Первые храмы Руси, их значение и использование в туризме

Автор: E********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Как только крестились киевляне, великий князь повелел рубить в Киеве церкви и ставить их по местам, где прежде стояли кумиры — мера истинно благоразумная! Язычники, без сомнения, привыкли считать эти места для себя священными, привыкли собираться на них для поклонения своим истуканам; теперь, приходя на те же места по прежней привычке, киевляне должны были встречать уже христианские храмы и естественно научались, забывая прежних богов, поклоняться Богу истинному. Вслед за распространением святой веры из Киева по всей Руси русский равноапостол спешил устроять храмы Божии и по другим градам и селам. Из числа этих созданных тогда в нашем отечестве храмов древнейшие сказания упоминают по имени только о четырех.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХРАМОВ В РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.1.Основы религиозного туризма 4
1.2.Развитие православной архитектуры в России 5
ГЛАВА 2. ПЕРВЫЕ ХРАМЫ РУСИ КАК ОБЪЕКТЫ ЭКСКУРСИОННОГО ПОКАЗА 10
2.1.Первые храмы Киевской земли 10
2.2.Храмы Новгородской земли 15
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ТУРА РЕЛИГИОЗНОЙ ТЕМАТИКИ «ПЕРВЫЕ ХРАМЫ НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

Первые храмы Руси и их использование в туризме.doc

— 522.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Как только крестились киевляне, великий  князь повелел рубить в Киеве  церкви и ставить их по местам, где  прежде стояли кумиры — мера истинно  благоразумная! Язычники, без сомнения, привыкли считать эти места для себя священными, привыкли собираться на них для поклонения своим истуканам; теперь, приходя на те же места по прежней привычке, киевляне должны были встречать уже христианские храмы и естественно научались, забывая прежних богов, поклоняться Богу истинному. Вслед за распространением святой веры из Киева по всей Руси русский равноапостол спешил устроять храмы Божии и по другим градам и селам. Из числа этих созданных тогда в нашем отечестве храмов древнейшие сказания упоминают по имени только о четырех.

      Первая  церковь, построенная святым Владимиром тотчас после крещения киевлян, была церковь святого Василия. Другую, и уже не деревянную, а каменную и великолепную церковь воздвиг  Владимир во имя Пресвятой Богородицы. Третий храм он поставил в Василеве – церковь во имя Преображения Господня. Сын его, Ярослав, ознаменовал свое многолетнее царствование сооружением многих храмов. Важнейший из них — храм Киево-Софийский.

      Туры  религиозной тематики в последнее  время приобретают всю большую актуальность. Церкви и храмы привлекают не только паломников, но и ценителей архитектуры.

      Объектом  исследования в данной работе являются первые храмы Руси, предметом –  первые храмы Руси как объекты  рекреационной деятельности.

      Цель  данной работы – оценка значимости первых храмов Руси в развитии современной рекреационной деятельности в нашей стране.

      Для реализации данной цели нами были поставлены следующие задачи:

      - рассмотреть особенности туров  религиозной тематики;

      - ознакомиться с историей возникновения первых храмов Древней Руси;

      - раскрыть возможности использования  первых храмов Руси в рекреационной деятельности;

      - разработать программу тура «Первые  храмы Новгородской земли».

      Методологическую  базу работы составляют работы ученых историков, архитекторов, культурологов.

      Данная  работа будет полезна всем, кого интересуют не только вопросы развития рекреации в нашей стране, но и  деятелям культуры и краеведам. 

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХРАМОВ В РЕКРЕАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.Основы религиозного туризма

 

     Религиозный туризм основывается на религиозных  потребностях людей различных конфессий. Религиозный туризм можно назвать  древнейшим, его корни уходят в  незапамятные времена. Он имеет две  основные разновидности: паломнический  туризм (отдельно следует выделить духовно паломническое направление) и религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности1. Такие поездки обычно не столь продолжительны, как странствия верующих, рассчитаны на детей и взрослых, организуются в любое время года и не привязаны к культовым праздникам. Если для богомольца важен духовный момент, то турист отправляется в путешествие по Святым местам с культурно-познавательными целями. В некоторых турах одновременно могут участвовать как паломники, так и туристы. По маршруту они посещают культовые святыни и архитектурные памятники прошлого, что позволяет светским людям приобщаться к духовным традициям. Проведение подобных туров требует скрупулезной подготовки. Группа подбирается особенно тщательно, чтобы в неё не попали люди, которым абсолютно чужды вера и уважение к церкви. Её сопровождает хорошо знающий тему экскурсовод, желательно человек верующий, и представитель церкви. С помощью последнего собравшиеся получают представление о духовных ценностях.

     Религиозный туризм в отдельных конфессиях имеет свои особенности.

     Свои  потоки формирует научный туризм с религиоведческими целями. Туристы  устремляются к центрам не только монотеистических существующих религий, но и в страны с богатым политеистическим прошлым. Это, – прежде всего Египет, а также Италия и Греция. Особый научный религиоведческий интерес представляет Восток – Индия, Китай, Япония. Поездки специалистов немногочисленны, но они расширяют географию религиозного туризма и делают его потоки более полнокровными2

1.2.Развитие православной архитектуры в России

 

     С приходом на Русь христианства начинается широкое строительство культовых  зданий, церквей и монастырей. Языческая  Русь не знала храмов, она поклонялась  своим богам на специальных полянах, возвышенностях или в утаенных в лесу местах. На смену полянам приходит другое место поклонения, которое было присуще ранним христианам – пещера. Одним из первых центральных монастырей был Киево-Печерский, основанный в середине XI века Печеры или пещеры, - это место, где первоначально селились христианские подвижники, вокруг которых потом возникало поселение, превращавшееся в общежительный монастырь. Другое новшество, принесенное христианством, - иконы (от греч. eikon - изображение, образ), представлявшие изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывалось священное значение. Иконы заменили деревянных истуканов, символизировавших языческих богов.

     Постепенно  на Руси получает развитие культовая  архитектура, представленная двумя типами построек – наземными и подземными. Те и другие являлись каменными, только одни рукотворными, а другие природными. Те и другие назывались монастырями и храмами.

     Из  подземных монастырей получили известность  Киево-Печерский монастырь, Ильинский  подземный монастырь в Чернигове – уникальный историко-архитектурный памятник в толще Болдиной горы (1069), Печорский монастырь под Изборском Псковской области. Подземные монастыри и комплексы распространены во многих культурах мира.

     На  Русь они пришли вместе с другим явлением, заимствованным у византийских христиан. Его именуют исихией (от греч. hesychia – покой, безмолвие, отрешенность) или молчальничеством, а также пещерным затворничеством. Пещеры как нельзя лучше служили уединенным местом для проведения особой духовной практики, связанной с преображением человеческого духа через аскетизм и уход от мира. В подземное убежище не проникают ни звуки мира, ни свет солнца, мешающие молитвенной сосредоточенности, единению человека с Богом через «очищение сердца» слезами. В отличие от Византии, пещерное затворничество не превратилось на Руси в род идолопоклонства, в мистическое движение с тысячами преданных поклонников.

     Первые  наземные каменные церкви строились  в византийском стиле. Таков кафедральный собор Св. Софии в Киеве. Позже  сформировался специфически русский стиль, лучшие образцы которого сохранились в храмах Владимира, недалеко от Москвы. Внутренний декор включал фрески и иконы. Основные концептуальные принципы, технические приемы и художественная манера были заимствованы из Византийской империи, которая в тот момент, когда она начала влиять на Киевскую Русь, достигла наивысшего расцвета. Можно говорить о том, что она определяла мировую художественную моду. На учебу в Константинополь, как позже во Флоренцию, Рим и Париж, постоянно выезжали европейские художники. Поэтому русские перенимали лучшие мировые образцы, а не провинциальные модели, успевшие прочно устареть. Правда, в отличие от византийцев, русские зодчие строили соборы и церкви с более узким и высоким силуэтом. Специалисты полагают, что русский самобытный стиль сложился благодаря неустанным экспериментам зодчих с таким важным элементом религиозного здания, как купол. Образцом для подражания при создании самобытного церковного купола византийские модели послужили русским архитекторам лишь отчасти. Более сильное влияние оказала форма войлочного шатра, которая была распространена у скифов, сарматов, печенегов и других кочевников, с которыми русским приходилось постоянно соприкасаться. Таким образом, луковичная форма церковного купола пришла в Россию, не из Византии.

     Основой культовых сооружений в домонгольской  Руси являлась византийская базилика. Базилики понимались как образ Мира, но не было более наглядного символа  неба, чем купол. Соединение базилики с куполом привело к сооружению знаменитой Софии Константинопольской (523-537 гг.) – «новой модели мироздания».

     Византийский  крестово-купольный храм стал в Древней  Руси основной архитектурной формой. Одним из первых каменных зданий Киева была Десятинная церковь (990-996 гг.), построенная византийскими архитекторами. Внутри в соответствии с византийскими образцами храмы украшались фресками и мозаиками. В апсиде традиционно изображали Богоматерь Оранту (Молящуюся), причастие апостолов и фигуры святителей. Подкулольное пространство отводилось образу Вседержителя – Творца и Повелителя Вселенной. На стенах изображались библейские сцены и фигуры апостолов, пророков, святителей и мучеников, а также в традициях Византии – князья и их семьи.

     Высшего расцвета искусство Киева достигло в годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054). Главным культовым и общественным зданием Киева был величественный Софийский собор (заложен в 1037 г.) – храм, имеющий в плане крест с пятью полукруглыми выступами – апсидами, увенчанный одним большим и 12 малыми куполами. Внутри собор отличается великолепным убранством: он украшен мозаикой, фресками, отделан полированным и резным камнем, майоликой. Древние зодчие умели безошибочно выбирать места для храмов – по берегам водных путей, на возвышениях, чтобы они были хорошо видны. Русские церкви стали органичной частью сельского ландшафта, а в городах они превращались в центр всего архитектурного ансамбля.

     Русская архитектура второй половины XII века, как и готика в Западной Европе, была искусством городов. Иностранцы, хорошо знавшие Русь, называли ее страной городов – Гардарикой. Летописи упоминают более 220 городов, среди которых крупнейшими являлись Киев, Чернигов, Галич, Туров, Смоленск, Полоцк, Новгород, Владимир, Суздаль, Рязань и др. Основная часть города – детинец (позднее его стали называть кремлем), укрепленный административноправительственный центр и примыкающий к нему посад с площадью торга, прикрытый оборонительными сооружениями. В городах, в отличие от сельских поселений, складывается уличная система планировки. Застройка шла стихийно, образуя прихотливую сеть улиц. Характерными для облика города были феодальные усадьбы, состоявшие из нескольких жилых и хозяйственных построек и огражденные забором. В храмовой архитектуре городов преобладают четырехстолпные храмы. В XII веке ведущей стала архитектура башнеобразного типа. Такие ее элементы, как ярусность закомар-кокошников и пирамидальность венчающей части, на долгое время станут излюбленными приемами, хотя и превратятся в XVII веке в чисто декоративный мотив.

     В архитектуре и в живописи постепенно угасал «византийский классицизм», вытесненный более самобытными формами. Возрождение в XII веке «фольклорного сознания» привело к расцвету декоративно-прикладного искусства «звериного стиля», напоминающего романский стиль. Но в нем нет устрашающих демонических существ, большое место занимает растительный орнамент. Вместо борьбы темных и светлых сил во всем царит мировая гармония3.

 

ГЛАВА 2. ПЕРВЫЕ ХРАМЫ РУСИ КАК  ОБЪЕКТЫ ЭКСКУРСИОННОГО ПОКАЗА

2.1.Первые  храмы Киевской  земли

 

     В 989 году великий князь Владимир начал монументальное каменное строительство. С помощью византийских мастеров возводится соборный храм Успения Богородицы (закончен в 996 году). Понимая идеологическое значение первого каменного храма для Киева, князь выделил 1/10 часть своих доходов на его устроение в связи с чем церковь получила наименование Десятинной. За образец была принята церковь Богоматери Большого Императорского дворца в Константинополе, именуемая Фаросской. Современники называли ее храмом, красотой превосходящим Соломонов храм. В 1240 году храм был полностью разрушен армиями Батыя. Изучая остатки фундаментов, мы можем сказать, что это была трехнефная крестово-купольная постройка с сильно развитой западной частью. Позднее с севера и юга к ней были пристроены галереи. Возведена церковь была из плоского кирпича плинфы светло-желтого цвета и очень тонкого – 2,5-3 см. Внутренний вид Десятинной церкви поражал киевлян сложной многоплановой организацией пространства, не свойственной деревянным храмам и богатством отделки. При раскопках были найдены мраморные резные детали, фрагменты мозаичного пола, осколки керамических плиток, покрытых глазурью, куски штукатурки с фресковой росписью. Все это позволяет утверждать, что по богатству отделки Десятинная церковь не уступала византийским храмам.

     Самый древний из дошедших до нас в своем  былом облике храм Киевской Руси –  это Преображенский собор в Чернигове. Заложен он был в середине XI века по приказу князя Мстислава Владимировича, сына равноапостольного Владимира  Святославовича. Построен из плинфы с вкраплением необработанного камня. Кирпичи образовывали полосы на поверхности стены, благодаря «утопленным рядам», покрытым розоватым раствором. Стены тогда не штукатурили, и такой прием придавал храму, помимо нарядности, неповторимую легкость. В своей основе храм был пятиглавый типа вписанного креста с развитой алтарной частью и нартексом – притвором. Из-за него храм получился вытянутым, прямоугольным.

Информация о работе Первые храмы Руси, их значение и использование в туризме