Административная ответственность индивидуальных предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 00:17, аттестационная работа

Описание работы

Объектом исследования выступает такой важный институт административного права как административная ответственность.
Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией некоторых положений действующего российского законодательства, регулирующего административную ответственность индивидуальных предпринимателей.
Цель данной работы: провести комплексный анализ отдельных положений законодательно закрепленных случаев наступления административной ответственности индивидуальных предпринимателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И СТАТУСЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ……………………………………………………………………...9
1.1. Административная ответственность: понятие, виды, принципы…...…….9
1.2. Понятие индивидуального предпринимателя и его правовой статус…...17
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ………..28
2.1. Сущность и виды ответственности индивидуальных предпринимателей………………………………………………………………………………...28
2.2. Анализ судебно-арбитражной практики по делам о привлечении к административной ответственности индивидуальных предпринимателей за период 2005-2008 годов, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации……………………………………...………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...……………………………71
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..74
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..80

Работа содержит 1 файл

И3 диплом3 Административная исп ++ (2).doc

— 508.50 Кб (Скачать)

     Так, предприниматель как гражданин  отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание2. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Полные товарищи в товариществе на вере несут ответственность по обязательствам товарищества своим имуществом, а участники-вкладчики несут риск убытков, связанный с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов в складочный капитал3. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости и уплаченной части вклада каждого из участников. Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества1. В соответствии со ст. 56 ГК РФ юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом2.

     Предприниматель как собственник организации (предприятия) в соответствии с трудовым правом устанавливает материальную ответственность работников за причиненный предпринимателю ущерб по их вине3. Материальная ответственность может быть установлена лишь за ущерб, который возник в результате противоправного и виновного поведения работников. Материальная ответственность бывает двух видов: ограниченная (в пределах 1/3 среднего месячного заработка) и полная, устанавливаемая для работника, с которыми заключен договор об индивидуальной или коллективной материальной ответственности. Полная материальная ответственность должна быть установлена при получении работником материальных ценностей (денег) под отчёт по разовым документам, а также, если в действиях работника, нанесшего ущерб, содержатся признаки уголовного преступления4.

     В учредительных документах предпринимательских  организаций необходимо в соответствии с трудовым правом устанавливать дисциплинарную ответственность работников как форму воздействия (взыскания) на нарушителей трудовой дисциплины.

     Административная  ответственность предпринимателей и должностных лиц предпринимательских организаций установлена за совершение ими административного правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности. Для предпринимателей основной формой административного наказания (ответственности) является штраф – денежное взыскание, выраженное  в рублях и установленное в размере, не превышающем пятидесяти тысяч рублей, или может быть выражено в другой величине в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в редакции Федеральных законов от 21.12.2009 № 330-ФЗ и № 336-ФЗ 1. Более подробно данный аспект настоящей дипломной работы будет рассмотрен во втором параграфе данной главы.

     Следующий вид юридической ответственности, которой могут подвергаться индивидуальные предприниматели – это уголовная ответственность. В соответствии с положениями Уголовного кодекса РФ уголовная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности предпринимателей, возникающей при совершении противоправных действий в процессе предпринимательской деятельности. Основанием уголовной ответственности предпринимателей является совершение действия, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ, в первую очередь, в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». Виновным в преступлении признается лицо, совершившее противоправноe деяние умышленно или по неосторожности. Видами уголовного оказания за противоправные действия при осуществлении предпринимательской деятельности являются: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок. Штраф устанавливается судом в пределах от 25 до 1 000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 недель до одного года. Размер штрафа устанавливается судом в зависимости от тяжести и вида совершенного преступления в сфере экономической деятельности2.

     Административное  право представляет собой отрасль публичного права, предметом регулирования которой являются отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. Нормами административного права регулируются публичноправовые отношения власти - подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями1.

     Как уже было рассмотрено в предыдущих параграфах, административная ответственность как один из самостоятельных видов юридической ответственности наступает за правонарушения, предусмотренные Административным кодексом, а также отдельными федеральными законами, если эти нарушения по своему характеру не несут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

     За  совершение административных правонарушений Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в редакции Федеральных законов от 21.12.2009 № 330-ФЗ и № 336-ФЗ, установил, что могут применяться следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест и др2.

     Не  рассматривая все виды административных правонарушений, за которые предприниматели и организации могут подвергнуться административной ответственности, перечислим те, которые непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью. Их все можно условно разделить на следующие одиннадцать групп:

     Во-первых, это нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда; прием на работу без паспорта или без регистрации;

     Во-вторых, это уклонение от участия в переговорах по коллективному договору, соглашению;

     В-третьих, невыполнение или нарушение коллективного договора, соглашения;

     В-четвёртых, нарушение санитарно-гигиенических правил и норм; нарушение права государственной собственности на недра, воды, леса, на животный мир; порча сельскохозяйственных и других земель; нарушение законодательства по осуществлению деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации;

     В-пятых, нарушение правил ввода в эксплуатацию новых предприятий и их последующей эксплуатации;

     В-шестых, нарушение правил торговли; незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена; продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил; продажа товаров без документов;

     В-седьмых, нарушение государственной дисциплины цен; продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов; незаконная продажа товаров или иных предметов; обман потребителей в небольшом размере; необеспечение маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров;

     В-восьмых, неисполнение предписаний федерального антимонопольного органа;

     В-девятых, нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности;

     В-десятых, нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений;

     В-одиннадцатых, нарушение установленных правил получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и камней или изделий, их содержащих; и другие административные правонарушения1.

     После проведения комплексного анализа причин и конкретных административных правонарушений, за совершение которых индивидуальные предприниматели подвергаются административной ответственности, рассмотрим некоторые из вышеперечисленных оснований более подробно.

     Первыми рассмотрим ответственность индивидуальных предпринимателей за такой административный проступок как низкое качество продукции (работ, услуг).

     Предпринимательские организации (изготовители, исполнители, продавцы) несут ответственность за низкое качество продукции (работ, услуг) в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей»1 и другими нормативными актами2.

     В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, действующим в редакции с изменениями, внесёнными Федеральными законами от 24.07.2007 №212-ФЗ, от 22.12.2008 №272-ФЗ, продажа товаров, не соответствующих требованиям стандартов, технических условий и образцам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке, на предприятиях торговли, а также на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, влечет наложение штрафа от 2 до 3 тысяч рублей3.

     Торговля  продовольственными товарами в нарушение  санитарных правил либо без сертификата и (или) знака соответствия, удостоверяющих их безопасность для жизни и здоровья потребителей, влечет предупреждение либо наложение штрафа от 4 до 5 тысяч рублей4.

     Если  установлено, что при несоблюдении производителем правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителей. Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

     Если  изготовитель (исполнитель, продавец) представил ненадлежащую, то есть недостоверную или недостаточно полную, информацию о товаре (работе, услуге), что повлекло за собой приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, он вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков.

     Вред, причиненный жизни, здоровью или  имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме, если он причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

     Другие  виды ответственности предпринимателей за производство и реализацию товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, не соответствующих стандартам, техническим условиям, условиям сертификации и знаков соответствия, установлены Федеральным законом Российской Федерации от  07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 25.10.2007 года №234-ФЗ).

     Отдельно  можно рассмотреть административную ответственность индивидуальных предпринимателей за несоблюдением требований по использованию контрольно-кассовых технологий (ККТ). Контроль за этим  осуществляют налоговые органы, которые:

     -осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона №54-ФЗ;

     -осуществляют контроль за полнотой учёта выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

     -проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

     -проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

     -налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования Закона №54-ФЗ.

     Право рассмотрения дел о неприменении кассовой техники и наложения административных штрафов за такое правонарушение за налоговыми ведомствами закреплено КоАП РФ и Законом №54-ФЗ. Налоговые ведомства имеют право налагать штрафные санкции за неприменение ККТ на организации и предпринимателей, такое право им представлено статьей 7 Закона №54-ФЗ.

     В соответствии со статьей 23.5 КоАП РФ к  компетенции налоговых органов отнесены дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 14.5 КоАП РФ.

     Дело  об административном правонарушении может  быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы  об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных пунктом 1 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

     Согласно  подпункту 1 пункта 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, признается поводом к возбуждению дела об административном правонарушении1.

Информация о работе Административная ответственность индивидуальных предпринимателей