Разработка стратегий развития горнолыжного туризма в Крыму

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:02, дипломная работа

Описание работы

Недостаточная разработанность проблем развития горнолыжного туризма, процессов формирования экономического эффекта от его реализации определили цель и задачи дипломного исследования.
Цель дипломной проекта состоит в разработке стратегий развития горнолыжного туризма в Крыму.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты горнолыжного туризма……………………….7
Сущность и история развития горнолыжного туризма ………...…7
1.2. Предпосылки и факторы развития мировых горнолыжных курортов………………………………………………………………...…………1
1.3.Виды горнолыжного туризма…………………………………………….22
Глава 2. Современное состояние развития горнолыжного в Украине и Крыму……………………………30
2.1. Анализ современного состояния и тенденций развития туристической сферы экономики Украины………………30
2.2. Особенности горнолыжного туризма в Крыму……….……………..….47
Глава 3. Разработка стратегий развития горнолыжного туризма в Крыму………………………………………….53
3.1 Проблемы формирования стратегий развития горнолыжного туризма …………………………………………53
3.2. Стратегия организации эффективного управления предприятиями горнолыжного туризма……………69
3.3. Разработка Бизнес-плана ОАО «Крымспуск» горнолыжного туризма в Крыму…………………………………….79
Заключение…………………………………………………………………..113
Список используемых источников………………………………………..118
Приложения………………………………………………………………...123

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 967.00 Кб (Скачать)

С другой стороны, туризм – это особый вид деятельности человека и специфическая сфера хозяйствования. В связи с этим общие закономерности экономического развития в сфере туризма приобретают свои специфические черты, общие закономерности проявляют себя через особенное, а особенное – через конкретную деятельность данной туристской организации16.

В Законе Украины «О туризме» сформулированы определяющие понятия этой сферы, а именно:

  • туризм - временный выезд человека из места постоянного проживания в оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых целях без осуществления оплачиваемой деятельности;
  • туризм - временный выезд человека из места постоянного проживания в оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых целях без осуществления оплачиваемой деятельности;
  • туристическая деятельность - деятельность по предоставлению разнообразных туристических услуг соответственно требованиям этого Закона и других актов законодательства Украины;
  • туристические ресурсы - совокупность природно-климатических,  оздоровительных, историко-культурных, познавательных и социально-бытовых ресурсов соответствующей территории, которые удовлетворяют разнообразные нужды туриста;

Рост  туристической активности (по данным ВТО), измеряемый в численности прибытия туристов в другие страны и доходов от их обслуживания (в процентах), представлен в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Динамика активности на рынке туристических  услуг*

Период

Рост  числа прибытия туристов, %

Рост  доходов от обслуживания, %

1990-1995 гг.

2,5

3,0

1995-2000 гг.

4,0

5,0

2000-2010 гг.

3,0

4,0


 

При этом косвенное влияние туризма на экономику почти равно ее прямому результату. С учетом данных предпосылок, удельный вес туризма, по прогнозам ВТО, достигает 11–12 % 17.

В ряде зарубежных стран туризм является одной  из самых приоритетных отраслей, вклад в валовой национальный доход которых составляет 15–35 % (Венгрия, Чехия, Австрия, Швеция, Италия, Франция, Испания, Португалия).

В туристической  индустрии динамика роста объемов  предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Характерная особенность туристических услуг заключается в том, что некоторые их виды имеют неосязаемый, нематериальный характер; другие услуги туризма имеют материальный характер. Но и в том, и в другом случае специфика туристических услуг состоит в том, что они не существуют до их предоставления. Иными словами, в туризме существует объединение и непрерывность производства и потребления услуг18 .

Таким образом, на наш взгляд, туризм следует  рассматривать как единую динамично функционирующую систему услуг, которая включает многообразие субъектов хозяйствования (рис. 2.1).

Как видно  из представленной схемы, для оказания того или иного вида туристической  услуги необходимо задействовать целый  комплекс предприятий, каждое из которых имеет свою организационно-правовую структуру, форму собственности, стратегию развития и т.д.

Ряд этих предприятий - торговые предприятия, специализирующиеся на товарах для туристов; предприятия  питания (рестораны, бары, кафе, столовые и т.п.); предприятия сферы досуга в туризме; транспортные предприятия (автопредприятия, морского и речного транспорта, железнодорожного и т.п.) -  выступают участниками рынка туристических услуг только определенный период времени (сезон). В остальное время они являются участниками

потребительского рынка  товаров и услуг. Кроме того, они  могут одновременно выступать участниками обоих видов рынка. Такая неоднозначная принадлежность данных предприятий к рынку делает практически невозможной дифференциацию статистических данных по туризму как виду экономической деятельности.

 

Рис. 2.1. Система субъектов хозяйствования, входящих в сферу туризма

 

Статистическая информация, как правило, включает данные о деятельности туроператоров и турагентов на рынке  туристических услуг.

Для более глубокого понимания тех процессов, которые приводят к возникновению и существованию упомянутых выше проблем в сфере туризма, следует более детально проанализировать ситуацию, которая сложилась на этом рынке услуг

Динамика изменения  количества лицензиатов на исследуемом рынке за период 2004-2009 гг. представлена на рис. 2.2.

 

Примечание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*по данным формы  № 1-ТУР за 2007-2009 гг.

Рис. 2.2. Динамика изменения количества лицензиатов, предоставляющих туристические услуги в Украине

Как видно из представленной на рис. 2.2 диаграммы, ежегодно в течение анализируемого периода наблюдается увеличение количества лицензиатов от 18% (в 2005 г.) до 23% (в 2006 г. и 2009 г.). Исключением из общей тенденции роста количества данного показателя является 2007 г.

Такая ситуация объясняется следующим. В 2007 г. введен в действие Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О туризме», в соответствии с которым начато лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. В результате этого изменилась база статистического учета по форме № 1-ТУР «Отчет о деятельности туристической организации»: в отличие от 2006 г. в перечень респондентов статистической отчетности не вошли субъекты хозяйствования, деятельность которых не подлежит лицензированию: санаторно-курортные заведения, заведения размещения, субъекты, которые специализируются только на экскурсионной деятельности.

Таким образом, сокращение количества лицензиатов (респондентов формы № 1-ТУР) вызвало в 2007 г. отрицательную динамику обобщенных абсолютных показателей, которую не следует трактовать как уменьшение объемов туристической деятельности в Украине. Учитывая это, для предотвращения некорректных аналитических выводов, неправомерным является сравнение соответствующих характеристик в их абсолютном измерении за 2006-2007 гг.

Фактически, на протяжении 2007 г. туристические услуги предоставляли 2519 лицензиатов (39% – операторы и 61% – агенты), т.е. количество почти соответствует уровню 2004 г. Среднеучетная численность работников туроператоров и турагентов составила в 2007 г. 23,5 тыс. человек, что в 2,1 раза меньше, чем в 2006 г. Приоритетным видом туристической деятельности в 2007 г. остается внутренний туризм, на который приходится 66% туристов, обслуженных лицензиатами. На выездной туризм приходится, соответственно, 20%, на въездной – 14%. Распределение обслуженных лиц по видам туризма свидетельствует, что лицензиаты, как и в предыдущие годы, занимаются преимущественно внутренним и въездным (иностранным) туризмом (рис. 2.3)

Рис. 2.3. Распределение туристических услуг по видам и динамика их изменения

 

В 2006 г. в отличие от 2005 г. туристические потоки по внутреннему и выездному туризму возрастали ускоренными темпами. Более высокие темпы роста присущи въездному туризму, его объем увеличился в 1,4 раза, внутренний туризм увеличился на 24%. В 2005 г. прирост в этих видах туризма был незначительным: 0,4% и 3,9%, соответственно. В выездном туризме темпы прироста туристических потоков в 2005 г. и 2006 г. были относительно постоянные (соответственно 12% и 14%). В 2007 г. и 2008 г. наблюдается значительное снижение количества туристов внутреннего и выездного туризма. При этом несколько увеличивается количество выездных туристов.

В 2008 г. и в 2009 г. приоритетными видами туристической деятельности становятся внутренний и выездной туризм. В целом по Украине на внутренний туризм приходится 47% туристов, обслуженных туроператорами, на выездной туризм – 39% и въездной – 14%. Одной из причин таких структурных изменений является отмена в 2008 г. нулевой ставки НДС на услуги украинских туроператоров нерезидентам. Отрицательное влияние такого изменения в налоговом законодательстве страны наблюдается второй год подряд. В течение 2008 г. туроператоры привлекли на 25% меньше иностранных туристов, на протяжении 2009 г. их количество снизилось на 9%.

Из диаграммы, представленной на рис. 2.4, видно, что между структурой потоков въездного, внутреннего и выездного туризма и структурой доходов от этих видов туризма нет пропорционального соответствия. Так, если потоки внутреннего туризма составляют 67%, то доля их доходов всего 50%, тогда как при 12% потоков выездного туризма доля их в общей структуре дохода составляет 28%19.

Рис. 2.4. Соотношение  туристических потоков и доходов

Средняя продолжительность  путешествия выросла в въездном туризме от 6,9 туродня до 7,2 туродня (на 4%), во внутреннем туризме - от 5,5 туродня  до 7,9 туродня (почти в 1,5 раза), но сократилась  в выездном туризме от 9,3 туродня до 8,7 туродня (на 7%).

Во внутреннем туризме  за счет увеличения продолжительности  путешествия возросла и ее средняя стоимость от 432 грн. до 549 грн., на 27% или 118 грн. Однако, при этом средняя стоимость одного туродня сократилась на 12%. Другими словами, стоимость внутренней путевки возросла за счет увеличения объема потребляемых услуг.

Во въездном туризме  средняя стоимость путешествия  уменьшилась на 7% или на 62 грн., несмотря на рост ее продолжительности, и представляла в 2006 г. 766 грн., что обусловлено удешевлением одного туродня на 11% или на 14 грн. С другой стороны, существенно подорожали выездные путешествия - на 465 грн. в среднем, за счет роста стоимости одного туродня в 1,5 раза, при одновременном сокращении продолжительности путешествия. В 2006 г. средняя стоимость выездной путевки составляла 1700 грн. и в 3,1 раза превышала среднюю стоимость внутренней путевки.

Доходы от деятельности турагентов и туроператоров на рынке  туристических услуг формируются, прежде всего, за счет поступлений от реализации основных, в том числе специальных, дополнительных и сопутствующих видов услуг20.

Как видно из данных табл. 2.2, сумма платежей в бюджет от туристической деятельности на протяжении анализируемого периода ежегодно увеличивалось (за исключением 2007 г.), а именно: в 2005 г. – на 7,4%, в 2006 г. – на 24,1%, в 2008 г. - на 3,1%, в 2009 г. – на 27% по сравнению с 2008 г. и на 13,9% по сравнению с 2004 г. В 2007 г. наблюдается значительное снижение суммы платежей в бюджет на 36%.

Таким специфическим  товаром выступает отдельная или комплексная услуга, которая может быть предложена на рынке туристических услуг покупателям и приобретена ими для потребления с целью удовлетворения собственных нужд или желаний. Набор услуг, способных удовлетворить специфические нужды туристов, который предлагается на рынке туристических услуг, в экономической литературе определяется понятием туристического предложения.Самое большое увеличение платежей в бюджет наблюдается в 2006 г. Именно 2006 г. характеризуется значительным увеличением количества лицензиатов – физических лиц, которые почти все находятся на упрощенной системе налогообложения и платят «единый налог», размер которого для многих не превышает 200 грн. в год. В 2006 г. удельный вес таких лицензиатов возрос, что и отразилось на среднеотраслевом показателе. Платежи в бюджет лицензиатов в 2007 г. уменьшились сравнительно с 2006 г. на 43,2% и составили 109,5 млн. грн. Результаты анализа суммы платежей в бюджет от туристической деятельности в среднем 1 лицензиатом (табл. 2.2) имеют тенденцию к снижению (исключение составляет 2006 г.). Результаты анализа динамики изменения данного показателя показывают, что в 2009 г. платежи в бюджет в среднем на 1 лицензиата уменьшились по сравнению с 2004 г. почти на 48%.

Таблица 2.2

Динамика платежей в бюджет от туристической деятельности*

Показатель*

Годы

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2009 к 2004

Платежи в бюджет, млн.грн.

126,8

136,2

169,1

109,5

112,9

143,4

143,4

 темп изменения цепных показателей, %

100

107,4

124,1

64,8

103,1

127,0

113,9

Платежи в бюджет в среднем на 1 лицензиата, тыс.грн.

48

43

44

28

26

25

25

темп изменения цепных показателей, %

100

89,6

102,3

63,6

92,9

96,2

52,1




 

Примечание:

* по данным формы  № 1-ТУР за 2004-2009 гг.

Стимулом к расширению туристических услуг является существование человеческих потребностей, желаний и платежеспособного потребительского спроса. Показатели объема туристической деятельности регионов Украины, имеющих наиболее высокий рейтинг (Приложение В).

Динамика объема предоставленных  туристических услуг за период с 2004 г. по 2009 г. представлена на рис. 2.5.

 

Рис. 2.5. Динамика объема предоставленных туристических  услуг

 

Графическое изображение  динамики изменения объема предоставленных туристических услуг за анализируемый период показывает устойчивую тенденцию роста этого показателя. В целом за период с 2004 по 2009 г. объем предоставленных туристических услуг возрос с 26,8 млн.грн. до 219,3 млн.грн., т.е. данный показатель увеличился более, чем в 8 раз (темп роста составил 818%).

При общем росте объема предоставленных туристических услуг темп изменения его по годам разный (рис. 2.6). Так, самый высокий темп роста объема предоставленных туристических услуг наблюдается в 2004 г. (75,6%), в 2006 г. и 2007 г. этот показатель колеблется от 40% до 42,1%.

Информация о работе Разработка стратегий развития горнолыжного туризма в Крыму