Разработка стратегий развития горнолыжного туризма в Крыму

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:02, дипломная работа

Описание работы

Недостаточная разработанность проблем развития горнолыжного туризма, процессов формирования экономического эффекта от его реализации определили цель и задачи дипломного исследования.
Цель дипломной проекта состоит в разработке стратегий развития горнолыжного туризма в Крыму.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты горнолыжного туризма……………………….7
Сущность и история развития горнолыжного туризма ………...…7
1.2. Предпосылки и факторы развития мировых горнолыжных курортов………………………………………………………………...…………1
1.3.Виды горнолыжного туризма…………………………………………….22
Глава 2. Современное состояние развития горнолыжного в Украине и Крыму……………………………30
2.1. Анализ современного состояния и тенденций развития туристической сферы экономики Украины………………30
2.2. Особенности горнолыжного туризма в Крыму……….……………..….47
Глава 3. Разработка стратегий развития горнолыжного туризма в Крыму………………………………………….53
3.1 Проблемы формирования стратегий развития горнолыжного туризма …………………………………………53
3.2. Стратегия организации эффективного управления предприятиями горнолыжного туризма……………69
3.3. Разработка Бизнес-плана ОАО «Крымспуск» горнолыжного туризма в Крыму…………………………………….79
Заключение…………………………………………………………………..113
Список используемых источников………………………………………..118
Приложения………………………………………………………………...123

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 967.00 Кб (Скачать)

Результаты анализа данного  показателя в 2005 г. и 2008 г. свидетельствуют о том, что в эти годы темп изменения объема предоставленных туристических услуг незначительный, всего 6,8% и 5,7% соответственно. В 2009 г. вновь наблюдается рост темпа изменения объема предоставленных туристических услуг в сторону повышения на 26,8%. Такое увеличение общего количества туристов, обслуженных туроператорами в 2009 г., получилось за счет увеличения количества обслуженных внутренних туристов по областям: Ивано-Франковской (в 2,4 раза), Запорожской (в 1,6 раза), Черниговской (в 1,6 раза), Запорожской (в 1,6 раза), Винницкой (на 23%), Днепропетровской (на 17%), Тернопольской (на 15%). Кроме стремительного роста потоков внутреннего туризма, об улучшении экономического состояния в стране свидетельствует также и увеличение в 1,5 раза объемов потребления туристами услуг за счет удлинения средней продолжительности обслуживания.

Примечание:

*по данным формы .№ 1-ТУР Украины за 2004-2009гг.

Рис. 2.6. Динамика темпа  изменения объема предоставленных  туристических услуг

Анализ статистических данных, отражающих динамику объема туристических услуг в целом по Украине и в среднем, приходящемся на одного работника, свидетельствует о разных темпах их изменения (рис. 2.7).

Рис. 2.7. Динамика объема туристических услуг, предоставляемых  в среднем одним работником

 

Так, если в 2007 г. общий показатель объема предоставляемых туристических услуг возрос всего на 42%, то в среднем один работник предоставлял на 72% больше услуг, чем в 2006 году. В 2007 г. общий объем предоставляемых туристических услуг возрос всего на 42,1%, тогда как темп изменения в среднем на одного работника составил 56,5%. В 2009 г. это соотношение изменилось. Так, если общий объем предоставляемых туристических услуг в 2009 г. возрос на 26,8%, то темп роста объема туристических услуг в среднем на одного работника составил всего 14,6%.

Объем предоставленных туристических  услуг постоянно увеличивался и  рост с 1999 г. по сравнению с 2009 г. составил 818%. Количество субъектов по статистической отчетности увеличивалось, снижение имело место в 2007 г., когда произошло разделение согласно Закону Украины «О туризме» на туроператоров, турагентов и объекты физической деятельности.

С 2000 г. по отношению к 1999 г. рост составил 29,8%. Но в 2004 г. произошло снижение на 16,9%. В 2005 г. по сравнению с 2004 г. – на 13,4%, но по сравнению с 2004 г. снижение было на 4%. В 2006 г. численность персонала по сравнению с 2005 г. снизилась на 6%. При разделении в 2007 г. предприятий на турагентов, туроператоров и другие объекты, т.е. получившие лицензии и зарегистрированные, по статистическим данным количество персонала составило 2589 тыс чел. что на 14,9 ниже, чем в 2006 г. В 2008 г. рост составил 9,6% , а в 2009 г. 6%. Количество персонала так и не достигло уровня 2000 г.

В региональном разрезе  сохраняется тенденция диспропорционального развития туризма. Больше половины объемов туристической деятельности приходится на три региона – АР Крым, г. Киев, Одесскую область (рис. 2.8).


Примечание:

*по данным  формы .№ 1-ТУР Украины за 2004-2009гг.

Рис. 2.8. Объем услуг, оказанных субъектами туристической деятельности по регионам Украины

 

В регионах, которые являются депрессивными в других областях, туризм также не приобрел надлежащего развития, не считаясь с наличием необходимых для этого естественных, историко-культурных и трудовых ресурсов. От 48% до 67% объемов туристической деятельности в Украине обеспечивают предприятия АР Крым, г. Киев и Одесской области (Приложение А.1). На Карпатский регион (Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Черновицкая области) приходится 5-12% общих объемов туристической деятельности. Следующие 10 регионов (Приложение А.2) из года в год отличаются низкими показателями проекта субъектов туристической деятельности и занимают последние места по рейтингу.

Недостаточный уровень  развития туристической деятельности наблюдается в Сумской, Черниговской, Житомирской областях. Удельный вес количества туристов, обслуженных предприятиями этих областей, не превышает 1% от общего по Украине объема. Такое положение сохраняется в течение последних 4-х лет.

В 2006 г. заметно активизировалась туристическая деятельность в Волынской, Тернопольской, Закарпатской, Ивано-Франковской областях благодаря проведению комплексных рекламно-информационных мероприятий по презентации отечественного турпродукта на государственном и региональном уровнях. Наибольшими темпами прироста туристических потоков, в частности въездного и внутреннего, отличается среди этих регионов Тернопольская область.

Вместе с тем, туристический и природно-рекреационный потенциал этих областей, а также Винницкой, Луганской, Кировоградской, Ровенской, Хмельницкой, Черкасской, для которых удельный вес количества обслуженных туристов не превышает 1,8% от общего по Украине объема, можно использовать намного эффективнее. В этих регионах для успешного развития туризма, кроме природно-климатических ресурсов, имеются также комплекс объектов историко-культурного наследия, благоприятное экологическое положение, удобное географическое расположение, учитывая близость границ с европейскими государствами, развитая система транспортного соединения и т.п.

По итогам 2006 г. наблюдается значительный рост основных показателей проекта субъектов туристической деятельности Украины по сравнению с 2008-2009 гг. (Приложение Б).

Несмотря на то, что  территория Украины имеет достаточный  потенциал для развития туризма, интенсивность посещений иностранными туристами ее отдельных регионов существенно разнится (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Распределение регионов Украины по числу посещений  их

иностранными туристами

Количество посещений

Регионы

До 1 тыс.чел.

Донецкая, Житомирская, Киевская (без  г. Киев),

Луганская, Полтавская, Сумская, Тернопольская, Хмельницкая и Черниговская области

От 1 до 2 тыс.чел.

Винницкая, Кировоградская, Ровенская, Херсонская и Черкасская области

От 2 до 3 тыс.чел.

Волынская и Днепропетровская области

От 3 до 5 тыс.чел.

Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франковская,

Николаевская и Харьковская области

От 5 до 10 тыс.чел.

Черновицкая область 

От 10 до 20 тыс.чел.

Севастополь

От 20 до 50 тыс.чел.

Львовская и Одесская области

Свыше 50 тыс.чел.

Киев и Автономная Республика Крым




 

Несмотря на широкую  «географию» туристов, которые приезжают в Украину, преобладающую часть (78%) составляют туристы из стран СНГ, и прежде всего, из Украины, Беларуси и Молдовы. Относительно других стран более всего Украину посещают туристы из Венгрии, Словакии и Польши (Приложение Б.2).

При этом часть иностранных туристов, которые путешествовали в туристических группах, является незначительной - лишь 1,2%. Большинство граждан, которые, по существующей классификации, рассматриваются как иностранные туристы, фактически такими не являются, а посещают Украину по служебным или частным целям (и в том числе - для ведения частного бизнеса). Это вместе с тем является ярким свидетельством недостаточности развития в Украине организованного туризма.

Крым устойчиво занимает одно из ведущих мест в Украине по абсолютным показателям: четвертое место по объему услуг туристам, платежам в бюджет от туристической деятельности, количеству обслуженных туристов, среднесписочной численности работников, занятых в туристической отрасли; третье – по количеству экскурсантов, обслуженных туристическими предприятиями, и второе – по детскому оздоровлению.

Закон Украины «О внесении изменений в Закон «О туризме» приблизил всю туристическую  деятельность к европейским стандартам. В Севастополе пролицензировано 118 туроператоров и турагентов, сертифицировано 58 объектов размещения. Вплотную идет аккредитация экскурсоводов и гидов-переводчиков.

Таблица 2.4

Динамика основных экономических показателей в туристических предприятиях Крыма

Периоды (годы)

Объем предоставленных услуг,

млн.грн.

Поступ-ления в бюджет, млн.грн.

Затраты,

млн.грн.

Количество субъектов тур-деятель-ности

Количество работ-ников,

чел.

Выра-ботка на одного чело-века,

млн.грн.

1999

26,8

3,86

22,5

146

2642

0,01

2000

43,7

5,2

38,1

182

3431

0,013

2004

76,75

7,55

71,09

213

2851

0,026

2005

82,0

7,55

70,1

261

3234

0,025

2006

115,0

9,5

103,2

311

3041

0,037

2007

163,52

8,7

133,5

176

2589

0,063

2008

169,4

8,75

149,6

198

2606

0,065


Примечание:

* по данным формы № 1-ТУР за 1999-2008гг.

По данным табл. 2.4 можно  сделать вывод, что объем реализации предоставленных услуг с каждым годом увеличивался, но количество использования персонала увеличивалось до 2007 г., а в 2007 г. из-за политической нестабильности, сократился приток туристов в Украину, Крым и Севастополь, вследствие чего необходимо было сократить персонал и направить его в другие отрасли. Одна из особенностей туристического потребления заключается в том, что предельная полезность продукта с точки зрения самого туриста, страны его постоянного проживания, страны, в которую турист приехал, и с точки зрения рынка, различны.

Эта особенность вытекает из того объективного факта, что рынок  туристических услуг сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями). Кроме того, имело место увеличение стоимости путевок на 20%, так как была отменена нулевая ставка НДС на въездной туризм, и как следствие, объем предоставленных услуг увеличился и, в связи с этим, возросла производительность труда работников предприятий. В 2008 г. наблюдается увеличение численности персонала, но незначительно.

АРК имеет большой потенциал для развития туризма. На международных линиях работает 5 пассажирских теплоходов в Севастополе и Ялте, 12261 субъект предпринимательской деятельности имеет лицензии на оказание туристических услуг, где занято 23284 работника. Увеличивается количество обслуженных ими лиц и объемы предоставленных услуг за счет повышения эффективности их проекта и интенсификации труда.

Развитие туристической  сферы, которая обеспечивает создание новых рабочих мест, особенно в  регионах с низкой занятостью населения, предопределяет необходимость дальнейшего совершенствования системы подготовки персонала для туризма, дополнения Классификатора профессий ДК003-95 профессиями в туристической отрасли, ежегодного увеличения объема подготовки высококвалифицированных специалистов соответственно реальным нуждам, разработке и внедрению современных образовательных технологий.

 

2.2. Особенности горнолыжного туризма  в Крыму.

 

Очередной подъем интереса к горному туризму в Крыму  несет в себе обычные черты моды. Это и хорошо забытое старое - некоторая закрытость и аристократизм дореволюционных вояжей с одной стороны, и задушевная простота и массовость Всесоюзных маршрутов с другой.

И, действительно, стихийный  натиск модных экстремальных увлечений, развлечений, аттракционов, высоких технологий и тонких энергетических полей никого не оставляют в покое. Благодаря чудесам техники и профессионализму персонала горный туризм и экстрим, посещение пещер или полеты на параплане становятся доступны даже курортникам. Те, кто десяток лет назад только лежали на пляже, как овощи на грядке, сейчас отправляются к знаменитым водопадам и древним святыням, катаются верхом и уж если не покоряют вершины на джипах, то хотя бы на канатной дороге возносятся над облаками.

В последние годы издано много книг с маршрутами относящиеся к горному туризму. Тридцать лет назад мы, в общем, не знали других возможностей. Надо было отказываться от полноценной вкусной еды, приятного быта, иногда и полюбоваться красотами просто времени не хватало.

Сейчас на горном маршруте можно все иметь с собой, или  почти от всего отказаться, включая  рюкзак и палатку. Транспорт позволяет  подняться куда угодно, а снаряжение стало надувным, разборным, компактным, экологичным и так далее. А  в горных селениях есть и круглосуточная торговля, и зачастую комфортное жилье, и прокат всего, чего душа желает и даже о чем еще не догадывается.

Информация о работе Разработка стратегий развития горнолыжного туризма в Крыму