Планирование в системе антикризисного управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:19, биография

Описание работы

В процессе развития рыночных отношений в России появилось много научных публикаций, посвященных антикризисному управлению в организациях. Возросший научный интерес к данной проблеме обусловлен углублением реформирования российской экономики и усилением влияния мировых кризисов на нее. Как результат - появление большого количества хозяйственных организаций, которые находятся в зоне рисков банкротства или уже на стадии банкротства. За время последнего мирового финансового кризиса количество дел о банкротстве организаций в России почти удвоилось (за период 2007-2010 годы их число увеличилось в 1,7 раза)1.

Работа содержит 1 файл

af_emel.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

Результаты статистического обследования предприятий Калужского региона, столкнувшихся  с кризисными ситуациями и антикризисным управлением (таблицы 2 и 3) показывают, что за последние 2 года число предприятий, на которые были поданы заявления о банкротстве, увеличилось более чем в 5 раз (с 37 до 201).

 

Таблица 2

Сведения о заявлениях о признании должника банкротом, находящихся в производстве7

Вид экономической деятельности

год подачи заявления  о признании должника банкротом

2006

2007

2008

2009

Число предприятий по видам экономической деятельности

Промышленность

15

4

14

63

Сельское хозяйство

21

8

7

38

Транспорт и связь

14

3

10

18

Строительство

17

9

13

41

Торговля

16

9

26

30

ЖКХ

5

4

14

11

Итого

88

37

84

201


Из двенадцати руководителей обследованных предприятий, 100% столкнулись с финансовыми проблемами (проблемы перераспределения денежных средств, оплаты труда, проблемы нехватки средств). Кроме того, следует отметить проблемы поставки материально-технических ресурсов и реализации готовой продукции. Наибольшее число проблем коснулось предприятий отраслей промышленности и строительства.

Таблица 3

Сведения о предприятиях, столкнувшихся  с кризисными ситуациями (за 2009 год)

Сфера

              деятельности

 

Тип проблемы

Промышленность

Сельское хозяйство

Транспорт и связь

Строительство

Торговля

ЖКХ

Кадровые проблемы

+

+

   

+

 

Проблемы сбыта

+

   

+

+

 

Финансовые проблемы

+

+

+

+

+

+

Проблемы закупок

+

   

+

 

+

Производственные проблемы

+

 

+

+

   

На основе проведённого анализа, в диссертации аргументируются такие причины необходимости планирования как:

- обоснование стратегии вывода организации из кризисной ситуации;

- определение основных рыночных перспектив организации, объема продаж, ожидаемых финансовых результатов;

- определение источников финансирования намеченных мероприятий.

Выделены  основные отличия между планированием  в условиях стабильной внешней среды  и планированием в системе  антикризисного управления.

Таблица 4

Факторы, определяющие различия между планированием и  планирование в систем антикризисного управления

фактор

планирование  в условиях стабильной среды

планирование  в системе антикризисного управления

уровень риска

риск минимален

высокий уровень неопределенности и риска

цели организации

стабильны, носят  долгосрочный характер

могут меняться в зависимости от изменений во внешней среде

базовая стратегия

стратегии роста

стратегия дифференциации8

маркетинговая деятельность

направлена  на сбыт продукции (70% - на внутренний рынок, 30% - на внешний)

обеспечивается  в условиях ограниченных ресурсов и времени, направлена на управление взаимоотношениями с клиентами

кадровая  стратегия

развитие  системы стимулирования труда

профилактика  кризисов, интеллектуальный рост.

критерии  эффективности

стабильность  деятельности, уровень прибыли

рациональное распределение ресурсов, формирование организационно-технической базы и кадровой для дальнейшего развития


Как выведение предприятия из кризиса, так диагностика и профилактика кризиса предполагают необходимость стратегического подхода к управлению.

Процесс и система планирования на предприятии оцениваются в  диссертации  не просто как один из элементов разработки антикризисной стратегии, а представляет собой непрерывный процесс изучения путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов, что требует должного внимания тактическому и операционному планированию.

Выполненный в диссертации комплексный  анализ существующих подходов и методов планирования позволил предложить три подхода к планированию: расчетный математический, экспертный подход и экстраполяционный, которые в полной мере отражают методологию планирования современной организации. В исследовании отмечается уменьшение возможностей экстраполяционного подхода в планировании в связи с «парадигмальными изменениями» в экономике и бизнесе под влиянием технологической революции и процессов глобализации9. Это, в свою очередь, требует дальнейшего совершенствования методов и инструментов планирования: создание нормативной и информационной базы планирования, чтобы получить возможность регулировать развитие организации за счет формирования показателей, которые охватывают стратегические, ключевые элементы деятельности предприятия, косвенно воздействующие и на организацию в целом; автоматизацию технологического процесса разработки плана предприятия, стимулирование разработчиков и исполнителей планов, профессионализм специалистов по планированию.

Функция планирования в  диссертации дифференцируется в  более конкретные функции: 1- инициирующая функция - активизация намеченных целей, действий и решений. 2 - координирующая функция – обеспечение и поддержание целесообразного соотношения между действиями всех подразделений с ориентацией на общий результат. 3 - нормативная функция -  разработка норм и плановых показателей, в соответствии с которыми осуществляется общее планирование деятельности предприятия. 4 - стимулирующая функция – способствует стремлению персонала к выполнению обязанностей, конкретных действий, работы, позволяет использовать план для проявления и поддержания заинтересованности сотрудников в результатах своего труда. 5 - оптимизационная функция – поиск наиболее эффективных способов достижения цели, в том числе обеспечения выполнения миссии организации, наиболее рационального использования ресурсов. 6 - интегрирующая функция - обеспечение взаимодействия субъектов планирования в процессе обмена информацией и выработки решений. 7 - обеспечивающая функция – обеспечивает достижение целей организации.

В диссертации, на основе обобщения результатов обследования предприятий Калужской области, обосновывается, что предложенная дифференциация планирования и его развитие в части совершенствования нормативной, оптимизационной, обеспечивающей функций даст возможность комплексно и последовательно решать такие задачи антикризисного управления, как: диагностика и идентификация кризиса и финансового состояния предприятия, восстановление финансовой устойчивости предприятия, а также минимизация потерь и негативных последствий финансового кризиса предприятия.

  Вторая группа проблем затрагивает оценку существующей в настоящее время системы регулирования деятельности современных средних и крупных предприятий в России.

Для получения объективной и  полной картины в ходе диссертационного исследования были изучены действующие системы планирования на двенадцати современных средних и крупных предприятиях, относящихся к различным отраслям промышленности и расположенных на территории г. Калуги и Калужской области10.

Таблица 5 характеризует наличие систем долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования на обследуемых предприятиях. Система краткосрочного планирования имеется на всех исследованных предприятиях, а среднесрочного - на восьми предприятиях. Долгосрочные планы формируются на трёх самых крупных предприятиях.

 В диссертационном исследовании показано, что одна четвертая часть предприятий вообще не использует нормативы в процессе планирования.

Таблица 5

Использование систем планирования на обследуемых предприятиях*

Наименование  предприятия

Вид экономической деятельности

Долгосрочное планирование

Среднесрочное

планирование

Краткосрочное

планирование

1. ООО «Группа Эликор»

Производство бытовых  приборов, торговля

-

+

+

2. ОАО «Тайфун»

Производство механического  оборудования

+

+

+

3. ООО «Самшит»

Швейное производство

-

+

+

4. ООО Sabmiller Rus

Производство напитков

+

+

+

5. ЗАО «Козельский  механический завод»

Производство механического  оборудования

-

+

+

6. ООО «Серебряное  кольцо»

Производство пищевых  продуктов

-

-

+

7. МУП ЖКХ «Город Козельск»

Строительство

-

-

+

8. ФГУП «Сосенский  приборостроительный завод»

Производство оборудования

-

-

+

9. ОАО «Калужский турбинный  завод»

Производство механического  оборудования

+

+

+

10. ЗАО «Процесс»

Производство механического  оборудования

-

+

+

11. ОАО «Калужский завод железобетонных изделий»

Производство металлических  изделий

-

-

+

12. ОАО «ИНСЭЛ»

Производство электрооборудования

-

+

+


 

Формальный характер многих нормативов или даже их отсутствие, как показало исследование, являются одной из причин невыполнения планов на обследуемых предприятиях. Кроме того, отделы планирования на предприятиях занимаются планированием не в полной мере, в функции сотрудников входит в основном налоговая и финансовая отчетность.

Рис. 1. Сравнительная характеристика результата выполнения планов в организации

В качестве условий планирования  на предприятиях рассматривались способы, подходы, средства, необходимые для  нормального осуществления процесса планирования. Так, важнейшими условиями  планирования являются: 1.Создание нормативной базы планирования; 2.Создание информационной базы планирования; 3.Автоматизация технологического процесса разработки плана предприятия; 4. Стимулирование разработчиков и исполнителей планов; 2. Профессионализм специалистов по планированию, постоянное повышение их профессионального уровня.

 Таблица 6

Типы нормативов, применяемых предприятиями

Наименование  предприятия

Наличие нормативов

Виды нормативов

1. ООО «Группа эликор»

+

Норматив времени, норматив трудоёмкости, норматив численности  работников

2. ОАО «Тайфун»

+

Остатки незавершённого производства

3. ООО «Самшит»

+

Норматив численности  работников

4. ООО Sabmiller Rus

+

Норматив времени, норматив трудоёмкости, норматив обслуживания, норматив численности работников, норматив управляемости

5. ЗАО «Козельский механический завод»

_

_

6. ООО «Серебряное  кольцо»

_

_

7. МУП ЖКХ «Город Козельск»

+

Норматив трудоёмкости, норматив численности работников

8. ФГУП «Сосенский  приборостроительный завод»

+

Норматив времени, норматив трудоёмкости, норматив численности работников

9. ОАО «Калужский турбинный  завод»

+

Норматив времени, норматив трудоёмкости, норматив обслуживания, норматив численности работников, норматив управляемости

10. ЗАО «Процесс»

+

Трудоёмкости

11. ОАО «КЗ ЖБИ»

-

-

12. ОАО «ИНСЭЛ»

+

Остатки незавершенного производства, норматив численности работников

Информация о работе Планирование в системе антикризисного управления организацией