Прообраз индустрии туризма в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Задачами наших исследований являются:
Изучить прообраз туризма в средние века;
Изучить закономерность развития знаний людей об окружающем мире в средние века;
Составить и возобновить единую цепь путешествий и открытий в их последовательности и взаимосвязи.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Основы индустрии туризма
Основные понятия в туризме……………………………………….6
Зарождение элементов путешествий………………………………7
Этапы развития туризма………..………………………………….12
Глава 2. Развитие туризма в средние века
2.1 Паломничество и крестовые походы ……………………………… 23
2.2 Торговые пути и «путешествия за знаниями»……………………... 28
2.3 Морские путешествия эпохи средневековья …………………….... 33
2.4 Великие географические открытия Запада и Востока ...…………...36
Глава 3. Значение развития туризма в средневековье
Заключение………………………………………………………………..53
Литература…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая ГОТОВА!!! 59 стр 1 курс.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

      Несмотря  на все ухищрения и диверсионную деятельность португальцев, многократные попытки запугивания, шантажи и даже покушения на Магеллана, флотилия из пяти кораблей 20 сентября 1519г. покинула испанские берега.

      Известно, что, пройдя Гибралтарский пролив, флотилия взяла курс на Канарские острова. От них сначала флотилия отправилась на юг, а затем на широте северного берега Гвинейского залива на юго-запад. В конце ноября путешественники достигли бразильского берега. К середине декабря корабли вошли в бухту Санта-Лючия, там сейчас расположен Рио-де-Жанейро. Через две недели они продолжили свое каботажное плавание на юг. Попутно было исследовано устье Ла-Платы и река Парана.

      Пополнив  запасы провианта и воды в устье  реки Санта-Крус, флотилия продолжала путь на юг. 21 октября 1520 г. был открыт восточный вход в пролив, названный  впоследствии Патагонским (Магеллановым).

      Флотилия  в составе трех кораблей 28 ноября вышла в Тихий океан, названный так спутниками Магеллана потому, что за время трехмесячного перехода через него они ни разу не испытали ни бурь, ни штормов. Но плавание тем не менее было мучительным.

      Только  в начале марта 1521 г. экспедиция дошла  до густонаселенных островов, но население, находясь на варварской ступени развития, не знало такого понятия, как частная собственность поэтому они брали то, что им нравилось на кораблях, при этом давая пришельцам все, что они пожелают. Но Магеллан направил против них карательный отряд и назвал эти острова Разбойничьими (с 1668 г. Марианские). Далее они приплыли к Филиппинским островам. Впоследствии Филиппины станут колонией Испании до конца XIXв.

      Первое  кругосветное путешествие, осуществленное под руководством Фернана Магеллана (1519—1522), практически подтвердило гипотезу о шарообразности Земли, а также представляло собой целую серию открытий: Магелланов пролив и Огненная Земля в Южной Америке, многочисленные острова в Великом (Тихом) океане и др.

      Но  к Великим географическим открытиям причастны не только португальцы и испанцы. С конца XVI в. ряд важных открытий был сделан голландскими мореплавателями.

      Географические  открытия оказали сильное влияние  на становление единой мировой цивилизации. С открытием Америки стало Формироваться единое мировое экономическое пространство. Произошла Великие географические открытия привели к тому, что история также становится мировой. Не только в экономико-хозяйственные связи были включены народы Америки, Австралии и Океании. Стали активно, зачастую насильственно, внедряться западные политические и духовные ценности. Мир стал приобретать некоторые общие, универсальные черты.

      Великие географические открытия познакомили  жителей Старого Света с высокоразвитыми цивилизациями Америки: майя, инков, ацтеков и др. [33].

      Средиземное море, которое раньше играло главную роль в мировой торговле, в значительной степени потеряло свое значение. Главные торговые пути были перенесены в Атлантический океан и Северное (Немецкое) море.

      В первой половине XVII в. голландцы открывают побережье Австралии, которая первоначально называлась Новой Голландией.

      Некоторые Сапа Инки — верховные правители  империи инков — например Тупак Юпанки, много путешествовали. В путь они отправлялись на носилках, сооруженных из особо ценных пород дерева, отделанных золотом. Такие носилки назывались киспиранпа. На войне Сапа Инку носили в носилках цвета крови — пилькоранпа. Данный вид транспорта обслуживал специальный отряд профессиональных носильщиков, они не занимались ничем иным, как только переносом императорских носилок. Во время путешествия императора сопровождала не только пышная свита, но и большой отряд артистов, развлекавших его: музыканты, танцовщицы, карлики, шуты и т.п.

      Развитию  путешествий в империи инков  способствовала и сеть прекрасных дорог. Разумеется, администрация государства, отдавая приказы о строительстве этих дорог, руководствовалась не идеями развития туристического бизнеса в империи, а проблемами скорейшей переброски войск в районы антиправительственных выступлений или же для передачи каких-либо важных государственных сообщений. Дороги также были необходимы и для торгово-обменных операций.

      Через пропасти в горах, реки строили мосты. Нередко инки возводили каменные виадуки. Обычным явлением были подвесные плетеные мосты. Самый большой мост имел длину 45 м. Они сооружались из лиан и дерева и имели вид туннеля, но без крыши. Некоторые из крепежных канатов были по толщине с тело человека. Подобные подвесные мосты выдерживали тяжесть караванов навьюченных лам. Эти мосты были настолько прочны, что некоторыми пользовались еще и во второй половине XIX в.

      При такой хорошо развитой инфраструктуре все же говорить о массовом туризме  у инков не приходится. Империя  инков была одним из наиболее ярких  образчиков командно-административной системы в эпоху средневековья. Все мужское население делилось на 10 возрастных разрядов, и, начиная с младенчества и до глубокой старости, каждый подданный Сапа Инки должен был приносить строго фиксированную помощь государству. Наличие огромного чиновничьего аппарата позволяло успешно следить за соблюдением всех государственных законов и административных правил. Регулярно проводились переписи населения. А существовавшая система «прописки» делала маловероятным путешествие по личным мотивам, так как для любого перемещения из места жительства необходимо было получить разрешение у главы местной администрации.

      Туризм  у инков носил ярко выраженный социальный характер. Путешествия могла  позволить себе лишь аристократия этого  государства. Реконструировать феномен туризма у инков достаточно сложно. У них существовала весьма своеобразная письменность в виде узелкового письма — кипу. Количество, цвет, способ завязывания того или иного узла несли массу информации, но таким образом передавался, в основном, статистический материал.

      В целом путешествия индейцев доколумбовой Америки, так же как и у народов  Древнего Востока, носили торговый, военный  и дипломатический характер. «Путешествия за знаниями» также подчинялись  сословным ограничениям. Только аристократы обучались в специальных школах — йачайуаси, находившихся в крупных городах, после четырехлетнего обучения они могли стать государственными чиновниками высших рангов.

      Существовало  в империи инков и паломничество. Аналогом самого знаменитого в античную эпоху Дельфийского оракула у инков были жрецы-предсказатели храмов

      Тауантинсуйю. О масштабах деятельности этих храмов и, косвенно, о количестве желающих получить предсказание говорит то, что количество жрецов превышало 4000 человек. Прорицательская деятельность была настолько выгодна, что должность верховного жреца всегда занимал ближайший родственник императора: либо брат, либо дядя.

      Основываясь в значительной степени на географических познаниях арабов, в XIII в. создается энциклопедический труд: многотомный «Географический словарь», автором которого был византиец, мусульманин Якут (1179— 1229). Якут, конечно, использовал в своей работе и доступный ему античный и византийский географический материал.

      Китайцы, индонезийцы, малайцы, со своей стороны, продолжали исследования и активизировали торговлю в восточной части Индийского океана.

      Китайская династия Тан (618 — 907) вела активную внешнюю  торговлю с арабским халифатом, Индией, Сиамом. Ремесло и торговля строго регламентировались и регулировались многочисленными императорскими чиновниками. В правление династии Сун (960— 1279) продолжает совершенствоваться ремесло. Широко распространяется книгопечатание (ксилография), производится знаменитый сунский фарфор, изделия из лака и слоновой кости, что, безусловно, являлось предметами экспорта. Насколько сильное впечатление произвели на европейцев достижения Китая можно судить по описаниям Марко Поло, посетившего эту страну в конце правления династии Сун.

      Почему  же их Великие географические открытия не стали достижением всего человечества? Отличие моделей развития цивилизаций Европы и Азии прослеживается здесь очень отчетливо. Если Великие географические открытия, совершенные Васко да Гама, Колумбом и другими европейцами привели к созданию единого мирового экономического пространства, способствовали переходу к индустриальной стадии развития, то морские путешествия китайцев с их государственным командно-административным строем демонстрировали миру лишь свое величие и могущество. Это же можно проследить и в сухопутной внешней торговле. Китайские императоры рассматривали внешнюю торговлю как данническую: приезд варваров с дарами для императора. Но ответные дары императора, согласно этикету, должны были во столько раз превосходить «дань», во сколько раз престиж императора выше престижа государства, приславшего «дань». Торговля в таком виде разоряла государство, и со временем Китай ввел лимит на количество караванов, прибывавших в страну, для каждой страны.

      Существовал и еще один важный фактор, поставивший Европу в привилегированное положение — это умение плавать в открытом океане. Почти все плавания китайцев, индонезийцев, индийцев, да и арабов напоминали плавания греков в Эгейском море. Это были плавания или вдоль берега, или от острова к острову. Даже многодневные плавания и дальние экспедиции часто позволяли им ночевать почти каждый день на твердой земле. 
 

 

       Глава 3. Значение развития туризма  в Средневековье 

            Туризм относится  к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые так или иначе попадают под категорию туризма.

            Туризм сыграл огромную роль в становлении и развитии как локальных цивилизаций древности, так и мировой цивилизации в целом.

      В истории средних веков  государства  сформировали факторы - стимуляторы  туризма. Это, преобразовавшаяся из Древнеримского государства, Восточная  Римская империя или Византия (расширение торговли с Западной Европой  и Востоком - «Великий шелковый путь», «путь благовоний» через Аравию к Персидскому заливу и Индийскому океану, создание ведомства государственной почты и внешних сношений, разделение церкви на Западную, - католическую и Восточную - православную, начало крестовых походов); Аравия (возникновение третьей по времени мировой религии - ислама, совершение паломничества (хаджа) в Мекку и Медину); Франция, Германия. Италия (открытие школ, образование Академии, крестовые походы, развитие торговли, укрепление европейских купцов в Средиземноморье, строительство городов около крупных монастырей, замков, на пересечении дорог, вблизи переправ через реки, около морских гаваней; формирование товарно-денежных хозяйств, проведение политики развития промышленного производства внутри страны, внутреннего и внешнего рынка промышленных товаров, создание сильного флота, укрепление светской власти и развитие национальных государств).

         Средневековье   отличалось   значительным   замедлением    туристского движения.  Возникновение   множества  новых  государств   с   нестабильной внутренней обстановкой вызвало создание политических барьеров, незнакомых ранее.  Только  в  VII  и  VIII  вв.  н.э.  были  возобновлены   активные путешествия  в  религиозных  целях.  В  позднейших  периодах  эта   форма путешествий приобрела значительные размеры и в  течение  многих  столетий играла существенную роль в структуре туристского движения.

      Наряду  с путешествиями в  религиозных  целях,  все  больше  отмечалось поездок политического характера,  особенно  предпринимаемых  официальными посланниками  глав  государств.  Развитие  науки  и  связанная   с   этим организация университетов привели, начиная  с  XIII  в.,  к  появлению  в Европе путешествий студентов.

        Миграции, связанные с религиозным  культом и университетскими центрами, составляли решающее большинство в общей структуре туристского движения  в период от позднего средневековья до современной истории.

      «Путешествия  за знаниями» становятся характерной  чертой средневековья.

      После падения Западной Римской империи начался закат и просвещения в Европе. В возникших на её развалинах варварских королевствах грамотных людей было крайне мало. Немногие умели читать и писать. Император Карл Великий ставил крест вместо подписи, будучи неграмотным. Епископы, собиравшиеся на церковные Соборы, также чертили кресты вместо подписей. Позволено было поставлять в священники того, кто может читать Евангелие и буквально пересказывать содержание прочитанного. Книги были настолько редки, что их продавали за астрономические суммы. А принесение книги духовного содержания в дар церкви награждалось отпущением грехов. Значение не столько науки, сколько грамотности осознавалось многими. Постепенно на базе монастырей, а впоследствии и городов как центров культуры возрождаются книжность и учёность, идёт процесс становления и развития школы.

        Первым университетом можно считать  Болонский, основанный в конце  XI в., следом возникает Парижский, существовавший уже в начале XII в. как «всеобщая школа», он оформляется в университет учредительной грамотой Филиппа II Августа «О правах Сорбонны» в 1200 г. и папской грамотой 1230 г. Париж в средние века называли «городом науки» и «новыми Афинами».

      В XIII в. были основаны Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии, Саламанкский в Испании и Неаполитанский в Италии. В XIV в. они возникают в Праге, Кракове, Гейдельберге, а к 1500 г. по всей Европе было уже 65 университетов.    

Информация о работе Прообраз индустрии туризма в средние века