Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:21, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является исследование и анализ поведения потребителей на рынке туристических услуг, а так же раскрытие классификаций групп клиентов туристских организаций и их особенностей обслуживания. Необходимо заметить, что поведение потребителей - область знаний, выходящая за рамки сугубо маркетинговой сферы деятельности. Она актуальна для каждого, кто стремиться прочно и успешно вписаться в рыночную стихию и преуспеть в ней, используя широкую гамму профессиональных методов управления потребительским поведением.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
1.1.Модель покупательского поведения……………………………………4
1.2.Факторы, влияющие на поведение потребителей туристических
услуг……………………………………………………………………………..6
1.3. Поведение потребителей на рынке индустрии туризма……………10
1.3.1.Типы туристов…………………………………………………………..13
2. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТОВАРА
2.1. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара……………………………………………………16
2.2. Анализ текущей маркетинговой ситуации……………………………21
2.3. Выбор целевого сегмента………………………………………………..23
2.4. Планирование средств рекламы……………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………
1.3.1.Типы туристов.
Изучая менеджмент туризма, очень важно правильно ответить на следующий вопрос: кто и какими туристскими услугами пользуется? [10, 13]
Традиционно среди туристов по характеру их активности во время отпуска
В.А.Квартальнов выделяет шесть групп:
1. Любители спокойного отдыха. Его представители отправляются в отпуск для того, чтобы освободиться от повседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятся посторонних и большого скопления людей. Спокойно отдыхающих отпускников привлекают солнце, песок и море. Это отдыхающие с высокими требованиями, но им не нужны условия класса люкс. Они ищут единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки.
2. Любители удовольствий. Это тип предприимчивых туристов, которые во
время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атмосферу. Их привлекают флирт, дальние расстояния. Для них путешествие – это способ самовыражения. Для отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку.
3.Любители активного отдыха. Эти туристы любят природу и создают активную нагрузку своему телу. Предпочитают размеренное движение и пребывание на свежем воздухе. Их отпуск можно совместить с лечением.
4.Любители спортивного отдыха. Внимание туристов сконцентрировано на
соревнованиях. Спорт является их хобби. Они не страшатся физических нагрузок.
5. Отдыхающие с целью познания и изучения. Туристы, которые заинтересованы в повышении своего образовательного уровня и познании нового.
6.Любители приключений. К типу искателей приключений можно отнести таких туристов, которые ищут необычных впечатлений с определенной долей риска. Для них риск – возможность испытывать себя [12, 196].
При классификации путешествующих учитывается их возраст. По возрастной шкале определены следующие группы туристов:
- от 0 до 14 лет: это дети, как правило, путешествующие с родителями, для них необходимо формировать льготные расценки;
- 15 – 24 лет: сегментом является молодежь, которая уже
путешествует без родителей, но, тем не менее, сохраняются льготные расценки на поездки;
- 25 – 44 лет: экономически активные люди, которые проводят время
со своими семьями на отдыхе или друзьями. Здесь надо обращать внимание на
потребности детей, если отдыхают семьями [11, 163].
- 45 – 64 лет: люди среднего возраста, имеющие экономическую
активность, но не обременены детьми.
- старше 65 лет: неработающие пенсионеры. В мире этот сегмент насчитывает достаточно большую долю туристского рынка [11,164]. Для этого сегмента туристского рынка необходима специальная маркетинговая программа. Данные возрастные группы людей могут стать потребителями недорогих товаров и услуг, поэтому целесообразно предлагать им специальные возрастные льготы, скидки на размещение и питание, льготные тарифы на транспорте. Таким людям по карману путешествия внутри страны с целью посещения родственников или с целью отдыха и лечения в санаториях и домах отдыха. При выборе средств транспорта должен делаться акцент на более доступные и недорогие средства передвижения.
Таким образом, изучив все типы туристов, и факторы, влияющие на их поведение на рынке, можно сделать вывод, что производителям туруслуг неоходимо хорошо знать клиентов каждого типа и приспособить свою тактику к данным экономическим, личностным факторам и факторам внешней среды.
СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТОВАРА
2.1. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара
Любая фирма осознает, что ее товары не могут быть привлекательными для всех покупателей, поскольку их много, у них разные вкусы, нужды и привычки, они географически широко рассеяны. Ресурсы туристской фирмы также небезграничны, чтобы разрабатывать и производить товары, удовлетворяющие вкусы всех клиентов. Поэтому фирме лучше всего сосредоточить свои усилия на обслуживании определенных сегментов рынка. Каждая компания должна выявить наиболее привлекательные сегменты рынка, которые она в состоянии эффективно обслужить. Но фирмы не всегда придерживаются такой тактики.
Существуют три подхода:
1. Массовый маркетинг - массовые
производство, распределение и
2. Товарно-дифференцированный маркетинг - выпуск двух или нескольких товаров с разными свойствами, разного качества, но с общей целью – создать разнообразие для покупателей.
3. Целевой маркетинг -
проведение разграничений
комплекса
маркетинга для каждого сегмента.
Фирмы все больше переходят от методов массового и товарно-дифференцированного маркетинга, который помогает им полнее выявлять имеющиеся маркетинговые возможности. Вместо того чтобы распылять свои маркетинговые усилия, фирма сможет сфокусировать их на покупателях, наиболее заинтересованных в приобретении товара.
Целевой рынок - это сегмент
общего потенциального туристского
рынка, для которого предлагаемые туристские
товары (услуги) будут наиболее привлекательными.
Ситуация на российском рынке
туристских услуг складывается таким
образом, что наблюдается насыщенность
его турфирмами-продавцами и, следовательно,
ужесточается конкуренция; большинство
турорганизаций - предприятия малого бизнеса
с ограниченными финансовыми, трудовыми
и другими ресурсами как например взятая
нами фирма «Байкал актив Плюс». Для эффективной
и прибыльной деятельности турфирмы берут
на вооружение концепцию целевого маркетинга,
который требует проведения
четырех основных мероприятий:
1) сегментации рынка -
определения принципов
профилей полученных сегментов;
2) выбора целевых сегментов
рынка - оценки степени
3) позиционирования товара на рынке - решения
о позиционировании
товара в каждом из целевых сегментов;
4) разработки комплекса
маркетинга для каждого
Первым шагом в туристском маркетинге является разделение рынка туристов на сегменты на основе некоторых значимых критериев. Затем необходимо сконцентрировать усилия на создании продукта, установлении цены и стимулировании спроса на обслуживание тех сегментов рынка, которые характеризуются наибольшим спросом на наши товары и услуги,
т. е. на целевых рынках.
Сегментация рынка - это разделение рынка на части (сегменты), которые характеризуются общностью требований потребителей. Любой из этих сегментов может быть выбран в качестве целевого рынка с последующей разработкой отдельного товара и комплекса маркетинга на
данный сегмент.
Сегмент - та часть рынка, на которой потребители предъявляют
одинаковые требования к товару.
Целевые рынки определяются:
1)по географическим;
2) социодемографическим (возраст, доход, образование, расовая принадлежность, национальность, размер и жизненный цикл семьи, пол, религия, род занятий);
3) психографическим (духовные ценности, мотивы поведения, интересы,
отношения, желания) и другим критериям.
Можно также взять за основу
сегментации четыре рекреационные зоны:
- Первая зона включает районы: Черноморский,
Северо-Кавказский, Каспийский, Азовский.
- Вторая зона: Центральный, Северо-Западный, Западный, Волжский, Уральский районы.
- Третья зона: Обско-Алтайский, Енисейский, Прибайкальский, Дальневосточный районы.
- Четвертая зона - Север.
Любая туристская
достопримечательность может быть привлекательна
для многих сегментов туристского рынка.
Менеджер по маркетингу должен рассмотреть
каждый сегмент рынка и решить, какой из
них предлагает наибольший потенциал
для ведения прибыльного бизнеса.
Турцентры могут иметь
свои сегменты, определенные по нескольким
критериям. Самым распространенным является
географический критерий. Сегменты на
основе данного критерия - туристы, преодолевающие
длительные расстояния с целью отдыха
на курорте; региональные посетители (туристы,
которые проживают в пределах региона,
где располагается данный турцентр, и
могут туда прибыть в течение четырех
часов) и туристы, являющиеся местными
жителями. Близость туристского направления
является важным фактором: как правило,
чем ближе турцентр к своему целевому
рынку, тем больше вероятность привлечения
большого числа посетителей. Для развития
определенного турцентра турорганизации
обычно обращаются с рекламными обращениями
к крупным населенным центрам, находящимся
поблизости от него.
Информация о работе Покупательское поведение потребителей туристских продуктов