Прообраз индустрии туризма в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Задачами наших исследований являются:
Изучить прообраз туризма в средние века;
Изучить закономерность развития знаний людей об окружающем мире в средние века;
Составить и возобновить единую цепь путешествий и открытий в их последовательности и взаимосвязи.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Основы индустрии туризма
Основные понятия в туризме……………………………………….6
Зарождение элементов путешествий………………………………7
Этапы развития туризма………..………………………………….12
Глава 2. Развитие туризма в средние века
2.1 Паломничество и крестовые походы ……………………………… 23
2.2 Торговые пути и «путешествия за знаниями»……………………... 28
2.3 Морские путешествия эпохи средневековья …………………….... 33
2.4 Великие географические открытия Запада и Востока ...…………...36
Глава 3. Значение развития туризма в средневековье
Заключение………………………………………………………………..53
Литература…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая ГОТОВА!!! 59 стр 1 курс.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

      Кроме того, развивавшееся товарное производство Европы требовало большого количества драгоценных металлов. Но их добыча в Европе прогрессировала слабо. Торговый баланс с Востоком складывался не в пользу Европы. За экзотические восточные товары приходилось платить золотом и серебром. Стоимость европейских товаров: олова, сукна, меди, продуктов сельского хозяйства — была ниже восточных. «Проблема золота» превращалась в острую экономическую проблему.

      Великие географические открытия были подготовлены экономическим развитием западноевропейского общества. Появился новый тип судов — каравелла.

      Роджер  Бэкон и Альберт Великий —  одни из самых разносторонних ученых европейского средневековья — считали, что возможно плавание в западном направлении из Европы в Азию. И наконец, в XV в. выходит компилятивный труд кардинала Пьера д'Альи (Аллиасиуса) Imago mundi — «Картина мира», в котором были обобщены многие взгляды его предшественников по этому вопросу и который стал настольной книгой для многих путешественников, включая Христофора Колумба.

      Развивалась картография. На карте флорентийского картографа Паоло Тосканелли в конце XV в. Атлантический океан был изображен омывающим с одной стороны Европу, а с другой — Японию и Китай

      Первой  европейской страной, активно приступившей к далеким путешествиям и открытию новых земель, была Португалия. После того как Португалии удалось отделиться от Испании и определились к середине XIII в. ее границы, которые существуют и до сих пор, она вдруг оказалась совершенно отрезанной и изолированной от Европы.

      Покровительство морским путешествиям в этой стране оказывало само правительство, так как необходимо было сделать прорыв с периферии мировой экономической жизни. Наиболее выдающейся фигурой был принц Генрих Мореплаватель. Благодаря ему был построен большой флот, в Сагрише в 1438 г. организована мореходная школа, а также создана обсерватория, в которой обучали навигаторов ориентироваться в океане по звездам. В этом же городе он размещает и свою богатейшую коллекцию карт и книг.

      В начале XV в. португальцы пересекли Гибралтарский пролив и исследовали Западное побережье Африки, к середине века ими был открыт Зеленый мыс. С этого времени Португалия стала поставлять на мировые рынки рабов-негров, и началась эра колонизации этого материка. Работорговля была одобрена не только Генрихом, который видел в этом возможность обращать язычников в лоно христианской церкви, но и папой римским Евгением IV, который по просьбе Генриха пожаловал португальцам все варварские народы, которые впредь ими будут открыты. В дальнейшем первосвященники римско-католической церкви подтверждали это пожалование.

      В 60-х гг. XV в. португальцы пересекли экватор. На картах стали появляться названия Перечный берег, Невольничий берег, берег Слоновой кости, говорящие сами за себя. В 1471 г. португальцы достигли Гвинеи, где в пункте, названном Золотым берегом, ими была построена военная фактория. Дальние путешествия продолжали приносить прибыль.

      В 1487 г. вдоль берегов Африки была отправлена экспедиция под руководством одного из лучших моряков Европы Бартоломеу Диаса (Диаша). Нет прямых доказательств того, что главной целью этой маленькой флотилии, состоящей из двух небольших судов, которые были столь неустойчивы, что на них невозможно было даже установить тяжелые пушки, было достижение Индии. Вероятно, основной их задачей был сбор разведывательных данных. В 1488 г. их корабли достигли южной оконечности Африки, названной Бартоломео Диасом мысом Бурь, но переименованным португальским королем Жоаном II в мыс Доброй Надежды. Это плавание укрепляло надежду на то, что из Атлантического океана можно попасть в Индийский, обогнув Африку с юга.

      Первая  экспедиция, которая решила отправиться  по новому маршруту из Португалии в  Индию, вышла из гавани Лиссабона  летом 1497 г. Небольшую флотилию из 4 кораблей возглавлял Васко да Гама. После того как суда португальцев прошли Мозамбик, они оказались на бойкой торговой дороге между Африкой и Индией. Общепринятым торговым языком здесь был арабский. В Мелинди они даже наняли штурмана-мавра, который и довел их флотилию до берегов Индостана. Весной 1498 г. мореплаватели достигли западной оконечности Индии, высадившись в городе Каликуте, как его тогда называли европейцы (в средневековье город прославился производством миткаля, или калико, откуда и пошло название города). Португальцев восприняли в Калькутте как торговых конкурентов. И они с трудом получили возможность торговать в другом индийском городе — Каннаноре.

      Более чем через два года, потеряв  от трудностей и лишений половину команды, Васко да Гама вернулся в  Португалию с грузом золота и пряностей (рис. 2.4). Один только золотой идол, предназначавшийся в подарок королю, весил около 30 кг, имел изумрудные глаза, а на груди у него были рубины величиной с грецкий орех. Открытие пути в Индию имело столь большое значение, что португальский король Мануэл I принял по этому поводу прозвище «Счастливый» и титул «Повелителя завоевания, мореплавания и торговли Эфиопии, Аравии, Персии и Индии».  
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Рис. 2.4. Карта плаваний Васко да  Гама

      Источник: [21]

      Португальцы стремились к захвату не столько  обширных территорий, сколько стратегически важных пунктов, дававших им возможность контролировать торговые пути. Такими опорными пунктами стали: Аден у выхода из Красного моря в Индийский океан, Ормуз в Персидском заливе. Тем самым они полностью перекрыли старые торговые пути из Александрии в Индию через Красное море, а также из Сирии в Индию через Месопотамию.

      В то время как португальцы продвигались вдоль западных берегов Африки к Индии, в соседней Испании воспользовались другим вариантом маршрута в ту же Индию.

      Для начала массовой заокеанской экспансии  нужна была разведывательная экспедиция. Генуэзец Христофор Колумб и предложил испанской правящей чете Фердинанду и Изабелле проект подобного путешествия в Индию в западном направлении.

      В начале 70-х гг. XV в. Колумб начинает участвовать в морских торговых путешествиях генуэзских купцов. Это были плавания на острова Эгейского моря, в Португалию, возможно, он побывал также в Англии, Ирландии и даже Исландии, и в Гвинее. Он переезжает в интересах бизнеса в Португалию, подолгу живет на Мадейре. Нет никаких прямых документальных доказательств, кроме заявлений самого Колумба, что он совершал какие-либо дальние плавания до его первого похода через Атлантику. Но он в этом путешествии проявил себя как очень опытный моряк, сочетая качества капитана, лоцмана и астронома. Он не только освоил искусство кораблевождения своего времени, но и поднял его на более высокий уровень.

      В распоряжение Колумба были предоставлены  два корабля — «Пинта» и «Нинья», — где капитанами были назначены братья Пинсоны, и с экипажем, который частично был принудительно набран из приговоренных к годичным каторжным работам за оскорбление королевского величества, а также пополнен уголовными преступниками. Хотя в нем преобладали, конечно, матросы-добровольцы. Ни одного монаха или священника не было на этих кораблях, что является фактом беспрецедентным для того времени. Но членом экипажа был крещеный еврей — переводчик Луис Торрес, знавший арабский язык, который являлся международным торговым языком и который понимали в «Индиях».

      Колумб  находит спонсоров, помогающих снарядить  его третье судно — «Санта Мария», которое, по его же словам, представляло собой «плохое судно, непригодное для открытий».

      Экспедиция носила как торгово-разведывательный, так и колонизационно-захватнический характер.

      Путешествие началось 3 августа 1492 г. до Канарских островов никаких значительных происшествий не было. Но потом по мере удаления от родины тревога среди членов экипажей кораблей стала нарастать. Капитанам было приказано занижать пройденное за день расстояние, «чтобы не наводить на людей страх». В середине сентября корабли вошли в Саргассово море. И хотя маленькая флотилия почти три недели продвигалась на запад, но земли все не было видно, а лот, который бросали для измерения глубины, не достигал дна.

      Колумб, опасаясь мятежа, вынужден был поменять курс, до этого он плыл строго на запад. Плавание продолжалось. 11 октября стали проявляться признаки близкой земли. Колумб объявляет о награде: ежегодной пенсии, тому, кто первый увидит землю. На рассвете 12 октября 1492 г. Родриго де Триана, матрос с «Пинты» уведомил всех, что показалась земля. Это был один из Багамских островов в Карибском море, который был назван Сан-Сальвадором.

      Вскоре  были обнаружены и такие крупные  острова как Куба й Гаити. Куба у Колумба ассоциировалась с  Китаем. На островах европейцы наблюдали  необычный для них быт, а также  множество незнакомых животных и  растений. Несколько позже Старый Свет узнал о кукурузе (маисе), картофеле, томатах, табаке и многих фруктах «Санта-Мария» села на мель, поэтому в Испанию возвратились два корабля — «Нинья» и «Пинта». Колумб хотел оставаться монополистом нового пути в Индии, поэтому он умышленно давал искаженные данные в корабельных журналах и на обратном пути.

      Открытые  новые земли взволновали умы  всей Европы, но особенно были обеспокоены португальцы.

      Колумб  четыре раза плавал к берегам открытой им земли, его экспедиции исследовали восточную часть побережья Южной Америки, но он был убежден, что эта земля — часть азиатского материка, «Индии». Почему и местное население стали называть — индейцами. Но в новой «Западной Индии» (Вест-Индии) было мало городов, и цивилизация оказалась очень слабо развитой, в отличие от богатой «Восточной Индии» (Ост-Индии), хорошо известной европейцам. Найденное у туземцев золото и серебро поступало в королевскую казну совсем не в том количестве, как ожидалось. Колумб впал в немилость у королевского двора. В 1506 г. он умер в нищете и полном забвении.

      Свое  название — Америка — новый  материк получил по имени другого  итальянца, «коварного флорентийца», как  называл его Колумб, Америго Матео Веспуччи. Он был другом Колумба.

      Название  нового материка возникло с легкой руки Мартина Вальдземюллера. Он был членом географического кружка, возникшего в Лотарингии. Выпустив в свет в 1507г. книгу «Введение в космографию», где, в частности, были помещены и названные два письма Америго в переводе на латынь, он указал, что известные три части света: Азия, Африка и Европа — названы именами женщин. А теперь открыта четвертая. И открыта благодаря Америго Веспуччи. Эти рассуждения М.Вальдземюллера надо понимать в переносном смысле, широкая общественность действительно открыла для себя Америку благодаря той информации, которая содержалась в письмах Веспуччи об этих землях. М. Вальдземюллер и предложил назвать эти земли в честь Америго. И вскоре эти территории стали называть обобщенно «Земли Америго», а затем, по аналогии с уже существовавшими названиями материков, и просто Америка.

      Но  постепенно португальцы стали вытесняться  с побережья Северной Америки  и близлежащих островов англичанами  и французами.

      Известия  о плаваниях Васко да Гама, Христофора Колумба, Америго Веспуччи и многих других вызывают в Европе неодолимую тягу к путешествиям и... наживе. Слухи о золоте и серебре, драгоценных камнях и пряностях, дорогих породах деревьев и богатых городах в далеких странах вызывают «золотую лихорадку». Тысячи людей устремляются в далекие путешествия в надежде на быстрое и легкое обогащение.

      Открыть путь на Острова Пряностей, следуя на запад, выпало на долю Фернанда Магеллана. Первое путешествие этот дворянин из глухой португальской провинции  предпринимает в составе экспедиции Ф.Алмейды, посланной в 1505 г. для утверждения португальского господства в Индии. По дороге в Индию они разграбили африканские города Килоа и Момбаса. Магеллану нравилась его пиратско-военная деятельность. Он был участником битвы у острова Диу. По приказу короля Мануэла он в составе флотилии д. Сикейры осуществил плавание к Малаккскому полуострову. Члены этой экспедиции не только собирали сведения научного и военно-стратегического значения, но и активно принимали участие в пиратских нападениях на арабские и китайские корабли, известно, что Магеллан участвовал также и в экспедиции Антониу де Абреу к Молуккским островам.

      Но  судьба наносит ему удар. Все его  сбережения пропадают, поместье разорено, он попадает в немилость при дворе, и ему даже отказывают в пенсии. Но Магеллан вновь поступает на военную службу, сражается в Марокко, потом возвращается в Лиссабон. Он предлагает португальскому королю Мануэлу проект плавания юго-западным путем к Островам пряностей. Но проект в категоричной форме был отвергнут, после чего Магеллан переезжает в Испанию. Более двух лет понадобилось ему, чтобы проект был одобрен Карлом V.

Информация о работе Прообраз индустрии туризма в средние века