Планирование в системе антикризисного управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:19, биография

Описание работы

В процессе развития рыночных отношений в России появилось много научных публикаций, посвященных антикризисному управлению в организациях. Возросший научный интерес к данной проблеме обусловлен углублением реформирования российской экономики и усилением влияния мировых кризисов на нее. Как результат - появление большого количества хозяйственных организаций, которые находятся в зоне рисков банкротства или уже на стадии банкротства. За время последнего мирового финансового кризиса количество дел о банкротстве организаций в России почти удвоилось (за период 2007-2010 годы их число увеличилось в 1,7 раза)1.

Работа содержит 1 файл

af_emel.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

 

Результаты проведенного обследования показывают, что на многих предприятиях недооценена информатизация процесса планирования, ощущается нехватка квалифицированных  специалистов по планированию.

В процессе исследования выявлены факторы, оказывающие определяющее влияние на реализацию функции планирования на предприятиях.

Таблица 7

Соотношение факторов, влияющих на реализацию планирования в организации

 

Факторы, влияющие на реализацию планирования, в %

Наименование  предприятия

Степень неопределённости внешней среды

Сфера деятельности

Масштаб деятельности

ОСУ

Наличие отдела планирования

Платежеспособность

1. ООО «Группа эликор»

20

15

20

15

10

20

2. ОАО «Тайфун»

15

20

20

10

20

15

3. ООО «Самшит»

30

20

10

20

5

15

4. ООО Sabmiller Rus

20

20

20

15

15

10

5. ЗАО «Козельский  механический завод»

20

15

20

20

15

10

6. ООО «Серебряное  кольцо»

30

15

5

5

5

40

7. МУП ЖКХ «Город Козельск»

10

20

5

20

10

35

8. ФГУП «Сосенский приборостроит завод»

10

30

20

15

15

10

9. ОАО «Калужский турбинный  завод»

10

30

20

15

15

10

10. ЗАО «Процесс»

20

20

10

15

20

15

11. ОАО «КЗ ЖБИ»

20

20

15

15

15

15

12. ОАО «ИНСЭЛ»

15

20

20

15

20

10


Обследование предприятий позволило  увидеть одну из ключевых проблем  управления современной организацией – отсутствие четкой стратегии развития, поэтому плановые показатели формируются на основе данных прошлых лет без учета существующих экономических и производственно-хозяйственных условий. Этот факт позволяет считать одной из основных причин возникновения кризиса в организации недостатки в процессе и системе планирования, невыполнение принципов планирования.

Третья группа проблем связана с разработкой современных подходов к планированию деятельности предприятия в целях обеспечения эффективного антикризисного управления.

  В диссертации разработаны способы реализации основных принципов планирования   условиях антикризисного управления (таблица 8) и выявлены тенденции дальнейшего развития планирования в условиях антикризисного управления.

 Одним из самых важных моментов планирования в условиях антикризисного управления является формирование системы показателей  и определение значения плановых показателей. Проанализировав систему показателей в практике деятельности российских предприятий, можно сделать вывод о том, что в настоящее время она далека от совершенства. Как правило, используемые системы показателей предприятия характеризуются односторонностью и отстают от требований рынка. Они не обладают системными свойствами, не являются комплексными и представляют собой наборы некоторых экономических характеристик.

Таблица 8

Способы обеспечения выполнения принципов  в условиях антикризисного управления

N п\п

Принцип

Способ достижения

Комплексность

Обязательное применение планов в  любой сфере деятельности и во всех подразделениях. Все сопряженные частичные планы должны составлять общий сводный план деятельности предприятия и его социально-экономического развития.

Согласованность, взаимоувязанность  показателей

Необходим контроль за тем, чтобы показатели функциональных подразделений не противоречили утверждённым показателям стратегии организации.

Научная обоснованность

Окончательный выбор варианта плана  должен осуществляться после проведения системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования альтернативных вариантов

Реальность плановых показателей

Обеспечивается увеличением числа  учтённых факторов при прогнозировании  альтернативных показателей; стремлению к повышению точности прогнозов.

Гибкость, адаптивность

Обеспечивается с помощью анализа динамики факторов внешней и внутренней среды и исследования их влияния на плановые показатели.

Рациональное использование ресурсов

Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами; улучшение качества и повышение экономической эффективности принимаемых решений.

Открытость, гласность

Создание единой информационной базы. Стимулирование сотрудников в участии  в формировании и реализации плана.  

Непрерывность планирования

Осуществление постоянного последовательного либо непрерывного планирования.


Целью формирования системы показателей  является создание научной базы управления организацией посредством:

- формирования научно-обоснованной системы управляющих воздействий, дифференцирующих силу, место, время и способ воздействия на элементы экономического объекта;

- установления такого сочетания факторов и условий, при которых возможно достижение цели с предельной эффективностью функционирования объекта.

Процесс планирования показателей  в антикризисном управлении включает следующие этапы: 1.Проводится диагностика банкротства. Определяется уровень платёжеспособности предприятия; 2. Разрабатывается система показателей в зависимости от специфики предприятия; 3. Анализируются отчетные данные по показателям; 4. Сравниваются оптимальные и фактические показатели; 5. Определяются показатели на плановый период.

В разработанной в диссертации  методике определены требования к отбору показателей и порядок установления их приоритетов. Требования сводятся к следующему:

  1. Система показателей должна быть динамичной и меняться с учетом требований изменяющихся приоритетов. В первую очередь в систему показателей включаются те показатели, воздействие которых в настоящий момент наиболее актуально с точки зрения потребностей потребителей, влияния рынка, анализа конкурентоспособности.
  2. Система показателей должна обеспечивать достижение целей и задач развития объекта планирования.
  3. Система показателей должна позволять оценивать изменения в состоянии хозяйственной системы в различные моменты времени.
  4. В систему показателей рекомендуется включать измерители состава реального потока продуктов или услуг. Это необходимо для планирования конечных результатов деятельности.
  5. Система показателей должна обеспечить увязку натурально-вещественной и стоимостной динамики результатов деятельности организации.
  6. Значения показателей должны стимулировать сотрудников.

Все показатели разделены на три  компоненты: маркетинговая, финансовая, кадровая и производственная (Таблица 9). При формировании системы показателей необходимо, прежде всего, обращать внимание на конкретные виды экономической деятельности, так как в зависимости от этого меняется значимость формирования тех или иных показателей.

 

Таблица 9

Зависимость показателя от вида экономической деятельности

показатель

Вид экономической деятельности

железнодорожное машиностроение

ракетно-космическая  промышленность

приборостроение

транспорт и связь

ЖКХ

строительное и коммунальное машиностроение

автомобильная промышленность

станкостроение

маркетинговая компонента

ассортимент продукции

   

+

     

+

 

цена единицы продукции

+

+

+

+

+

+

+

+

номенклатура и объем  выпускаемой продукции в натуральном  выражении

+

+

+

   

+

+

+

объем реализации (продаж) продукции или оказания услуг

+

+

+

+

+

+

+

+

объём экспорта (если есть)

   

+

+

 

+

+

+

расходы на рекламу

   

+

     

+

+

производственная  компонента

уровень закупок сырья  и материалов

+

+

+

+

+

+

+

+

расход сырья и материалов на единицу продукции

+

+

+

+

+

+

+

+

запасы материалов, незавершенного производства и готовой продукции на складе

+

+

+

+

+

+

+

+

производственная мощность

+

+

+

+

 

+

+

+

показатели качества продукции

+

+

+

+

+

+

+

+

отдельные мероприятия  по новой технике и технологии

+

+

+

   

+

+

+

финансовая  компонента

себестоимость единицы  продукции

+

 

+

+

+

+

+

+

прибыль и убытки

+

 

+

+

+

+

+

+

размер оборотных средств  по группам

+

+

+

+

+

+

+

+

объем капитальных вложений по направлениям

+

 

+

+

+

+

+

+

планирование общих  затрат

+

+

+

+

+

+

+

+

управленческие расходы

+

+

+

+

+

+

+

+

план активов и пассивов

+

+

+

+

+

+

+

+

кадровая компонента

выработка на одного работающего

+

 

+

+

+

+

+

+

производительность труда

+

+

+

+

 

+

+

+

среднемесячный уровень оплаты труда на 1 работающего

+

+

+

+

+

+

+

+

ФОТ

+

+

+

+

+

+

+

+

численность персонала  по категориям

+

+

+

+

+

+

+

+


 

Алгоритм формирования показателей  планирования, представленный на рисунке  2, позволяет:

Рис. 2. Алгоритм определения величины показателя

- определить важнейшие факторы эффективности работы организации и сконцентрировать усилия всех подразделений на достижение успеха по выбранным направлениям;

- стимулировать руководителей функциональных подразделений на достижение целей организации;

- оперативно принимать верные управленческие решения на основе сформированных приоритетов деятельности.

Таким образом, планирование в системе  антикризисного управления – это  интеграционный выбор организации  в определённый период времени в  соответствии с заданными целями в условиях высокого уровня нестабильности внешней и внутренней среды.

Модель планирования в условиях антикризисного управления предлагается в таблице 10.

Таблица 10

Модель планирования в условиях антикризисного управления

производство

потребление

 

основное производство

обслуживающее производство

конечная продукция

валовой оборот предприятия

основное производство

А1

А2

Y1

X1

обслуживающее производство

А3

А4

Y2

X2

сырьё, материалы

 

M2

 

оборудование

M1

O2

P

персонал

R1

R2

 

Коэффициенты расхода обозначим  аij. Этот показатель можно выразить как в натуральном, так и в стоимостном измерении.

хi – общий объём выпуска продукции i-го наименования (валовой оборот); уi – товарный выпуск продукции i-го наименования.

Вычисление хi следует производить следующим образом:

хi=ai1x1+ ai2x2+…+ aiixi+…+ anixn + yi,         где i=1,2…n,

n – число наименований продукции.

Информация о работе Планирование в системе антикризисного управления организацией