Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:40, лабораторная работа
Транспорт - одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны. С давних времен транспорт являлся двигателем прогресса. Человек использовал любые подручные средства для перевозки людей и грузов. С изобретением колеса, а несколько позже и различных типов двигателей человек стал соответственно развивать и средства передвижения: повозки, кареты, пароходы, паровозы, самолеты и т. д. Это позволяло совершать поездки на большие расстояния и с различными целями
Глава 11. Транспортные услуги в туризме
11.1. Роль и место
транспортных услуг на
Транспорт - одна
из важнейших составных частей
материальной базы экономики
любой страны. С давних времен
транспорт являлся двигателем
прогресса. Человек
В настоящее время
транспорт является одним из самых
важных компонентов экономики
Велика роль транспорта
в решении социальных проблем, обеспечении
деловых, культурных и туристских поездок
населения, развитии культурного обмена
внутри страны и за рубежом
Транспорт обеспечивает
развитие международных экономических
отношений, способствуя осуществлению
взаимовыгодного обмена между различными
странами
Исторически на формирование
транспортных систем различных государств
оказывало влияние их географическое
расположение, природный потенциал,
а нередко и климатические, и
ландшафтные характеристики. Это
привело к формированию тех транспортно-гехнических
баз, которые наиболее рационально используются
в условиях конкретного региона и государства
К примеру, структуру
железнодорожного транспорта выгоднее
развивать в регионах с преимущественными
равнинами, а речную - при наличии
системы рек и озер, как в
Австрии, Германии, России, Финляндии
и Канаде
Моря и океаны
как наиболее удобные и доступные
пути для перемещения людей еще
с древнейших времен способствовали
близким и дальним
туризму
Впервые английский
пастор Томас Кук, от которого отсчи-тывается
история современного туристского движения,
организовал именно железнодорожное путешествие
из Ливерпуля в Лондон. Затем в 1843 г. он
организовал лодочные экскурсии по Темзе.
Практически в это же время на американском
континенте на легендарном колесном пароходе
«Миссисипи» компания «Америкен Экспресс»
открыла регулярные экскурсии по Миссисипи.
Аналогичные круизы стали совершаться
по Нилу, Рейну, Дунаю
Развитию транспорта
как составной части
В XX в. в России была
создана мощная транспортная система.
Протяженность сети сообщения всех видов
транспорта составляет на сегодня около
5 млн км
С развитием туризма
транспортные пути будут постоянно
расширяться, так как увеличение
спроса на путешествия оказывает
положительное влияние на развитие
транспортной инфраструктуры. Транспорт
же, в свою очередь, позволяет расширять
географию путешествий. Происходит
полезное и выгодное двум сторонам
взаимовлияние.
Транспортные услуги
- один из основных видов услуг в
туризме. На них приходится и основная
доля в структуре цены тура. В
зависимости от продолжительности,
дальности путешествия эта доля
(в большинстве случаев) колеблется
от 20 до 60 %
Различные виды транспорта
используются туристскими организациями
для перевозки туристов во время
путешествий
Основная доля в
общей структуре транспортных услуг
принадлежит авиационному транспорту.
Наибольшее количество туристов, особенно
путешествующих на дальние расстояния,
пользуются услугами авиации. При этом
самолет можно, фигурально выражаясь,
назвать транспортом
Автомобильный транспорт
можно с полным правом назвать
транспортом всеобщего
Главный конкурент
автобусов в групповых
Водный транспорт, речной и морской сами по себе уже вызывают образ туристского - круизного обслуживания и используются в туризме достаточно активно. Водные путешествия имеют ряд как преимуществ, так и недостатков по сравнению с другими видами транспорта. Наиболее значимыми преимуществами являются высокий уровень комфорта, большой объем единовременной загрузки, возможности реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм и др.), полноценного отдыха, полный комплекс жизнеобеспечения. Основными недостатками можно назвать невысокую скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы, ограничение мобильности, а зачастую и подверженность части людей «морской болезни» на морских круизах
11.2. Воздушный транспорт
в туристских перевозках
Согласно статистике
темпы роста популярности авиатранспорта
выше, чем автотранспорта, что обусловливается
все большим расширением
- во-первых, авиация - самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния;
- во-вторых, сервис на авиарейсах в настоящее время имеет привлекательный для туристов вид;
- в-третьих, авиационные
компании напрямую и через
международные сети
Воздушный транспорт
является одной из наиболее быстро
и динамично развивающихся
Сейчас в мире
насчитывается более 1300 авиакомпаний.
В среднем в год на авиарейсах
перевозится около 1,5 млрд человек.
Международные воздушные сообщения обеспечивают
сейчас свыше 470 перевозчиков, около 250
из них совершают международные регулярные
авиарейсы. В обслуживании международных
воздушных сообщений участвуют свыше
1 тыс. аэропортов мира, около 650 из них
обслуживают международные регулярные
авиаперевозки
Крупнейшими авиакомпаниями
мира по количеству перевозок считаются
американские «Delta Air lines», «Pan Amerikan», «United»,
французская «Air France», немецкая «Lufthansa»,
британская «British Airways» и др. Крупной авиакомпанией
считается российский «Аэрофлот»
Однако систему
международного воздушного транспорта
составляют не только международные
авиаперевозчики и аэропорты, но
и государства, связанные международными
воздушными линиями и обеспечивающие
эти сообщения, а также международные
организации в области
Сеть международных
перевозок в настоящее время
охватывает все географические регионы
и более 150 государств мира
Воздушный транспорт
регулируется тремя способами:
1) национальное регулирование
- лицензирование
2) межправительственное
регулирование - когда регулярные
воздушные маршруты
3) международное
регулирование - когда тарифы
на регулярные авиарейсы
Одним из видов международного
регулирования авиаперевозок
Пул-договор соединяет
авиакомпании, действующие на одних
международных маршрутах, в целях
оптимизации расписания движения самолетов,
уменьшения направления и регулирования
пассажиропотоков в пиковые часы
и периоды, а также в целях
увеличения прибыли на этих маршрутах
и ее дальнейшего распределения
между авиалиниями
Пул-договор в
принципе может привести к уничтожению
конкуренции на маршруте. Но это
также означает сохранение возможности
участия в перевозках на линиях компаниям
разной величины. Пул-договоры часто заключаются
между авиакомпаниями, не сравнимыми по
величине, для того, чтобы обеспечить им
наилучшие провозные возможности и прибыли.
Финансовые соглашения между перевозчиками,
объединенными в пул, обычно лимитируют
максимальный размер выручки, передаваемой
от одного перевозчика к другому, для уменьшения
возможности поддержки правительством
неэффективных перевозчиков. В некоторых
странах, однако, пул-договоры на сегодня
запрещены (например, в США)
Международное регулирование
авиаперевозок осуществляется на основе
международных соглашений, подписанных
между странами за много лет.
Варшавская конвенция
1929 г. была первым общим соглашением
между авиакомпаниями, касающимся вопросов
обеспечения ответственности
Чикагская конвенция
по гражданской авиации 1944 г., в дискуссии
по принятию которой принимали участие
80 стран, содержит соглашение по стандартизации
миграционных процедур воздушного сервиса
между странами. Эти принципы были приняты
для обеспечения основы для двусторонних
соглашений между странами. В соглашении
было оговорено не регулировать чартерные
перевозки, разрешая странам применять
индивидуальное регулирование и условия,
по которым они принимают и обслуживают
чартерные рейсы.
Бермудское соглашение
1946 г. англо-американское по трансатлантическим
рейсам регулировало двусторонние
соглашения по этим маршрутам. В 1977 г. Бермудское
соглашение было пересмотрено (и ратифицировано
в 1980 г.), в 1986 г. новое соглашение расширило
фактическую нагрузку на маршруты через
Атлантику, ограниченную двумя британскими
и двумя американскими
Поскольку воздушный
транспорт с каждым годом занимает
все более прочные позиции
в общемировой транспортной системе,
уже давно возникла необходимость
в его общемировой координации
и регулировании. Этими вопросами
занимаются международные авиационные
организации. Рассмотрим наиболее влиятельные
и известные из них.