Автор: E********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 14:42, курсовая работа
Как только крестились киевляне, великий князь повелел рубить в Киеве церкви и ставить их по местам, где прежде стояли кумиры — мера истинно благоразумная! Язычники, без сомнения, привыкли считать эти места для себя священными, привыкли собираться на них для поклонения своим истуканам; теперь, приходя на те же места по прежней привычке, киевляне должны были встречать уже христианские храмы и естественно научались, забывая прежних богов, поклоняться Богу истинному. Вслед за распространением святой веры из Киева по всей Руси русский равноапостол спешил устроять храмы Божии и по другим градам и селам. Из числа этих созданных тогда в нашем отечестве храмов древнейшие сказания упоминают по имени только о четырех.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХРАМОВ В РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.1.Основы религиозного туризма 4
1.2.Развитие православной архитектуры в России 5
ГЛАВА 2. ПЕРВЫЕ ХРАМЫ РУСИ КАК ОБЪЕКТЫ ЭКСКУРСИОННОГО ПОКАЗА 10
2.1.Первые храмы Киевской земли 10
2.2.Храмы Новгородской земли 15
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ТУРА РЕЛИГИОЗНОЙ ТЕМАТИКИ «ПЕРВЫЕ ХРАМЫ НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
К основному пятинефному ядру собора с трех сторон примыкали открытые галереи-паперти. Вопрос о том, когда появились эти галереи и каков был их первоначальный вид, долгие годы был спорным. Раскопками в южной паперти, проведенными в 1955 году, этот вопрос удалось наконец решить. Участок, обнаруженный при раскопках в Мартирьевской паперти, оставлен открытым для обозрения. Он позволяет понять историю постепенного сложения архитектурного облика собора. В нижней части южной стены Мартирьевской паперти удалось обнаружить следы древнейшей южной галереи собора, состоявшей из крестчатых в плане столбов, связанных между собой полуциркульными арками. От крестчатых столбов галереи, упираясь в стену основного массива храма, отходили упорные арки в четверть окружности (так называемые аркбутаны), связанные между собой коробовыми сводами, перпендикулярными к стене собора. Два таких аркбутана полностью сохранились в Мартирьевской паперти Софии. Эта неизвестная ранее в древнерусском зодчестве конструкция позже, в конце ХI века, по образцу новгородской Софии, была применена при обстройке киевской Софии вторым поясом открытых галерей.
Открытая в сторону площади аркада южной галереи была вскоре заложена, в результате чего открытая галерея превратилась в закрытую паперть, приспособленную для захоронений знатных лиц. Закладка наружных арочных проемов была первоначально сделана так, что изнутри оставались глубокие ниши, заложенные лишь позже, в ХII веке7.
Раскоп
в Мартирьевской паперти
От
первоначального внутреннего
Иконостас Софии, созданный на месте древней алтарной преграды в ХIV - ХVI веках, а также деревянные резные "сени" царского и митрополичьего места были похищены фашистскими захватчиками в период временной оккупации Новгорода, но после войны их удалось разыскать и вернуть. Большой художественный интерес представляет иконостас ХVI века в древнем приделе Рождества богородицы, расположенном в восточной части Мартирьевской паперти.
В проеме, ведущем в названный придел, сохранились древние бронзовые врата. В отличие от описанных выше врат в западном портале Софии, врата в приделе Рождества богородицы – типичный памятник византийского художественного ремесла. Врата обиты бронзовыми полосами, покрытыми резным растительным орнаментом и украшенными рельефными розетками. В углубленных филенках врат расположены набивные изображения "процветшего креста".
От
древней фресковой росписи
В простенках между окнами центрального барабана расположены изображения восьми пророков, сильно пострадавшие при разрушении купола в 1941 году. Часть этих росписей безвозвратно погибла. Изображения пророков отличаются поистине эпическим спокойствием лиц, жестов и движений, широкой декоративной манерой в трактовке одежд, обрисовывающих строгие по пропорциям колоссальные фигуры, поставленные художником уверенно и свободно. Классическая ясность и простота софийских пророков невольно заставляют вспомнить лучшие традиции константинопольской школы византийского искусства. Вместе с этим не только русские надписи, но и ряд существенных особенностей в трактовке лиц и фигур, сближающих эти изображения с более поздними новгородскими росписями ХII века, не оставляют сомнений в том, что роспись была исполнена не греческими, а русскими, новгородскими мастерами. В росписи барабана прослеживаются четыре манеры исполнения, каждая из которых характеризуется индивидуальными особенностями.
На стенах южного притвора Софии сохранилось испорченное насечкой изображение Константина и Елены. Этот фрагмент резко отличается по характеру исполнения от росписи барабана. Плоскостность, условность и абстрактный схематизм доведены до предела. Лица, как и фигуры, почти не имеют объема. Контурный рисунок является здесь основным изобразительным средством, превращающим фигуры в раскрашенные силуэты. При расчистке росписи из-под штукатурки в 90-х годах ХIX века над головой Елены была обнаружена надпись (позже исчезнувшая), сделанная древним уставным письмом ХI века, - "Олена", что позволяет в мастере, исполнившем эту фреску, видеть не только русского, но, судя по диалектологическим особенностям надписи, новгородского художника.
Изображение
Константина и Елены
Раскопками последних лет на нижних частях стен Мартирьевской паперти Софии открыты фрагменты фресковой росписи 1144 года и среди них замечательная по сохранности композиция "Деисус", состоящая из нескольких погрудных изображений, обращенных к центральной фигуре Христа. Особый интерес представляет найденный под полом обломок фрески с изображением трех голов в княжеских шапках на фоне "палатного письма". На нижних частях стен паперти обнаружены также фрагменты росписи орнаментального характера.
В основной части собора, кроме росписи среднего купола, в недавнее время из-под поздней записи были расчищены фресковые изображения четырех святителей, счастливо уцелевшие в арочных проемах, соединяющих среднюю апсиду с боковыми. При реставрации в конце ХIХ века эти фрески не были сбиты вместе со всей остальной фресковой штукатуркой. Как и роспись купола Софии, фрески в арочных проемах отличаются суровой простотой, монументальностью и торжественностью форм, что позволяет с уверенностью связать их с искусством русских мастеров, исполнивших древнейшую роспись в куполе.
На нижних частях стен Софии, открывшихся в результате раскопок, а также на древней штукатурке в башне собора сохранились многочисленные надписи, процарапанные в разное время посетителями храма. Многие из них относятся к ХI - ХII векам. По содержанию надписи весьма разнообразны, Тут и молитвенные обращения, и записи о различных событиях церковной и политической жизни Новгорода, и бесконечные серии собственных имен с глаголом "писал". Особый интерес представляют записи, являющиеся проявлением средневекового вольнодумства. Так, по-видимому, не слишком увлеченный богослужением новгородец ХII века написал на стене: "Якиме стоя усне, а лба о камень не ростепе". Еще большее "вольнодумство" проявил мастер-гончар, процарапавший на стенке глиняного сосуда-голосника (резонатора) до его обжига отличным уставным письмом ХI века надпись, опубликовать которую затруднительно8.
В 1103 г. в княжеской резиденции Городище близ Новгорода построили церковь Благовещения. Позднее она была разрушена и на ее месте поставлена другая церковь. Остатки первоначальной постройки обнаружены при раскопках. Выяснилось, что это был шестистолпный храм с крестчатыми в плане столбами. Западное его членение представляло собой четко отделенный от остального помещения нартекс, а к северо-западному углу храма примыкала прямоугольная в плане лестничная башня.
Следующая по времени новгородская постройка – Никольский собор на Ярославовом дворище (обычно его называют Николо-Дворищенским собором) – возведена в 1113 г. Храм этот очень близок по схеме плана таким киевским памятникам, как соборы Печерского и Михайловского Златоверхого монастырей (последний, кстати, был сооружен всего за несколько лет до новгородского). Никольский собор был связан с ансамблем княжеского дворца, и на его хоры попадали по переходу, ведущему из собора во дворец. В конце XII в., когда деревянный дворец перестал функционировать, в южное членение нартекса собора встроили лестничную башню. Сохранившийся почти полностью Никольский собор в настоящее время имеет одну главу, но на его чердаке, т. е. под более поздней крышей, сохранились основания еще четырех барабанов: первоначально собор был пятиглавым. Такое необычное для XII в. решение вызвано, вероятно, определенным заказом, связанным с изменением социальной обстановки в Новгороде. Князь здесь постепенно терял свои прерогативы в пользу совета крупных бояр во главе с епископом, и княжеский Никольский собор, очевидно, хотели противопоставить епископскому Софийскому собору.
Вскоре после Никольского собора был возведен Рождественский собор Антониева монастыря (1117 г.), а еще через несколько лет – Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.). По плановой схеме эти здания близки церкви Благовещения на Городище: они шестистолпные, с лестничной башней, примыкающей к северо-западному углу. В соборе Антониева монастыря башня круглая, а Юрьева – квадратная, поставленная так, что ее западный фасад совпадает с фасадом самого собора. Такое соединение башни и храма создает очень цельный и в то же время пластичный объем. Оба собора полностью сохранились, хотя, как и Никольский собор, еще не восстановлены в первоначальных формах. Соборы трехглавые; наличие главы над лестничной башней создавало беспокойную асимметрию, и поэтому зодчие для создания уравновешенной композиции еще одну небольшую главу разместили над юго-западным углом здания. Письменные источники сохранили имя мастера, создавшего собор Юрьева монастыря: «...а мастер трудился Петр»9.
Некоторые
исследователи выдвигали
Новгородские храмы начала XII в. иногда рассматривают как первые памятники, в которых отразилась собственно новгородская архитектурная школа. В действительности это не так.
Среди новгородских памятников начала XII в. несколько особняком стоит собор Антониева монастыря. Он отличается более небрежной кладкой и отсутствием двухуступчатых ниш на фасадах10.
В 1127 г. в Новгороде возвели церковь Ивана на Опоках. Она была полностью перестроена в XV в., но схема ее плана выявлена раскопками. Это был шестистолпный собор, но лестничная башня в нем в отличие от соборов Юрьева и Антониева монастырей не выступала наружу из объема здания, а размещалась, по-видимому, в одном из боковых членений нартекса. Завершает серию княжеских новгородских построек первой половины XII в. церковь Успения на Торгу, заложенная в 1135 г. Через год заказчик этой церкви – князь Всеволод – был изгнан из Новгорода и ушел в Псков, очевидно, забрав с собой и строительную артель, в результате чего работы над возведением Успенской церкви были прерваны и закончились лишь в 1144 г11.
В
Новгородской области есть город
– Старая Русса. Самым древним
в городе является собор Спаса
Преображения (рис. 5)12. Чтобы попасть
к нему, нужно сразу за Живым мостом свернуть
на улицу Володарского. Здесь, чуть в стороне,
и высится живописный архитектурный ансамбль
из нескольких построек. Собор выстроен
в 1198 году. В XV веке был перестроен «на
старом основании» и заново расписан.
Рис.
5. Собор Спаса Преображения
Во время шведской оккупации храм был разграблен и сожжен. Восстановлен в XVII веке. При этом старое трехпластное покрытие заменили палаточным, фасады обогатили пышными декоративными поясами, с западной стороны пристроили паперть, с севера – восьмигранную колокольню. В таком виде собор простоял свыше трехсот лет. Гитлеровские вандалы не пощадили древнего храма. С изгнанием врага на его месте стояли лишь закопченные стены с зияющими проломами.
В
настоящее время собор
Информация о работе Первые храмы Руси, их значение и использование в туризме