Прообраз индустрии туризма в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Задачами наших исследований являются:
Изучить прообраз туризма в средние века;
Изучить закономерность развития знаний людей об окружающем мире в средние века;
Составить и возобновить единую цепь путешествий и открытий в их последовательности и взаимосвязи.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Основы индустрии туризма
Основные понятия в туризме……………………………………….6
Зарождение элементов путешествий………………………………7
Этапы развития туризма………..………………………………….12
Глава 2. Развитие туризма в средние века
2.1 Паломничество и крестовые походы ……………………………… 23
2.2 Торговые пути и «путешествия за знаниями»……………………... 28
2.3 Морские путешествия эпохи средневековья …………………….... 33
2.4 Великие географические открытия Запада и Востока ...…………...36
Глава 3. Значение развития туризма в средневековье
Заключение………………………………………………………………..53
Литература…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая ГОТОВА!!! 59 стр 1 курс.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

      МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

      Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского 

      Географический  факультет 

      Кафедра туризма 

      Старикова Анастасия Андреевна 

      Прообраз  индустрии туризма  в средние века 

      Специальность – 6.050400 – туризм 
 
 
 
 
 

      Курсовая  работа

      Студентки 1 курса, гр. 12-Т 

      Научный руководитель

      кандидат  географических наук ,

      доцент  Вахрушев И.Б.  
 
 
 
 

      Симферополь, 2008 г. 
Содержание
 
 

      Введение…………………………………………………………………..  3

      Глава 1. Основы индустрии туризма

    1. Основные понятия в туризме……………………………………….6
    2. Зарождение элементов путешествий………………………………7
    3. Этапы развития туризма………..………………………………….12

      Глава 2. Развитие туризма в средние  века

      2.1 Паломничество и крестовые походы  ………………………………  23

      2.2 Торговые пути и «путешествия  за знаниями»……………………... 28

      2.3 Морские путешествия эпохи средневековья …………………….... 33

      2.4 Великие географические открытия  Запада и Востока ...…………...36 

      Глава 3. Значение развития туризма в средневековье

      Заключение………………………………………………………………..53

      Литература………………………………………………………………...57

 

       Введение 

      Развитие  цивилизации теснейшим образом  связано с развитием и укреплением  контактов между отдельными государствами, народностями, территориями. Многочисленные - с самого начала развития человеческого  общества - путешествия изначально играли сугубо практическую роль: выявление характера соседей - их дружеского или враждебного настроя - обмен опытом, поиск рынков сбыта и приобретения товаров и т.п. В этом плане путешествия повторили судьбу предметов быта, которые постепенно приобрели помимо утилитарной еще и эстетическую функцию, несущественную для выживания, но важную для человека в психологическом плане. Так и путешествия с течением времени получили новый статус - также не игравший особой роли для жизни данного племени/города/государства, но оказавшийся столь существенным для каждого отдельного человека, что он не только не утрачен по сей день, но и продолжает активно использоваться, составляя одну из важных статей развития экономики фактически любой страны.

      Цели: изучение прообраза туризма средних веков (изучение закономерности развития знаний и представлений людей об окружающем мире в средние века), исследование и познание логики поступков и действий предшественников, прослеживание последовательности географических открытий и путешествий.

      Задачами  наших исследований являются:

  1. Изучить прообраз туризма в средние века;
  2. Изучить закономерность развития знаний людей об окружающем мире в средние века;
  3. Составить и возобновить единую цепь путешествий и открытий в их последовательности и взаимосвязи.

              Итак, помимо людей, для которых  путешествия являлись профессиональной  необходимостью (мореплаватели, исследователи  и ученые, купцы, позже - священники), появились люди, желавшие просто  посмотреть новые земли и получить  новые впечатления. Появилось такое понятие как туризм.

      История туризма – это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени.

               Предметом изучения истории туризма являются закономерности возникновения, развития и становления туристского движения как социального явления.

              История туризма в своих исследованиях  опирается на такие вспомогательные  исторические дисциплины как  археологию, нумизматику, палеографию,  этнографию и другие.

              Термин «туризм» адаптировался  в языках разных народов только  к XIX веку. В древности и средневековье  люди использовали термин «путешествие».  Путешествием же, в современном  туризмоведении называется перемещение  людей в пространстве и во  времени независимо от цели такового.

            Данная курсовая работа состоит из введения, плана, трех разделов, вывода, списка литературы. В первой части изложены основные аспекты в становлении истории  туризма, побудительные мотивы и  зарождение элементов путешествия. Туризм (как национальный, так и международный) - продукт длительного исторического развития. Предпосылки его появления лежат в глубокой древности.

      Как известно в истории развития туризма  мы различает четыре этапа:

      • до начала XIX века - предыстория туризма;

      • начало XIX века - начало XX века - элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг;

      • начало XX века - до начала Второй мировой  войны - начало становления социального  туризма;

      • после второй мировой войны - современный этап - массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

      В основу данной периодизации положены следующие критерии: технико-экономические  предпосылки; социальные предпосылки; целевые функции туризма на разных этапах развития.

            Во второй части  рассматриваются особенности туристских путешествий в средние века, история  развития туризма, походы и путешествия  того времени.

            В третий части представлено значение развития туристской отрасли средневековья в современности. Туризм, как явление общественное,  хозяйственное  и  пространственное, имеет долгую и богатую историю, уходящую в глубокую древность.

      История человечества полна самыми разнообразными, а порой и невероятными событиями. В череде исторических событий встречались упоминания о путешествиях и плаваниях, первопроходцах и географических открытиях. Эти события растворялись в контекстах конкретных культурных эпох и поэтому не всегда связывались в единую цепь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Основы индустрии туризма 

      

  • Основные  понятия в туризме 
  •       В английском языке слово tourism появилось в начале ХIХ в.  Вебстерский словарь английского языка (десятое издание) дает такое определение слову  tourist (турист): «тот, кто совершает поездку ради собственного удовольствия или расширения культурного кругозора».

          Более точно туризм можно определить как  науку, искусство и бизнес по привлечению  туристов и организации их перевозки  и проживания, а также созданию условий для лучшего удовлетворения их потребностей и запросов.

          По  определению ООН, турист – лицо, прибывающее в данную местность  сроком более чем на одну ночь и  менее чем на год. Под это определение  попадают также деловые командировки и поездки на конференции.

          Туризм  классифицируют по следующим принципам:

    • Географически: международный, региональный, национальный, районный, городской;
    • По типу собственности: государственный, квазигосударственный, частный;
    • Функционально: регулирующие органы, поставщики, маркетологи, разработчики, консультанты, исследователи, образовательные органы, издатели, профессиональные ассоциации, специализированные организации, структуры по защите прав потребителей;
    • По видам отраслей: транспортные (воздушный, автобусный, морской, железнодорожный, автомобильный), агентства по организации поездок, агентства по проживанию, организаторы увеселительных мероприятий и отдыха;
    • Мотивационно: коммерческие и некоммерческие [6].

          Под туристской индустрией понимают совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, который производят и реализуют туристские услуги и товары турспроса.

          Как и какая-либо другая сфера хозяйственной  деятельности, индустрия туризма  является весьма сложной системой, степень развития которой зависит  от уровня развития экономики страны в целом.

          Туризм  – это динамичное, развивающееся, ориентированное на потребителя явление, крупнейшая индустрия мира. Это является вполне оправданной точкой зрения, если принять во внимание все составляющие туризма, которые являются компонентами единой структуры, показанной на рисунке 1.

            
     
     
     
     

          Рис. 1. Сферы туризма

          Между различными сегментами туризма –  путешествием, проживанием, питанием и  отдыхом – существует тесная взаимозависимость. Прежде, чем люди станут гостями  отеля, им необходимо до этого мотеля чем-то добраться. После этого они начинают посещать соседние рестораны и развлекаться на аттракционах. Таким образом, в той или иной мере каждый сегмент туризма зависит от остальных.

          

  •  
  •       

  • Зарождение элементов путешествий 
  •       Невозможно  определить, с какого времени люди стали путешествовать.

          Скорее  всего, начало истории путешествий  следует вести со времен, когда  стал происходить процесс выделения  человека из животного мира. Во всяком случае, нет сомнения в том, что  начало путешествиям было положено тогда, когда закладывались основы человеческой цивилизации.

    Побудительные мотивы путешествий были таковы [26]:

          1. Первобытный человек вынужден  был переходить из одной местности  в другую в поисках пищи (охота,  рыболовство и т.п.). Несмотря на  то, что такие переходы делают  и животные (например, стада антилоп преодолевают до тысячи километров за сезон), все-таки подобные перемещения в пространстве характерны для человека, так как носят осмысленный и целенаправленный характер.

          2. С возникновением скотоводства  первобытный человек стал совершать длительные переходы в поисках пастбищ, прокладывая тропы и запоминая их. Нередко пастухи отмечали свой путь специальными знаками на местности.

          3. С развитием примитивного земледелия  значительно расширился интерес  человека к территориальному  размещению растительного мира. Человек перемещался в поисках более лучших и плодородных земель и даже стремился изменить ландшафт земель, непригодных для посевов.

          4. Развитие ремесла и торговли  поставили перед необходимостью  создавать схемы маршрутов. Ориентирами  служили наиболее заметные черты рельефа (гора, скала, высокое дерево и т.п.). Революционным этапом перемещения людей стало изготовление и использование плавсредств для преодоления расстояния по воде. Сначала использовалось течение воды, а затем и сила ветра. Ориентирами на море служили солнце и звезды.

          5. С развитием межгруппового общения  создаются привычные пути между  селениями. Развивается межплеменное  общение. Это общение имело  несколько разновидностей:

          а) внутриэтническое перемещение, т.е. перемещение  внутри территории,      занимаемой племенем или союзом племен;

          б) межэтническое общение, т.е. перемещение  за пределы территории  обитания своего племени и утрата с ним  дальнейшей связи;

          в) перемещение самого племени или  союза племен в другую местность, что характерно для народов, ведущих кочевой образ жизни.

          Такой вид перемещений называют миграцией, которая бывает сезонной либо вызывается другими причинами. К объективным  причинам миграции можно отнести:

          – Климатические факторы. К ним  относятся разливы рек, извержения  вулканов, сходы лавин, камнепады и прочие природные катаклизмы.

    Информация о работе Прообраз индустрии туризма в средние века