Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:19, биография
В процессе развития рыночных отношений в России появилось много научных публикаций, посвященных антикризисному управлению в организациях. Возросший научный интерес к данной проблеме обусловлен углублением реформирования российской экономики и усилением влияния мировых кризисов на нее. Как результат - появление большого количества хозяйственных организаций, которые находятся в зоне рисков банкротства или уже на стадии банкротства. За время последнего мирового финансового кризиса количество дел о банкротстве организаций в России почти удвоилось (за период 2007-2010 годы их число увеличилось в 1,7 раза)1.
Результаты проведенного обследования показывают, что на многих предприятиях недооценена информатизация процесса планирования, ощущается нехватка квалифицированных специалистов по планированию.
В процессе исследования выявлены факторы, оказывающие определяющее влияние на реализацию функции планирования на предприятиях.
Таблица 7
Соотношение факторов, влияющих на реализацию планирования в организации
Факторы, влияющие на реализацию планирования, в % | ||||||
Наименование предприятия |
Степень неопределённости внешней среды |
Сфера деятельности |
Масштаб деятельности |
ОСУ |
Наличие отдела планирования |
Платежеспособность |
1. ООО «Группа эликор» |
20 |
15 |
20 |
15 |
10 |
20 |
2. ОАО «Тайфун» |
15 |
20 |
20 |
10 |
20 |
15 |
3. ООО «Самшит» |
30 |
20 |
10 |
20 |
5 |
15 |
4. ООО Sabmiller Rus |
20 |
20 |
20 |
15 |
15 |
10 |
5. ЗАО «Козельский механический завод» |
20 |
15 |
20 |
20 |
15 |
10 |
6. ООО «Серебряное кольцо» |
30 |
15 |
5 |
5 |
5 |
40 |
7. МУП ЖКХ «Город Козельск» |
10 |
20 |
5 |
20 |
10 |
35 |
8. ФГУП «Сосенский приборостроит завод» |
10 |
30 |
20 |
15 |
15 |
10 |
9. ОАО «Калужский турбинный завод» |
10 |
30 |
20 |
15 |
15 |
10 |
10. ЗАО «Процесс» |
20 |
20 |
10 |
15 |
20 |
15 |
11. ОАО «КЗ ЖБИ» |
20 |
20 |
15 |
15 |
15 |
15 |
12. ОАО «ИНСЭЛ» |
15 |
20 |
20 |
15 |
20 |
10 |
Обследование предприятий
Третья группа проблем связана с разработкой современных подходов к планированию деятельности предприятия в целях обеспечения эффективного антикризисного управления.
В диссертации разработаны способы реализации основных принципов планирования условиях антикризисного управления (таблица 8) и выявлены тенденции дальнейшего развития планирования в условиях антикризисного управления.
Одним из самых важных моментов планирования в условиях антикризисного управления является формирование системы показателей и определение значения плановых показателей. Проанализировав систему показателей в практике деятельности российских предприятий, можно сделать вывод о том, что в настоящее время она далека от совершенства. Как правило, используемые системы показателей предприятия характеризуются односторонностью и отстают от требований рынка. Они не обладают системными свойствами, не являются комплексными и представляют собой наборы некоторых экономических характеристик.
Таблица 8
Способы обеспечения выполнения принципов в условиях антикризисного управления
N п\п |
Принцип |
Способ достижения |
Комплексность |
Обязательное применение планов в любой сфере деятельности и во всех подразделениях. Все сопряженные частичные планы должны составлять общий сводный план деятельности предприятия и его социально-экономического развития. | |
Согласованность, взаимоувязанность показателей |
Необходим контроль за тем, чтобы показатели функциональных подразделений не противоречили утверждённым показателям стратегии организации. | |
Научная обоснованность |
Окончательный выбор варианта плана должен осуществляться после проведения системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования альтернативных вариантов | |
Реальность плановых показателей |
Обеспечивается увеличением | |
Гибкость, адаптивность |
Обеспечивается с помощью анализа динамики факторов внешней и внутренней среды и исследования их влияния на плановые показатели. | |
Рациональное использование |
Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами; улучшение качества и повышение экономической эффективности принимаемых решений. | |
Открытость, гласность |
Создание единой информационной базы. Стимулирование сотрудников в участии в формировании и реализации плана. | |
Непрерывность планирования |
Осуществление постоянного последовательного либо непрерывного планирования. |
Целью формирования системы показателей является создание научной базы управления организацией посредством:
- формирования научно-обоснованной системы управляющих воздействий, дифференцирующих силу, место, время и способ воздействия на элементы экономического объекта;
- установления такого сочетания факторов и условий, при которых возможно достижение цели с предельной эффективностью функционирования объекта.
Процесс планирования показателей в антикризисном управлении включает следующие этапы: 1.Проводится диагностика банкротства. Определяется уровень платёжеспособности предприятия; 2. Разрабатывается система показателей в зависимости от специфики предприятия; 3. Анализируются отчетные данные по показателям; 4. Сравниваются оптимальные и фактические показатели; 5. Определяются показатели на плановый период.
В разработанной в диссертации
методике определены требования к отбору
показателей и порядок
Все показатели разделены на три компоненты: маркетинговая, финансовая, кадровая и производственная (Таблица 9). При формировании системы показателей необходимо, прежде всего, обращать внимание на конкретные виды экономической деятельности, так как в зависимости от этого меняется значимость формирования тех или иных показателей.
Таблица 9
Зависимость показателя от вида экономической деятельности
показатель |
Вид экономической деятельности | |||||||
железнодорожное машиностроение |
ракетно-космическая промышленность |
приборостроение |
транспорт и связь |
ЖКХ |
строительное и коммунальное машиностроение |
автомобильная промышленность |
станкостроение | |
маркетинговая компонента | ||||||||
ассортимент продукции |
+ |
+ |
||||||
цена единицы продукции |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
номенклатура и объем
выпускаемой продукции в |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
объем реализации (продаж) продукции или оказания услуг |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
объём экспорта (если есть) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
расходы на рекламу |
+ |
+ |
+ | |||||
производственная компонента | ||||||||
уровень закупок сырья и материалов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
расход сырья и материалов на единицу продукции |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
запасы материалов, незавершенного производства и готовой продукции на складе |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
производственная мощность |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
показатели качества продукции |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
отдельные мероприятия по новой технике и технологии |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
финансовая компонента | ||||||||
себестоимость единицы продукции |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
прибыль и убытки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
размер оборотных средств по группам |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
объем капитальных вложений по направлениям |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
планирование общих затрат |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
управленческие расходы |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
план активов и пассивов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
кадровая компонента | ||||||||
выработка на одного работающего |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
производительность труда |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
среднемесячный уровень оплаты труда на 1 работающего |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
ФОТ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
численность персонала по категориям |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Алгоритм формирования показателей планирования, представленный на рисунке 2, позволяет:
Рис. 2. Алгоритм определения величины показателя
- определить важнейшие факторы эффективности работы организации и сконцентрировать усилия всех подразделений на достижение успеха по выбранным направлениям;
- стимулировать руководителей функциональных подразделений на достижение целей организации;
- оперативно принимать верные управленческие решения на основе сформированных приоритетов деятельности.
Таким образом, планирование в системе антикризисного управления – это интеграционный выбор организации в определённый период времени в соответствии с заданными целями в условиях высокого уровня нестабильности внешней и внутренней среды.
Модель планирования в условиях антикризисного управления предлагается в таблице 10.
Таблица 10
Модель планирования в условиях антикризисного управления
производство |
потребление | |||
основное производство |
обслуживающее производство |
конечная продукция |
валовой оборот предприятия | |
основное производство |
А1 |
А2 |
Y1 |
X1 |
обслуживающее производство |
А3 |
А4 |
Y2 |
X2 |
сырьё, материалы |
M2 |
|||
оборудование |
M1 |
O2 |
P | |
персонал |
R1 |
R2 |
Коэффициенты расхода
хi – общий объём выпуска продукции i-го наименования (валовой оборот); уi – товарный выпуск продукции i-го наименования.
Вычисление хi следует производить следующим образом:
хi=ai1x1+ ai2x2+…+ aiixi+…+ anixn + yi, где i=1,2…n,
n – число наименований продукции.
Информация о работе Планирование в системе антикризисного управления организацией