Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:17, реферат
Сегмент развлечений является важным элементом для общества, дающим миллиардные обороты. Через развлечения человек удовлетворяет свои духовные, интеллектуальные или физиологические потребности, оценивает себя как личность, анализирует свою роль в различных ситуациях и социальных системах, получает заряд эмоций и острых ощущений. Поэтому все чаще и чаще развлечения выступают в качестве ведущих побудительных мотивов. К сожалению, следует заметить, что, несмотря на многообразие способов, видов и форм развлечений, ни в современной статистической практике, ни в научных исследованиях российских специалистов до настоящего времени нет критериев выделения сферы деятельности зан
Введение
Сегмент
развлечений является важным элементом
для общества, дающим миллиардные обороты.
Через развлечения человек удовлетворяет
свои духовные, интеллектуальные или физиологические
потребности, оценивает себя как личность,
анализирует свою роль в различных ситуациях
и социальных системах, получает заряд
эмоций и острых ощущений. Поэтому все
чаще и чаще развлечения выступают в качестве
ведущих побудительных мотивов. К сожалению,
следует заметить, что, несмотря на многообразие
способов, видов и форм развлечений, ни
в современной статистической практике,
ни в научных исследованиях российских
специалистов до настоящего времени нет
критериев выделения сферы деятельности
занятой развлечениями людей, нет и серьезной
классификации ее основных видов и форм.
Это, в свою очередь, ведет к невостребованности
вопросов экономики, организации и управления
предприятиями, реально осуществляющими
процессы развлечений. Представляется
очевидным, что решение поставленных вопросов
- это, прежде всего, задача экономики.
Процессы развлечений, как известно, осуществляются
как в естественной, так и в искусственно
созданной среде. Практика создания специальных
условий для организации процессов развлечений
привела к появлению достаточно мощной
индустрии развлечений. Последняя, в ее
современном виде, сложилась к концу XX
в.
В настоящее
время, как правило, к индустрии развлечений
относят предприятия, организации и учреждения,
основная деятельность которых связана
с удовлетворением потребностей людей
в развлечениях. Таким образом, к предприятиям
индустрии развлечений относят те предприятия,
у которых ярко выражен развлекательный
характер деятельности. Это могут быть
разнообразные зрелищные предприятия:
цирки, зоопарки, игротеки, аттракционы,
лунопарки, театры, кинотеатры, концертные
организации и коллективы (предприятия
шоу-бизнеса). Сюда могут быть отнесены
и предприятия, организующие спортивно-зрелищные
мероприятия, а также организации с целью
развлечения - занятия физической культурой
(например, в бассейнах, спортивных залах,
клубах и пр.). С развлечениями могут быть
связаны и некоторые предприятия культуры
(библиотеки, музеи, выставки).
1.1. Индустрия развлечений
– историческая перспектива
Когда
речь заходит о современной индустрии
развлечений, кто-то вздыхает, кто-то начинает
критиковать и порицать дьявольское изобретение,
а у кого-то лихорадочно загораются глаза.
И мало кто задумывается об этом явлении,
как о компоненте общего потока развития
человеческой цивилизации. И, тем не менее,
растет человечество, растет и его потребность
в развлечениях. На начальных этапах людям
вполне хватало соревнований по бегу или
меткости в стрельбе. В дальнейшем появилась
необходимость в привлечении к этому делу
чувств и ума, так появились театры и интеллектуальные
игры. Если на первых порах оборудование
и инструменты делались вручную (вот и
примеры народного прикладного искусства,
которое, по сути, существовало как декоративно-прикладное,
так как зависело от задумки конкретного
мастера), то прогресс внес в развитие
индустрии развлечений свою лепту, применив
в оборудовании новые материалы и идеи.
Ученые сегодня говорят о том, что естественным
стремлением человека, кроме желания защитить
себя и свое потомство, это самое потомство
произвести и обеспечить, а также реализовать
себя, является также стремление «накормить»
ум и душу, то есть, если быть беспристрастными,
получить свою дозу развлечений. Доказательством
тому являются находки, найденные в процессе
археологических раскопок, подтверждающие
наличие разноплановых игр и соревнований
в древнем мире. Такие цивилизации, как
греки, римляне, египтяне, оставили нам
огромное наследие не только в культурном,
но и в социокультурном плане, которое
мы, порой сами того не зная, используем
и по сей день. Развлечения в ходе исторического
процесса постоянно менялись. Во времена
глобальных перемен в мире, таких как Крестовые
походы, инквизиция, революции, они утихали,
но все же не переставали существовать.
Многие законодательные акты запрещали
азартные игры, но желание народа оставалось
более сильным законом, и такие игры вновь
возвращались в реалии бытия, где приобретали
немыслимую популярность. Это может показаться
странным или, по крайней мере, необычным,
но без некоторых развлечений человечество
не получило бы существенную подпитку.
Так, лотереи, которые носили для среднего
класса преимущественно развлекательный
характер, который они не изменили и до
сих пор, помогли отстроить серю гаваней
в Англии и поддержать французские притязания
за рубежом. Исследование процесса исторического
развития индустрии развлечений необходимо
по нескольким причинам. Главной из них
является природное желание избежать
ошибок прошлого. Недаром некоторые игры
запрещались властными структурами, хотя
не имели никакого вреда, кроме своей неимоверной
популярности. Другая, не менее важная
причина – изучение творческого пути
человечества, тех многочисленных вариаций,
которое оно вносило в развлечения, до
тех пор, пока они не достигли наших глаз
и ушей. Она носит не только историческое
значение, но и просветительскую функцию.
И, наконец, третья причина, по которой
стоит посмотреть на индустрию развлечений
с точки зрения исторического аспекта,
это перспектива развития современного
общества, ведь, как известно, история
повторяется.
Досуг и развлечения, к которым часто относят
и спорт,- одна из важнейших сфер повседневной
жизни человека, которая, наряду с образованием,
способна существенно влиять на состояние
общества. Нужда в них появляется сразу
после удовлетворения первичных потребностей
людей (еда, кров, стремление произвести
потомство). Удовлетворенность их качеством
и доступностью является для человека
индикатором его социального положения,
а для общества - показателем развития
экономики страны в целом и ее социальной
сферы в частности, т.к. формирование индустрии
развлечений есть прямое следствие достижения
определенного уровня доходов населения,
когда у него появляются свободные средства.
Во всем мире индустрия отдыха и развлечений
(англ. Leisure & Entertainment) является очень
прибыльным бизнесом. Резкое падение доходов
российского населения в 1990-х привело
к распаду индустрии досуга в стране. Закрылись
многие кинотеатры, спортивные сооружения.
Для значительной части населения из всех
ранее существовавших форм проведения
свободного времени, за исключением различных
хобби, осталось только телевидение. Начавшийся
с 1999 г. подъем экономики привел к росту
доходов. Так, например, в 2007 г. зарплаты
россиян росли быстрее официального показателя
инфляции (12%), несмотря на существенное
повышение цен во второй половине года.
По оценке Минэкономразвития, за год доходы
россиян выросли на 15,1%. У населения начало
высвобождаться все больше свободных
средств, что привело к тому, различного
рода развлечения стали более доступны.
В России стала интенсивно развиваться
новая отрасль - индустрия развлечений,
которая сейчас является одной из самых
динамично развивающихся в стране отраслей.
Статистика это подтверждает. По данным TNS
Gallup, средний россиянин тратит на развлечения 5-7%своей
зарплаты. Куда более зажиточные ирландцы,
например, не позволяют себе тратить больше
4%. По данным PricewaterhouseCoopers (PwC), российская
индустрия развлечений (сюда аналитики
включили СМИ и интернет) в 2006 г., продемонстрировала
самые высокие темпы роста в Европе (7,1%),
и к 2007 г. её объем должен достичь $21,1 млрд.
Прогнозируемый среднегодовой рост на
2007-2011 гг. - 6,9%. Рост ожидается практически
во всех сегментах рынка, однако его темпы
в большинстве сегментов замедлятся. Для
сравнения, объем мирового рынка развлечений
к 2010 г. вырастет до $1,8 трлн. Наибольшие
темпы роста покажут страны Азиатско-Тихоокеанского
региона: к2009 г. по объему рынка Китай обгонит
крупнейший на сегодня в Азии японский
рынок. США останутся крупнейшим в мире
рынком развлечений, но его ежегодный
рост составит лишь 5,6%. Интернет будет
оставаться самым быстрорастущим сегментом
российской индустрии развлечений в ближайшие
5 лет (до 2011 г.), прибавляя в среднем по 20% ежегодно.
Второе место по темпам роста займет платное
телевидение - 18,3% в год. Самый умеренный
рост будет происходить в сегменте книжной
продукции (3,1% в год), что соответствует
общемировой тенденции. Сегменты казино
и звукозаписи будут падать в среднем
на 22,2% и 7,7% в год соответственно.
1.2. Развитие клубной деятельности
История развития клубного досуга в России начинается с XIX века. Однако, трансформируясь в течение двух веков, клубы XXI века несут на себе отпечаток современной культуры. В современной России клубные формы досуга продолжают оставаться актуальными, но в их пространстве произошла дифференциация, которая порой бывает настолько полярной, что представляется проблематичным сравнение между собой форм досуга, объединенных названием «клуб», например, шахматный клуб, бизнес клуб и ночной клуб.
Функции клубов как формы организованного досуга изменились, вместе с
этим изменились ценности и нормы досуговой деятельности, потребности,
удовлетворяемые в досуге. Все это актуализирует необходимость теоретического и практического анализа клубов как формы организованного досуга.
Ночные клубы, появившиеся в России в девяностых годах XX века, до сих пор противоречиво оцениваются общественным мнением. С одной стороны, ночные клубы предстают в качестве новой и необычной среды для
самовыражения личности. С другой стороны, ночной клуб представляется
девиантной формой досуга, связанного с пьянством, употреблением наркотиков и распространенностью случайных половых связей. С этой точки зрения актуализируется изучение характера деятельности, реализующейся в ночных клубах.
Увеличивающееся количество ночных клубов на территории России
вызывает интерес не только у посетителей, но и у исследователей. Бесспорно, ночные клубы – это закрытые системы со специфическим механизмом функционирования, своей иерархией и системой ценностей. Ночной клуб предстает для посетителей как совершенно иная реальность, непохожая на мир их ежедневных социальных практик.
Изучение современных форм досуга имеет важное теоретическое и
прикладное значение, поскольку исследования в данной сфере в настоящее время немногочисленны. Помимо этого общая концепция досуга и свободного времени требует дальнейшей теоретической и эмпирической разработки ввиду категориальной противоречивости этих понятий.
Ночные клубы как форма досуга еще не стали предметом
целенаправленного научного изучения в отечественной социологии.
Исследований на эту тему проводилось
в России крайне мало, как правило,
они являются маркетинговыми и не рассматривают
ночные клубы как форму организованного
досуга. В большинстве из них ночной
клуб рассматривается лишь с точки
зрения потребительских предпочтений
людей, регулярно посещающих ночные
клубы. Поэтому существует потребность
в изучении ночных клубов, в составлении
целостного представления об этой форме
досуга и реализуемой в ней деятельности.
1.3.
Классификация досуга
и развлечений
В индустрии развлечений досуг
основная и неотъемлемая часть.
Для индустрии туризма досуг и развлечения
это основа.
1.4.Экономическое
значение индустрии
развлечения
Индустрия развлечений производит условия для развлечений. Виды и характер последних чрезвычайно разнообразны. Различают развлечения спортивные, культурные, игровые, пляжные, кулинарные, эротические; индивидуальные, групповые и массовые; для детей и взрослых, мужчин и женщин, холостяков и семейных. Спортивные развлечения различаются по видам спорта: воздухоплавание, водный мотоцикл, водные и горные лыжи, подводное плавание, парашют.
Развлечения культурного характера связывают с посещениями музеев, выставок, исторических достопримечательностей. Игровые развлечения включают широкий спектр игр - от компьютерных до игр в казино. Множество развлечений носит комплексный характер, удовлетворяет различные потребности человека: участие в карнавалах, национальных праздниках и т.п.
Основные функции отрасли - создание настроения, воспитание и развитие личности. Выполняя эти функции, индустрия развлечений участвует в воспроизводстве рабочей силы, способствует увеличению человеческого капитала. Кроме того, как и другие отрасли народного хозяйства, она выполняет производственную, доходную функции и функцию занятости.
Индустрия развлечений является одной из самых молодых отраслей социально-культурной сферы. Экономическая наука, изучающая эту отрасль, только начинает развиваться. Состав и структура отрасли точно не определены. В статистике нет критерия выделения предприятий индустрии развлечений. Это обусловливается в основном двумя причинами. Прежде всего, организационно-экономические признаки предприятия индустрии развлечений плохо поддаются определению.
Существует большое разнообразие предприятий, создающих условия для развлечений. Они разбросаны по многим отраслям, не относящимся в традиционной классификации к сфере развлечений. В одних случаях создание условий для развлечений - это основная деятельность предприятия (дискотека как самостоятельное предприятие), в других - вспомогательная (игротека как составляющая хозяйства гостиницы), в третьих - побочная (дансинг при библиотеке). Вторая причина заключается в том, что отсутствуют необходимые классификации видов деятельности. Развлечение не получило определенного места среди множества других видов деятельности.
Существует разнообразный практический опыт определения границ индустрии развлечений. В мировой практике к ней относят:
•
предприятия, основная
• зрелищные предприятия: театры, кинотеатры, изостудии, филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы;
• спортивные учреждения: катки, манежи, залы, клубы, аква-парки, дайвинг-центры ;
•
учреждения, где приобщение к
культурным ценностям
•
предприятия, обеспечивающие
•
предприятия промышленности, выпускающие
соответствующее оборудование
Таким образом, на практике к индустрии развлечений относят не только типичные развлекательные учреждения, но и некоторые предприятия материального производства. Теоретическое уточнение границ индустрии развлечений - нерешенная задача. Спрос на развлечения характеризуется рядом особенностей. Масштабы спроса зависят от наличия и объема свободного времени, социально- демографических характеристик и доходов населения. Факторы участия в развлечениях - пол, возраст, культурный уровень, образование, род занятий, особенности воспитания и установок, стимулы. Потребности в развлечении связаны с жизненным циклом человека, а также годовым, месячным, недельным и суточным циклами. Развлечения, как правило, комбинируются с другими занятиями: отдых плюс развлечение, спорт плюс развлечение, обучение плюс развлечение и т.д.
Предприятия индустрии развлечений организуются
государством, коммерческими и некоммерческими
структурами. В собственности государства
- национальные и муниципальные (городские)
парки, стадионы, некоторые спортивные
сооружения, пляжи и т.д. Здесь возможен
отдых, не оплачиваемый или лишь частично
оплачиваемый отдыхающими. Некоторые
национальные парки стали символами государств.
В США 367 национальных парков. О них Ф.Д.Рузвельт
сказал: «Нет ничего более американского,
чем наши национальные парки». В Канаде
29 больших национальных парков. Самый
известный среди них - Вуд Буффало.
Заключение
Индустрия развлечений - один из компонентов
развития человеческой цивилизации. Материальные
блага удовлетворяют
Индустрия развлечений
в настоящее время является одной из самых
динамично развивающихся отраслей в России.
Отличительная особенность нынешнего
этапа - становление регионов. За последнее
время здесь довольно значительно увеличилось
число игорного оборудования, появились
новые серьезные лидеры. В то же время
и многие столичные производители уделяют
самое пристальное внимание региональной
индустрии развлечений. Красноярский
край, в этом отношении, один из наиболее
перспективных регионов, отражающих эту
тенденцию. Возрастание деловой активности,
увеличение потока туристов, потребностей
в активном досуге требуют значительного
количества центров развлечений разного
класса, которые могли бы удовлетворить
потребности гостей и жителей края на
современном уровне.
Список
использованной литературы