Медицина в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 19:41, реферат

Описание работы

С разрушением римской империи на сцену выступают арабы и германские племена, среди которых распространяется просвещение и которые являются хранителями медицинских познаний. Халифы подражают Птолемеям в покровительстве наукам и учёным. Гарун-аль-Рашид устраивает в Багдаде школы, больницы и аптеки. Его сын Альмамон основывает в Багдаде Академию, призывает к себе из всех стран учёных. Школы устраиваются во многих местах: в Куфе, Басре, Бухаре и т. д. В Испании науки находят особенно благоприятную для себя почву. Хотя арабы и находились в условиях, по-видимому, особенно способствовавших развитию медицины, — господствовавшее рабство, фетишизм, мистицизм составили, однако, препятствие, о которое разбились стремления лучших арабских врачей. Последние лишь повторяли Галена и пристегивали к его воззрениям свои измышления, объясняли или переводили сочинения древних писателей и кое-когда присоединяли свои наблюдения.

Работа содержит 1 файл

Реферат. Медицина в средние века.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

С разрушением  римской империи на сцену выступают  арабы и германские племена, среди  которых распространяется просвещение  и которые являются хранителями  медицинских познаний. Халифы подражают  Птолемеям в покровительстве  наукам и учёным. Гарун-аль-Рашид  устраивает в Багдаде школы, больницы и аптеки. Его сын Альмамон основывает в Багдаде Академию, призывает к себе из всех стран учёных. Школы устраиваются во многих местах: в Куфе, Басре, Бухаре и т. д. В Испании науки находят особенно благоприятную для себя почву. Хотя арабы и находились в условиях, по-видимому, особенно способствовавших развитию медицины, — господствовавшее рабство, фетишизм, мистицизм составили, однако, препятствие, о которое разбились стремления лучших арабских врачей. Последние лишь повторяли Галена и пристегивали к его воззрениям свои измышления, объясняли или переводили сочинения древних писателей и кое-когда присоединяли свои наблюдения.

Анатомии у  арабов не существовало, ибо они  не вскрывали трупов, для физиологии они не имели никакой опоры кроме Галена; при описании болезней и лекарств они имели случай наблюдать то, что выставляла сама жизнь, но их наблюдения отрывочны и неясны. Знаменитейшие из арабских медиков: Аарон (христианин), Бактишва (несколько врачей-несторян), Гонен, Абенгефит, Разес, Гали-Аббас, Авиценна, Абулказис, Авензоар, Аверроэс, Абдул-Латиф. В Византии М. разделяла судьбу остальных отраслей человеческого знания и влачила жалкое существование. Сочинения византийских врачей — жалкие компиляции. Из писателей достаточно упомянуть Актуария и Деметрия.

В Западной Европе царствовали мрак и невежество, науки находили немногих поклонников. В школах Германии, Англии, Галлии, начиная  с IX в., преподавалась и медицина; лечением занимались монахи и светские люди. Самой знаменитой из2 врачебных школ в Средние века была Салернская. Сочинения этой Школы были приняты, как образцовые, в других училищах; особенной славой пользовалась гигиеническая поэма "Regimen Sanitatis". К Салернской школе принадлежали врачи из духовного и светского звания, также женщины; они заведовали больницами, сопровождали в походах армии и состояли при королях и принцах. Писатели Средних веков в Западной Европе, как и арабские, не отличаются самостоятельностью направления. Только с XIII в. у немногих представителей медицины замечается поворот и обнаруживается стремление изучать природу путем наблюдений и опытов. Таковы Арнольд де Вилланова и Роджер Бэкон. В XIV стол. начинается разработка анатомии на основании вскрытий и Мондини издает сочинение, содержащее точные изображения органов. До XV в. арабы царили в европейской медицине, так что даже сочинения Галена в Европе распространялись в переводах с арабского.

В средние века главным образом была развита  практическая медицина, которой занимались банщики-цирюльники. Они делали кровопускания, вправляли суставы, ампутировали. Профессия банщика в общественном сознании ассоциировалась с «нечистыми» профессиями, связанными с больным человеческим телом, кровью, с трупами; на них долго лежала печать отверженности. В Позднее Средневековье авторитет банщика-цирюльника как практического лекаря стал возрастать, именно к ним чаще всего обращались больные. К мастерству банщика-лекаря предъявлялись высокие требования: он должен был в течение восьми лет пройти срок ученичества, сдать экзамен в присутствии старейшин цеха банщиков, представителя городского совета и докторов медицины. В некоторых городах Европы в конце XV в. из числа банщиков учреждались цеха врачей-хирургов (например, в Кёльне).

Научная медицина в средние века была развита слабо. Медицинский опыт перекрещивался с магией, религией. Значительная роль в средневековой медицине отводилась магическим обрядам, воздействию на болезнь посредством символических жестов, «особых» слов, предметов. С XI—XII вв. в целительных магических обрядах появились предметы христианского культа, христианская символика, языческие заклинания перелагались на христианский лад, появились новые христианские формулы, расцвёл культ святых и их мощей. Самым характерным для Средневековья феноменом целительной практики являлись святые и их реликвии. Расцвет культа святых приходится на Высокое и Позднее Средневековье. В Европе насчитывалось более десяти наиболее популярных мест погребения святых, куда стекались тысячи паломников, желающих вернуть себе здоровье. Святым жертвовали дары, страждущие молили святого о помощи, стремились прикоснуться к какой-либо вещи, принадлежавшей святому, соскабливали каменную крошку с надгробий и т. д. С XIII в. оформилась «специализация» святых; примерно половина всего пантеона святых считались патронами определённых болезней.

Помимо исцеления  святыми, были распространены амулеты, которые считались важным профилактическим средством. Получили хождение христианские амулеты: медные или железные пластины со строчками из молитв, с именами  ангелов, ладанки со святыми мощами, флакончики с водой из священной реки Иордан и т.п. Пользовались и лечебными травами, собирая их в определённое время, в определённом месте, сопровождая определённым ритуалом и заклинаниями. Часто сбор трав приурочивали к христианским праздникам. Кроме того, считалось, что крещение и причащение тоже воздействуют на здоровье человека. В средние века не было такой болезни, против которой не было бы специальных благословений, заклятий и т. д. Целебными считались также вода, хлеб, соль, молоко, мёд, пасхальные яйца.

Больницы появились  в Раннее Средневековье, как правило, при церквах и монастырях. Уже  в V в. по уставу св. Бенедикта монахам, которые не имели специального образования, вменялось в обязанность лечить и ухаживать за больными. Больницы Раннего Средневековья предназначались не столько для больных, сколько для странников, пилигримов, нищих.

В Высокое Средневековье, с конца XII в., появились больницы, основанные светскими лицами — сеньорами  и состоятельными горожанами. Со второй половины XIII в. в ряде городов начался процесс так называемой коммунализации больниц: городские власти стремились участвовать в управлении больницами или полностью взять их в свои руки. Доступ в такие больницы был открыт бюргерам, а также тем, кто внесёт специальный взнос.

Что касается болезней, то это были туберкулёз, малярия, дизентерия, оспа, коклюш, чесотка, различные уродства, нервные болезни. Но бичом Средневековья  была бубонная чума. Впервые она  появилась в Европе в VIII в. В 1347 г. чума была завезена генуэзскими моряками с Востока и в течение трёх лет распространилась по всему континенту. Незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли и Русь. Распознавать чуму, как, впрочем, и другие болезни, средневековые врачи не могли, болезнь фиксировалась слишком поздно. Единственный рецепт, использовавшийся населением до XVII в., сводился к латинскому совету cito, longe, targe, то есть бежать из заражённой местности скорее, дальше и возвращаться позже.

Другим бичом  Средневековья была лепра (проказа). Появилась болезнь, вероятно, в эпоху Раннего Cредневековья, но пик заболеваемости приходится на XII—XIII вв., совпадая с усилением контактов Европы с Востоком. Больным проказой запрещалось появляться в обществе. пользоваться общественными банями. Для прокажённымх существовали специальные больницы — лепрозории, которые строили за городской чертой, вдоль важных дорог, чтобы больные могли просить милостыню — единственный источник их существования. Латеранский собор (1214) разрешил строить на территории лепрозориев часовни и кладбища для создания замкнутого мира, откуда больной мог выйти только с трещоткой, предупреждая таким образом о своём появлении. В конце XV в. в Европе появился сифилис.

Христианство  разработало учение о болезни  как следствии греха или испытания. «Медицинская» часть этого учения основывалась на античной теории римского врача Галена (129—199 н.э). Cогласно этой теории, здоровье человека зависит от гармоничного сочетания в его организме четырёх основных жидкостей — крови, слизи, чёрной и жёлтой желчи.

2

МЕДИЦИНА: СРЕДНИЕ ВЕКА 
МЕДИЦИНА: СРЕДНИЕ ВЕКА К статье МЕДИЦИНА С падением Рима, приходом христианства и возникновением ислама новые мощные влияния полностью преобразовали европейскую цивилизацию. Эти влияния отразились и на дальнейшем развитии медицины. Византийская медицина. Еще до нашествия варваров с севера центр Римской империи переместился из Рима в Византию. Там, несмотря на упадок античной цивилизации, была сделана попытка сохранить медицинское наследие предшествующих столетий. Гален был последним великим античным ученым-медиком. В византийской медицине отсутствовала оригинальность: ее вклад сводился к компиляции и сохранению достигнутого. Орибасий (325-403), врач императора Юлиана, составил многотомный справочник по медицине и хирургии. Другие прославленные византийские компиляторы - Аэций (расцвет ок. 500), Павел Эгинский (607-690) и Александр Тралесский (525-605); последний был единственным медицинским автором этого периода, проявившим какую-то самобытность. Средние века изобиловали войнами и эпидемиями, везде царил социальный и экономический хаос. Новое христианское учение, обещавшее спасение, было принято со слепым фанатизмом. Распространение мистики привел к подъему религиозного целительства. Братья Косма и Дамиан, мученики эпохи Диоклетиана, благодаря чудесным исцелениям стали христианским святыми - покровителями медицины. Если язычники римляне наделяли особыми целительными силами различных богов и богинь, то теперь эти функции были распределены между многочисленными святыми. Считалось, что св. Рох и св. Себастьян предохраняют от чумы, св. Иов от проказы, св. Антоний Фивский от отравлений. Даже само представление о болезнях регрессировало. Они уже не связывались с естественными причинами, а считались наказанием за грехи. Молитвы, пост, покаяние стали основными лечебными средствами. Хотя христианское милосердие требовало ухода за больными и для этой цели учреждались больницы, методы лечения не основывались на медицинских знаниях. Отцы церкви, естественно, вносили христианские догматы в медицинские учения. Мистицизм, суеверия и догматизм вытеснили научное знание и исследование. Канонизированные тексты были объявлены высшими авторитетами как в религии, так и в науке. Арабская медицина. Упадок науки после падения Римской империи мог бы привести к полному исчезновению и забвению греко-римского наследия, если бы не возникла великая арабская цивилизация. Мусульманские завоевания в 7 и 8 вв. поставили под власть халифатов обширные земли юга Европы, Северной Африки и значительной части Азии. Удивительным образом в этой империи с ее фанатичной жаждой завоеваний был проявлен высокий уровень терпимости к чужеземным традициям и знаниям. Драгоценные греческие и римские рукописи, которые сжигались и уничтожались, если попадали в руки черни в первые века христианства, были заботливо сохранены, переведены, снабжены комментариямии приняты в качестве основания науки и философии. Следует иметь в виду, что арабская цивилизация был арабской только по языку. Многие народы Востока и Запада внесли свой вклад в ее развитие, и среди ее выдающихся представителей были персы, сирийцы, испанцы и евреи. Возникновение арабской медицины относится ко времени, предшествующему рождению Мухаммеда (570-632). Христианскую секту несториан, основанную патриархом Константинополя Несторием, объявили еретической; они вынуждены были бежать в 431 в Эдессу, город в Малой Азии, и там основали медицинскую школу, получившую широкую известность. При императоре Зеноне (474-491) преследования несториан были возобновлены, и на этот раз они бежали в Гандешапур (Джандишапур) в Персии. В течение следующих двух столетий несториане превратили этот город в медицинский центр. Они перевели множество греческих и латинских текстов на арабский язык. Самым выдающимся среди несторианских врачей был Хунайн ибн-Исхак ал-Ибади (809-877), чей трактат Альтерация глаза - самый ранний из известных арабских текстов по офтальмологии. Другим выдающимся арабским врачом 9 в. был Рази (ар-Рази), перс по происхождению, который написал около 200 сочинений по медицине, включая огромную энциклопедию, т.н. Всеобъемлющую книгу по медицине. Этот обширный свод лишен систематизации; своей славой Рази обязан скорее небольшому трактату Об оспе и кори, содержащему классическое описание различий между этими болезнями. Рази следовал методу Гиппократа и был хорошим клиницистом. Он известен также немилосердным разоблачением шарлатанства. Еще одним значительным медицинским автором этого периода был Исаак Бен Саломон Израэли (ок. 845 - ок. 940), египетский еврей, чьи книги о питании, лекарственных средствах и лихорадках пользовались популярностью вплоть до 17 в. Создание медицинских энциклопедий было продолжено Ибн Аббасом (Али ибн аль Аббасом), еще одним персидским автором 10 в., чья Царская книга, свод медицинских знаний того времени, был намного лучше составлен и систематизирован, чем энциклопедия Рази. Но обе эти книги затмил знаменитый Канон Авиценны. Этот труд, суммировавший достижения греко-арабской медицины, был главным источником медицинских знаний для Азии и Европы в течение последующих шести веков. Его автор - Авиценна (Абу Али Ибн Сина, 980-1037), тоже перс по происхождению, которого часто называли "князем всех врачей", - обладал яркой индивидуальностью и предприимчивым характером. Он был отличным врачом и в своих работах пытался примирить догмы Галена и Аристотеля. Труды Авиценны знаменуют высшую точку развития арабской медицины, особенно на Востоке. В 10 в. центр арабской цивилизации переместился в Испанию. Там в Кордовском халифате работал единственный известный арабский хирург - Альбукасис (Абу-ль-Касим, 936-1013). Хирургия очень долго оставалась ниже по статусу, чем медицина, что было характерно и для арабской, и для христианской цивилизаций. Альбукасис, однако, пытался поднять престиж этой пренебрегаемой профессии. Его трактат - одна из самых древних иллюстрированных книг по хирургии; среди изображенных там хирургических приспособлений - не только пинцет, но и множество разнообразных зубоврачебных инструментов. Альбукасис был также первым, кто описал гемофилию. Другому арабскому хирургу Авензоару (Ибн Зухру) из Севильи (ок. 1072-1162) средневековая медицина обязана популярным фетишем, известным как безоаровый камень (плотное отложение, образующееся из остатков пищи и несъедобных частиц в желудке некоторых жвачных, особенно коз; ему приписывались величайшие целебные свойства). Несмотря на это суеверие, Авензоар был хорошимкоз; ему приписывались величайшие целебные свойства). Несмотря на это суеверие, Авензоар был хорошим клиницистом, первым врачом, применившим питательную клизму, умел диагностировать рак желудка. Его ученик Аверроэс (Ибн Рушд, 1126-1198) овладел не только медициной, но и множеством других дисциплин. Он много писал на медицинские темы, но славу ему принесли главным образом философские труды. Взаимопроникновением медицины и философии отмечено и творчество его выдающегося ученика Маймонида (1135-1204), чья биография знаменует окончание эпохи терпимости и славы арабской цивилизации. Маймонид отказался перейти из иудаизма в ислам и был изгнан из Испании. Он стал врачом халифа Саладина (Салах-ад-дина) и имел обширную практику в Каире. Подобно Аверроэсу, для потомков он оказался более известен как философ, чем как врач. Медицина средневековой Европы. Суеверие и догматизм, характерные для начала христианства в Европе, продолжали процветать и в Средние века. Подобно тому, как это было в Вавилоне, астрология управляла прогностикой; диагнозы ставились преимущественно на основе осмотра мочи. Вопрос о наблюдении и экспериментах вообще не поднимался; образование, включая медицинское, заключалось в изучении древних авторитетных текстов. Терапия вернулась к магии и молитвам, фантастическим, часто отвратительным снадобьям, заклинаниям, амулетам и религиозному целительству. Широко применялись кровопускание и различные травы. Вскрытие трупов было полностью запрещено, и сведения по анатомии, помимо книг, можно было почерпнуть лишь при разделывании свиней. Корень мандрагоры, о котором ходило множество легенд, считался наилучшим средством. Гигиена и санитария оставались на очень низком уровне, поскольку презиралось само человеческое тело. Святой Иероним не видел надобности ни в каких омовениях после принятия крещения. Тертуллиан считал, что какие-то бы ни было исследования после Евангелия вообще не нужны. Григорий Турский оценивал "светскую" медицинскую помощь как богохульство. Теория демонического происхождения болезней снова стала господствующей, а в таких случаях, как опустошительные чумные эпидемии, вина возлагалась на евреев. В современных исследованиях по истории медицины наметилась тенденция рассматривать возникновение средневековых медицинских школ как луч света в окружающем их мраке невежества, почти как предвестие Возрождения. Это спорная точка зрения. Хотя развитие медицинских школ отчасти привело к возрождению греческой науки - правда не прямо, а через арабские переводы, - но этот возврат носил формальный характер, дух науки был утрачен. Стали законом каноны Гиппократа и Галена, Аристотеля и Авиценны, а не их методы исследования и наблюдений. Знаменитая школа в Салерно, расцвет которой приходится на 10-13 вв., была первой медицинской школой, организованной в Европе. Возможно, она была также наиболее "просвещенной". В Салерно переплелись греческие, латинские, арабские и еврейские влияния, он получил название "Гиппократова города". Курс обучения включал три подготовительных года и пять лет медицинского образования; выпускник получал звание магистра или доктора, откуда пошло использование слова "доктор" в значении "врач". По законам, провозглашенным в 1240 императором Фридрихом II, для получения лицензии на самостоятельную медицинскую практику надо было по окончании курса пройти еще годичную практику под началом опытного врача; владение аптекой и торговля лекарствами были запрещены, приготовление лекарств находилось под контролем инспекторов. Из Салернской школы вышло много знаменитых врачей. Составленный там в форме пословиц домашний медицинский справочник Режим здоровья (Regimen Sanitatis) принадлежал к числу самых популярных книг в Средние века. Женщины также были допущены в школу, но неизвестно, кого из них готовили - сиделок, повивальных бабок или врачей. Несмотря на довольно прогрессивный характер Салернской школы, в ней все еще рассматривали нагноение как часть нормального процесса заживления ран, а первый учебник анатомии был основан на изучении строения свиньи. О связях Константина Африканского (1010-1087) с Салернской школой мало что известно, кроме того, что он провел там некоторое время, как и в бенедиктинском монастыре Монте-Кассино. Константин более всего известен своими обширными переводами с арабского на латынь, которые способствовали возвращению на Запад забытого греко-римского наследия. Постепенно изучение трудов Авиценны, Ибн Аббаса, Маймонида, а вместе с ними Галена и Гиппократа прочно укоренилось во всех школах средневековой Европы. После упадка школы в Салерно в конце 13 в. на первый план выдвинулись медицинские школы в Монпелье, Болонье, Падуе и Париже. Мондино из Болоньи произвел вскрытие двух трупов, но смотрел глазами Галена и Авиценны и ничего не прибавил к анатомическому знанию. В Парижском университете запрещались хирургические операции и клинические обследования. Арнольд из Вилановы, знаменитый преподаватель в Монпелье, изобрел спиртовой настой трав, но он же поместил женские болезни в книгу о ядах, "поскольку женщины - ядовитые создания". Ги де Шолиак (1300-1367), самый знаменитый средневековый хирург, одним из первых применил вытяжение при переломах, но при этом верил в учение о гное и рекомендовал масло скорпиона как мочегонное средство для лечения венерических болезней. В целом, в средние века к медицинскому знанию было прибавлено очень немногое.  


Информация о работе Медицина в средние века