Прообраз индустрии туризма в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Задачами наших исследований являются:
Изучить прообраз туризма в средние века;
Изучить закономерность развития знаний людей об окружающем мире в средние века;
Составить и возобновить единую цепь путешествий и открытий в их последовательности и взаимосвязи.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Основы индустрии туризма
Основные понятия в туризме……………………………………….6
Зарождение элементов путешествий………………………………7
Этапы развития туризма………..………………………………….12
Глава 2. Развитие туризма в средние века
2.1 Паломничество и крестовые походы ……………………………… 23
2.2 Торговые пути и «путешествия за знаниями»……………………... 28
2.3 Морские путешествия эпохи средневековья …………………….... 33
2.4 Великие географические открытия Запада и Востока ...…………...36
Глава 3. Значение развития туризма в средневековье
Заключение………………………………………………………………..53
Литература…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая ГОТОВА!!! 59 стр 1 курс.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

      – Биологические факторы. Они связаны  с тем, что первобытные люди часто  были вынуждены спасаться от нападения  хищных зверей и при этом даже менять первоначальное место своей стоянки.

      – Социальные факторы. К ним относятся войны, межплеменные столкновения, необходимость укрыться от внешней агрессии, а также преследование противника и захват его территории.

      Субъективные  причины миграции не играли такой  большой роли как объективные. Никто  не мог покинуть племя и отправиться путешествовать по каким-то личным интересам. Жизнь в одиночку и даже небольшой группой была просто невозможна во времена палеолита и мезолита.

      Миграции  характерны для всего периода  предыстории человечества. Так, например, если в эпоху палеолита (40 – 15 тыс. лет назад) на Земле проживало около 2 – 3 млн человек, то в эпоху неолита (10 – 3 тыс. лет назад) население Земли увеличилось более чем в 10 раз. Все это является результатом миграционных процессов [7].

      В эпоху первого общественного разделения труда на земледельцев, ремесленников, торговцев и скотоводов-кочевников начинается дифференциация миграционных процессов в зависимости от видов деятельности. Происходит изменение обычных маршрутов, меняется их значение. При этом древние люди старались зафиксировать маршруты своих перемещений. Это положило начало первым элементам картографии.

      Первые  так называемые «карты» рисовались на земле, камнях, обломках деревьев, на шкурах и костях животных. Это были примитивные схемы с условными  обозначениями с элементами рисунков. Там изображались не только схема местности, но и направление ветров, течений, указаны броды, рифы и подводные коралловые острова. К древнейшим известным нам картам можно отнести карты, которые выполнены на костях животных. Возраст этих карт около 12 тыс. лет. Найдены они в Якутии, Восточной Африке и других местностях.

      Со  временем, когда появляется пиктография, карты стали изображать на стенах пещер. Эти карты полны до сих  пор еще до конца не разгаданных  символов. Видимо, они указывали наиболее удобные охотничьи маршруты времен верхнего палеолита. Наиболее известными пещерами, где найдены эти изображения, являются пещера Ласко (Франция), Альтамирская пещера (Испания), Каповая пещера (Южный Урал) и другие.

      В эпоху мезолита (10 – 3 тыс. лет назад) начинают складываться первые торговые маршруты. Иногда торговцы проходили сотни и даже тысячи километров. Персона странствующего торговца считалась неприкосновенной. Многим купцам выдавались «посланнические жезлы», по которым их легко можно было узнать.

      Таким образом, в доисторические времена  основные мотивы путешествий были обусловлены  объективными причинами, главной из которых было выживание. Но была и  внутренняя мотивация для путешествий  людей, а именно, взаимные визиты представителей разных племен, да и простое человеческое любопытство узнать: «что там за горизонтом?».

         Почти у всех первобытных племён  и народностей был широко распространён  обычай взаимного посещения различных  групп, принадлежащих к одному  или разным племенам. Такие визиты – обычное явление у тех же австралийцев. Эскимосы при всех трудностях сообщения в арктических условиях постоянно совершали очень далёкие путешествия, чтобы посетить своих друзей. Эти взаимные путешествия и угощения сыграли огромную роль в развитии культуры в первобытные времена, являясь путями и средствами культурного обмена. Визиты нередко приурочивались к тому времени, когда у данной группы имелась в изобилии пища: к сезону созревания плодов, ко времени улова рыбы, сбора урожая и т.д.

         Если человек в первобытном обществе имел лишь некоторые землевладельческие представления об окружающей местности, то древние народы, вступившие в совсем экономическом развитии в эпоху рабовладельческого общества, уже делали попытки систематизации географических знаний об известной им части Земли и объяснения происходящих в природе. Об этом можно судить по дошедшим до нас сведениям о странствиях, путешествиях, походах.

        Египетские папирусы свидетельствуют  о том, что древними египтянами  совершались далёкие путешествия.

      Китайцы с доисторических времён начали составлять карты. Ещё до нашей эры в Китае  существовало особое бюро по производству картографических съёмок. Более того, у древних китайцев имелась географическая литература, в том числе книга  рек, книга о морях и горах, книга по географии Китая- «Юкинг».

        Расцвет экономики и культуры  периода Римской империи нашёл  отражение в развитии и внешних  политических, экономических и культурных  связей. К этому времени можно  отнести начало туризма с целью  лечения различных болезней. Врачи рекомендовали пациентам сменить климат, выехать в деревню или в горы ,в сосновые леса или на воды.

        Путешествия в Римской  империи  были безопасны и в какой-то  степени удобны. Путник покидал  Гадрианскую стену на севере  Италии и путешествовал 8 тыс. км до Эфиопии по хорошим дорогам. С помощью перекладных лошадей можно было преодолеть большие расстояния за короткие промежутки времени.

        Ещё в I в. до н. э. В Римской  империи возникли государственные  постоялые дворы, находившиеся  на расстоянии одного дня езды на лошади. Постоялые дворы располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима вплоть до Малой Азии и Галиции.

         Уже у древних римлян имелась  определённая классификация гостиничного хозяйства. Существовали два типа «пристанищ» в провинции и в самом Риме: один из них предназначался только для патрициев (мансионас), другой- для плебеев(стабулярии). Во время поездок римляне пользовались специальными картами- путеводителями.

        Римская гостиница представляла собой жилые помещения для путешественников, конюшню, колодец, лавку с провизией. Гостиница была построена из камня и мела. Некоторые гостиницы обслуживали только официальных лиц по специальным дипломам, которые те брали с собой во время путешествия. Эта традиция сохранилась до сих пор: существуют специальные помещения для особо важных персон в некоторых аэропортах, портах, на вокзалах. 

      

  • Этапы развития туризма 
  •            История  туризма  –  временная   периодизация   туризма,   преследующая выделение внутренне однородных этапов в его развитии.

          Туризм, как явление общественное, хозяйственное и  пространственное, имеет долгую и богатую историю, уходящую в глубокую древность.    

          Выделяются  в основном следующие периоды [10]:

                1. Туризм до конца XVIII века – предыстория туризма.

             а) туризм в древности;

             б) туризм во времена средневековья  и Возрождения;

             в) туризм в XVII и XVIII вв.

                2. Туризм начала XIX – начала XX вв. –  элитарный  туризм;  зарождение  специализированный предприятий по производству туристских услуг.

                3. Туризм начала XX вв. – до второй  мировой войны – начало становления

             социального туризма

                4. Туризм после второй мировой  войны –  современный  этап  -  массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого  комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

          Рассмотрим  кратко особенности развития туризма  на каждом этапе.

          Первый  этап - предыстория туризма.

          Современный туризм - явление, с одной стороны, так как массовым он стал всего  лишь после Второй мировой войны; с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен. Уже в древние времена народы Средиземноморья располагали географическими описаниями, которые давали общие представления о соседних территориях.

          В античные времена основными мотивами путешествия были торговля, образовательные  цели, паломничество, лечение.

          Для развития обмена и торговых связей требовались достоверные и подробные  сведения о странах, их населении и обычаях. На больших и прочных кораблях уходили в открытое море финикийцы. Прокладывая пути в неведомые края, они выходили за пределы бассейна Средиземного моря, плавали вдоль западных берегов Европы и Африки.

          С целью изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия древнегреческие ученые (Геродот - V века до н.э.) и исследователи других стран (Пифей - IV век до н.э.).

          Можно сказать, что в Древней Греции зародились и спортивные поездки: ежегодно на Олимпийские игры стекались тысячи спортсменов, любителей спорта и почитателей искусств не только из Эллады, но и других государств Средиземноморья. К этому периоду относится и сооружение специальных больших домов, в которых могли разместится и отдохнуть атлеты и зрители. Накопившееся к началу нашей эры географические данные о различных странах наиболее полно были изложены Страбоном (63 г. до н.э. - 20г. н.э.) и Клавдием Птоломеем (90-168г. н.э.).

          Большая подвижность была характерна для  населения Древнего Рима. Зачастую для римлянина из богатой семьи  поездка в Грецию была связана с необходимостью пополнить свое образование. В период расцвета Римской империи путешествия в Грецию стали приобретать развлекательный характер. Особенно охотно посещались места с теплыми минеральными источниками. Перемещение богатых путешественников требовало соответствующей организации их отдыха.

          Еще в первом века до нашей эры в  Римской империи возникли государственные  постоялые дворы, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня  езды на лошади. Они располагались  в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима, вплоть до Малой Азии и Галлии.

            В средние века усиливается  религиозный фактор путешествия  - поклонение святыням христианства  и мусульманства. Однако, несмотря  на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические познания человека. Наиболее массовое передвижение людей в Европе было связано с  крестовыми походами, которые предпринимались европейскими рыцарями и следовавшими за ними купцами в целях захвата чужих богатств и территорий. Вслед за ними двигались на Восток священники и паломники в сопровождении бесчисленных толп бродяг и обездоленных.

          Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабевает, религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Представители привелигерованных классов совершали в средние века путешествия к целебным источникам. Молодые дворяне нередко оправлялись в своеобразный "гран-тур" по Европе.

          Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические и научные познания человека. Создавались предпосылки для великих географических открытий конца XV века - второй половины XVII века. Число неоткрытых географических мест на карте мира неуклонно сокращалось. Подробные описания видимых рек, морей, материков и стран оставили Афанасий Никитин, Марко Поло, Васко де Гама, Христофор Колумб.

          Таким образом, отличительными характерами  путешествий до середины XIX века были: примитивизм средств передвижения; то, что путешествия было не самоцелью, а необходимым условием и средством к достижению собственно цели, как то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество. Всех путешественников объединяло то, что они относились к меньшинству, занимавшему привилегированное положение в обществе. "Маленький человек" оставался в стороне.

          Второй  этап - элитарный туризм и зарождение массового туризма.

          Важнейшую роль в развитии туризма сыграли  революционные изменения в развитии транспорта: изобретение парохода Фултоном в 1807г., паровоза - Стефенсом в 1814г., совершенствование постовой связи, сопровождавшееся расширением сети дорог в Европе. Все это обусловило больше надежности и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия. Вследствие массового наплыва переселенцев из старого Света в Америку бурными развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании.

    Информация о работе Прообраз индустрии туризма в средние века