Автор: Андрей Голунцов, 10 Июня 2010 в 22:20, реферат
К началу первого тысячелетия языческий мир исчерпал все свои потенциальные возможности в морально-этической и религиозной сфере, а значит и на путях развития социального устройства и государственности. Поэтому победное шествие христианства по Римской империи, а вслед за ней и обращение окрестных языческих племен было неизбежно и логически обусловлено всем ходом мировой истории.
Введение 3
Глава 1. Первые христиане на Руси 4
Глава 2. Причины принятия новой веры 11
Глава 3. Принятие новой веры 12
Заключение 18
Список литературы 19
Федеральное агентство по образованию РФ
Тверской
государственный технический
Кафедра
социологии и социальных технологий
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Культурология»
на тему:
«Крещение
Руси и его культурное значение»
Выполнил:
студент 1 курса
специальности УП ФДПО
Голунцов А.Ю.
Приняла:
зав. кафедрой ССТ
Майкова
Э.Ю.
ТВЕРЬ
2009
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Первые
христиане на Руси 4
Глава 2. Причины
принятия новой веры 11
Глава 3. Принятие
новой веры 12
Заключение 18
Список литературы 19
ВВЕДЕНИЕ
К
началу первого тысячелетия языческий
мир исчерпал все свои потенциальные
возможности в морально-
Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов. Поэтому объединение различных племен, в чем так нуждались восточные славяне 10-12 века, не могло быть осуществлено язычеством. Тем более стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы, заставили людей искать объединения.
Между тем образование
Крещение Руси. Сколько споров вокруг этой темы. До сих пор историки не могут остановиться на одном мнении о времени и месте крещения. Сколько версий существует о том, когда же началась история христианства на Руси. Чтобы рассмотреть эти вопросы главным источником для написания является «Повесть временных лет»[6].
Эти вопросы разные историки
описывают со своей точки
Совершенно противоположное
Цель принятия христианства - свобода.
В давние времена понятие свободы мало
отличалось от нынешнего: если ты раб,
значит ты свободен. Сегодня: если ты не
стеснен обстоятельствами, условиями
жизни, не связан идеологическими узами,
то ты свободен. Получается, что истинную
свободу можно получить духовно, но очень
трудно уйти от постоянно гнетущего душу
чувства. Значит, вопросы религии и духовной
свободы были актуальны в начале первого
тысячелетия, и стала актуальна во втором.
Поэтому задачами этой работы является
анализ причин принятия христианства,
его роли и значении для дальнейшего хода
Российской истории.
Глава
1.
История принятия христианства на Руси начинается с предания, глубоко укоренившегося в народной памяти, - сказания о путешествии на Русь святого апостола Андрея Первозванного, помещенного в недатированной части «Повести временных лет». О достоверности этого факта в исторической науке ведутся споры. Но не вызывает сомнений пребывание апостола Андрея на берегах Северного Причерноморья. Предание об освящении апостолом киевских холмов в настоящее время встречает многих горячих сторонников, уверенность которых основана на большом объеме вполне достоверного исторического материала[2, c.10].
Уже такие церковные писатели, как Тертуллиан, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Иероним Стридонский называют скифов (в их время скифы – это не этническое, а скорее собирательное имя) в числе народов, между которыми было распространенно христианство. «Гунны изучают Псалтырь, а холода Скифии пылают жаром веры», - говорит Иероним. Последние его слова воспринимаются как гипербола, но факт раннего распространения христианства в Северном Причерноморье, где была раскинута сеть греческих городов – колоний (Ольвия, Тирас, Херсонес, Феодосия, Пантикапей), не подлежит никакому сравнению, так как подтверждается не только письменными, но и многочисленными археологическими данными[2, c.11].
В «Истории Русской Церкви»
митрополит Макарий приводит
обширный список
Нашествие гуннов в конце IV – начале V века имело серьезные отрицательные последствия для распространения христианства на Руси, так как на определенное время разорвало связи восточных славян с христианскими центрами Византии.
Но уже конец V - начало VI века становится временем решительных перемен, как в судьбах восточных славян, так и всего славянства. К этому времени в районе Среднего Поднепровья начинает складываться союз славянских племен, во главе которого стало племя руссов, обитавшее в бассейне реки Роси. Создание такого союза положило начало древнерусской государственности, с центром в Киеве. Территория же, занимаемая этими объединившимися славянскими племенами, и явилась тем местом, «откуда есть пошла Русская земля»[9].
Становление государственности
славян послужило началу
Ряд современных
Поэтому с большой достоверностью можно говорить о том, что уже в те далекие времена часть руссов, возвращавшихся из походов в Византию, и дружинники, побывавшие с князем Кием в Константинополе, не только увидели и ощутили новых для них мир, мир высочайшей христианской культуры, но лишь в качестве первых дошедших до нас письменных источников, отразивших определенный этап распространения святой веры на Руси.
К
этим письменным источникам относятся
византийские жития святых Георгия
Амастридского и Стефана
В отношении этих памятников нельзя однозначно сказать – имеем ли мы дело с отдельными славянскими племенами под именем руссов или же с Русью как государством. Но уже в «Повести временных лет» сообщение о крещении Руси, связанное с ее нападением на Константинополь в 860 году и чудесным поражением росов, не оставляет сомнений в последнем предположении. В его основе лежат не только летописные сведения о том, что во главе этого похода на столицу Византийской империи стояли киевские князья Аскольд и Дир. Важным дополнением к ним является также сообщение Бертинских анналов, в которых упоминается о существовании в первой половине 9 века государства Рос, что и есть Русь, или русская земля, в Среднем Поднепровье.
Важнейшими же источниками,
Епископ, прибывший в Киев
1). Епископ был миссийным и не имел постоянной кафедры в русских землях.
2). Епископская кафедра
Повесть временных лет под 882 г. сообщает о том, что на могиле Аскольда впоследствии был построен храм св. Николы, что указывает на факт принятия Аскольдом христианства.
Крещение русских дружин в
Константинополе в 860 году имело
необычайно важное значение
Принесенное из Византии