Экономическое значение иностранного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 09:58, реферат

Описание работы

Доходы от туризма образуются в результате туристских расходов, которые определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем в ходе его поездки и пребывания в месте назначения. Туристские расходы включают оплату:

• комплексных поездок;

• пакетов услуг на отдых и туры;

• размещения;

• питания и напитков;

• транспорта;

• рекреационных, культурных и спортивных видов деятельности;

• потребительских товаров, являющихся неотъемлемым элементом путешествий;

• медицинского обслуживания и др.

Работа содержит 1 файл

Экономическое значение иностранного туризма.docx

— 23.29 Кб (Скачать)

Тема  «Экономическое значение иностранного туризма» 
 
 
 
 
 

Экономическое значение туризма

Известно, что  доход от иностранного туризма в  развитых странах в два раза превышает  доход от международной торговли цветными и черными металлами.

Доходы от туризма  образуются в результате туристских расходов, которые определяются как  общая сумма потребительских  расходов, производимых посетителем  в ходе его поездки и пребывания в месте назначения. Туристские расходы  включают оплату:

•      комплексных поездок;

•       пакетов услуг на отдых и туры;

•      размещения;

•      питания и напитков;

•      транспорта;

•      рекреационных, культурных и спортивных видов деятельности;

•      потребительских товаров, являющихся неотъемлемым элементом путешествий;

•      медицинского обслуживания и др.

Перечисленные туристские расходы оказывают прямое влияние на экономику, то есть экономическая  деятельность туризма вносит вклад  в создание национального дохода.

Сферами воздействия  туризма на экономику страны и  общество в целом являются:

Предпринимательская сфера. Создание туристского предприятия  приносит выгоду, поскольку оно предоставляет  клиентам свои продукты и услуги, рабочим  и служащим — заработную плату  и другие виды выплат, акционерам (владельцам) — прибыль, государству (региону) —  налоги и сборы;

Потребительская и доходная сферы. Туризм создает  новую форму потребительского спроса. Спрос туристов на разнообразные  товары и услуги способствует развитию местной промышленности. Благодаря  этому развивается производство потребительских товаров и повышается уровень жизни населения.

Благодаря туризму  развиваются местные предприятия, в том числе:

— Культурные и развлекательные (музеи, выставки, мемориальные комплексы и памятники, шоу-бизнес, кинобизнес), которые, в свою очередь, через налогообложение приносят пользу региону и местному населению;

—  транспортные предприятия и фирмы (общественный транспорт, прокат автомобилей, использование  автобусов под экскурсии, местные  авиакомпании в значительной мере ориентированы  на доходы от туризма);

— предприятия, изготавливающие сувениры, специальное  туристское снаряжение и народный промысел (продукция этих предприятий во всем мире в значительной степени ориентирована  на туристов).

Валютная сфера. Туризм способствует притоку значительных сумм иностранной валюты. Причем поступление  иностранной валюты происходит не только в виде оплаты за туристский пакет (тур), но и в виде обмена денег в обменных пунктах туристского центра на повседневные траты туристов, оплату дополнительных услуг и т. д.

Производственная  инфраструктура. Туризм создает структуру  отдыха, которая может быть использована не только для туристов, но и для  местного населения. Появление новых  туристских центров сопровождается возникновением сервисных, торговых и  развлекательных предприятий, строительством дорог, пляжей, что положительно влияет на окружающую инфраструктуру, а также  на потребительский рынок и другие сферы предпринимательской деятельности. Развитая туристская инфраструктура в  том или ином регионе служит показателем  уровня жизни местного населения.

Деньги, потраченные  туристами в месте пребывания, одновременно создают доходы для  страны (региона) пребывания. Этот доход  ведет к цепной реакции: расходы  — доходы — расходы — доходы и т. д. Каждый рубль, зарабатываемый на первом обороте средств и получаемый в виде дохода, снова уходит со счета  предприятия. Таким образом, в результате первичных доходов, полученных вследствие туристских расходов, возникают новые  доходы, но уже третьих лиц, если эти лица выступают в роли поставщиков  каких-либо товаров для туристского  предприятия. В итоге получается доход с приращением. 

Экономическое значение иностранного туризма в  Республике Беларусь

Природные комплексы  и историко-культурное наследие Беларуси позволяют разработать диверсифицированный  конкурентоспособный национальный туристский продукт, включающий различные  виды туров для иностранных посетителей: экологические, этнические, охотничьи, сельские, программы кратковременного обслуживания транзитных посетителей, специализированные программы (для любителей балета, некоторых видов спорта, посещение радиационно-экологического заповедника и др.). Однако возможности привлечения иностранных посетителей осложняются в связи с отсутствием благоприятного туристского имиджа страны, рекламно-информационной поддержки туристской деятельности, неразвитостью туристской инфраструктуры и специализированных программ обслуживания.

В настоящий  момент в Республике Беларусь функционирует 258 гостиниц, или 92% от всех средств размещения. Гостиницы находятся в различных  формах собственности и ведомственных  подчинениях, существенно разнятся по уровню и ценам. Число средств  размещения, находящихся в частной  собственности, составляет 71 единицу  или 25% от их общего числа. Тем не менее, в них было размещено 38% всех проживающих, а выручка от размещения превысила 45% от общего объема. Это связано  с тем, что частные средства проживания размещены, в основном, в крупных  городах, то есть там, где это приносит прибыль, в то время как государство  вынуждено содержать множество  гостиниц, расположенных в районных центрах. Кроме этого, следует признать и более высокий уровень сервиса  и самих условий проживания, что  и привлекает иностранных граждан.

Хотя в гостиницах размещались граждане из довольно многочисленного  круга стран, определяющее значение имеют, особенно по линии организованного  туризма, прибытия и ночевки ограниченного  числа стран - России, Германии, Польши, Италии, Литвы, Великобритании, Латвии и США.

Тенденции развития туризма в Республике Беларусь наглядно демонстрирует статистика туризма.

Согласно рекомендациям  ВТО, статистика туризма осуществляется по двум важнейшим разделам:

- статистика  туристских потоков;

- статистика  туристских доходов.

10 стран-лидеров  по посещаемости Беларуси представлены  в таблице 1.

Таблица 1.

10 стран-лидеров  по посещаемости Республики Беларусь

Ранг Страны Количество  иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь
    2000 2001 2002 2003 2004
1 Польша 13464 11755 11028 10287 5563
2 Россия 11257 9929 7343 6801 11681
3 Латвия 6364 7603 6359 7665 4978
4 Великобритания 6197 8915 9117 3282 5222
5 Германия 5669 4952 6147 7067 8542
6 Израиль 3723 882 1119 755 2515
7 США 2881 4768 2855 3376 5518
8 Литва 1949 2744 6734 7458 5317
9 Италия 1463 1642 2067 4225 4533
10 Кипр 1101 1375 1258 2602 1179

Проанализировав данные о структуре туристского  потока, можно сказать, что приоритетными  для Беларуси внешними рынками являются Россия, Польша, страны Прибалтики, Великобритания, Германия, США, Италия, Израиль.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного  туризма в Республику Беларусь, в  настоящее время являются:

- образ Республики Беларусь как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок выдачи белорусских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь;

- неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;

- отсутствие практики создания субъектами Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

- практическое отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;

- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Туристский потенциал  Беларуси базируется, главным образом, на многообразии, красоте и первозданности природы страны, уникальности историко-культурного  наследия и состоит из более чем 15 тысяч объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость, памятных мест, связанных с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры.

Кроме того, Беларусь имеет выгодное географическое положение. Говорят, что человеку, который захочет  побывать в географическом центре Европы, надо просто купить билет до Минска – столицы Республики Беларусь.

Сегодня, как  и много веков назад, велико транзитное значение Беларуси для передвижения людей, капитала, товаров и услуг  на путях между Западной Европой  и Россией, Скандинавией и Азией  постоянно возрастает.

В целях развития въездного туризма и в целом  отрасли за последние годы в Беларуси разработано и принято 13 нормативно-правовых документов, основным из которых является Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы. Главные задачи программы – создание необходимой инфраструктуры в туристских зонах, эффективное и рациональное использование природных ресурсов и историко-культурного наследия, развитие внутреннего и въездного туризма.

В целях развития агро- и экотуризма Главой государства 2 июня 2006 года подписан Указ № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь», явившийся нормативно-правовой основой для функционирования этой отрасли туризма.

В связи с  расширением гаммы оказываемых  иностранным туристам услуг, разработаны  и приняты нормативно-правовые акты, регулирующие прием и обслуживание иностранных туристов, организацию  и проведение охоты и спортивной рыбной ловли для иностранцев, определяющие стандарты обслуживания в гостиничном  комплексе, регулирующие проблему открытости границ.

Создано Национальное агентство по туризму Республики Беларусь, которое ведет работу по сертификации и стандартизации туристских услуг, переподготовке кадров.  

Таким образом, значение иностранного туризма оказывает большое влияние на экономическую жизнь страны и заключается в следующем. Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Доходы от туризма в общем объеме экспорта товаров и услуг занимают второе место в мире после экспорта нефти и нефтепродуктов.

     Целесообразность  активного развития въездного  туризма обусловлена необходимостью  увеличения поступлений валютных  средств в страну за предоставленные туристские и сопутствующие услуги, что позволит сбалансировать потоки денежных средств, расходуемых белорусскими гражданами на покупку туристских услуг за рубежом (через посредничество отечественных туристских фирм или самими гражданами). Такая положительная тенденция автоматически найдет свое выражение в улучшении сальдо баланса услуг. Кроме того, определение приоритета туристского бизнеса и его государственная поддержка в нашей стране (выраженная, например, в налоговых льготах) могут содействовать увеличению притока иностранных инвестиций, в том числе прямых, как в создании совместных предприятий в сфере туризма, так и в развитие туристской инфраструктуры (гостиничный и ресторанный бизнес). Что не маловажно для нашей страны. Стоит так же отметить, что средства, вкладываемые в туристскую инфраструктуру, имеют самый быстрый период окупаемости.

     Особенность  туризма заключается в том,  что он влияет на экономику  через спрос и потребление  туристов. Специфика туристского  потребления состоит в том,  что не товар доставляется  потребителю, а потребитель-турист  прибывает к месту производства  и потребления товаров и услуг.  Именно через потребление туризм  стимулирует хозяйственную деятельность  страны или отдельного региона.  Увеличиваются доходы гостиниц, предприятий питания, транспортных  предприятий, спортивных объектов, учреждений культуры и т.д., стимулируется  развитие сервиса предприятий  бытового обслуживания, связи, автосервиса.  Повышается спрос на сувениры  и изделия местных ремесел,  что служит целям рекламы данного  региона. Возрастает товарооборот  предприятий торговли как специального, так и общего назначения. 
 
 

Информация о работе Экономическое значение иностранного туризма