предусмотрены налоговые санкции, о сущности которых будет рассказано ниже.

     В Налоговом кодексе РФ установлено, что никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение налогового законодательства иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены кодексом, однако Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусмотрена административная ответственность за отдельные налоговые правонарушения.

     Виновным  в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействия) которых обусловили совершение данного правонарушения.

     Налоговым кодексом РФ предусмотрены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Смягчающими ответственность признаются следующие обстоятельства:

     -совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

     -совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

     -иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими1.

     Обстоятельством, отягощающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года. Это положение не действует при совершении следующих налоговых правонарушений: грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объемов налогообложения и недоплата или неполная уплата сумм налога.

     Теперь  рассмотрим формы и виды ответственности за совершение налоговых правонарушений.

     Формами ответственности за совершение налоговых  правонарушений являются административная и уголовная ответственности. Ведущим  видом, мерой ответственности являются налоговые санкции, которые устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в установленном законодательством размере. При наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств установленный размер санкции подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза, а при наличии обстоятельств, отягчающих ответственность, установленный размер санкции (штрафа) увеличивается на 100%. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке, при этом налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта1.

     Теперь  рассмотрим административную ответственность индивидуальных предпринимателей, связанную с нарушением порядка регистрации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 27.10.2008 года №175-ФЗ). Индивидуальные предприниматели согласно пункту 1 статьи 25 Закона №129-ФЗ несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, в случае:

     -непредставления или несвоевременного представления необходимых для включения в государственный реестр сведений;

     -представления недостоверных сведений2.

     Итак, Закон №129-ФЗ установил основания, при которых наступает ответственность заявителя за неправомерные действия при осуществлении государственной регистрации, однако мер ответственности Закон №129-ФЗ не определяет, отсылая в этом вопросе к иному законодательству Российской Федерации.

     Согласно  статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.

     В случае нарушения предпринимателем законодательства о государственной регистрации в отношении него применяется административная ответственность:

     1.     в соответствии с частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей1;

     2.     в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ - Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

     3. В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ - Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей2;

Информация о работе Административная ответственность индивидуальных предпринимателей