Автор: E********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 14:42, курсовая работа
Как только крестились киевляне, великий князь повелел рубить в Киеве церкви и ставить их по местам, где прежде стояли кумиры — мера истинно благоразумная! Язычники, без сомнения, привыкли считать эти места для себя священными, привыкли собираться на них для поклонения своим истуканам; теперь, приходя на те же места по прежней привычке, киевляне должны были встречать уже христианские храмы и естественно научались, забывая прежних богов, поклоняться Богу истинному. Вслед за распространением святой веры из Киева по всей Руси русский равноапостол спешил устроять храмы Божии и по другим градам и селам. Из числа этих созданных тогда в нашем отечестве храмов древнейшие сказания упоминают по имени только о четырех.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХРАМОВ В РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.1.Основы религиозного туризма 4
1.2.Развитие православной архитектуры в России 5
ГЛАВА 2. ПЕРВЫЕ ХРАМЫ РУСИ КАК ОБЪЕКТЫ ЭКСКУРСИОННОГО ПОКАЗА 10
2.1.Первые храмы Киевской земли 10
2.2.Храмы Новгородской земли 15
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ТУРА РЕЛИГИОЗНОЙ ТЕМАТИКИ «ПЕРВЫЕ ХРАМЫ НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Одни из самых красивых элементов архитектуры Спасо-Преображенского собора – тройные аркады, расположенные в двух ярусах подкупольного квадрата между боковыми столбами. Сами аркады – очень древний архитектурный прием, встречающийся в Византии с пятого века. В нижних аркадах были использованы необычные для Руси византийские колонны. Нигде более на Руси так не ощущается мудрое наследие Византии, как в Спасо-Преображенском соборе в Чернигове.
Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан с устроительством Ярослава Мудрого.
В 1037 году, согласно летописным данным, в Киеве начинает строиться собор Святой Софии – Премудрости Божией. Этим сооружением великий князь Ярослав как бы подчеркивал свое равенство с византийскими императорами. Огромный пятинефный собор с большими хорами – «палатами», светлыми и широкими, – имел купол с необычным взлетом в самом центре перед алтарем, где сияют древние мозаики на мерцающем золотом фоне. В XI веке Софийский собор был тринадцатикупольным, но позже подвергся перестройке и число куполов уменьшилось. 13 куполов символизировали Иисуса Христа и 12 апостолов. Четыре главы ближайшие к центральной, напоминали о четырех евангелистах: Марке, Матвее, Луке и Иоанне. Пространство под главным куполом, представляет собой описанный арками огромный крест.
Изображение
Христа Вседержителя расположено на
куполе горнего Неба, а в алтаре, на стене
центральной апсиды, во весь рост изображена
сосредоточенная и строгая фигура Богоматери
Оранты с поднятыми в молении руками (рис.
1)4. Изображения созданы в технике
мозаики и цветного непрозрачного стекла
– смальты. И если древние фрески едва
проступают на стенах собора, то мозаики
так же ярки, как и много веков назад. Освещение
собора устроено так, что с восхода до
заката солнечные лучи освещают фигуру
Богородицы, и она сияет. Мозаикой украшены
главные части храма: купол как символ
Церкви Небесной и алтарь – символ Церкви
земной. Здесь в алтаре, совершается великое
таинство Евхаристии, двумя рядами идут
к Христу апостолы. Их руки застыли в жесте
прошения, глаза обращены к Христу. Они
ждут Причастия.
Рис.
1. Интерьер Софийского собора.
Изображение Богоматери «Оранты» в центральном
алтаре. Мозаика XI в.
Напротив центральной апсиды, на уровне хоров, на фреске изображены Христос и семья Ярослава Мудрого. До наших дней сохранилась только часть этой композиции. Там, на хорах, во время богослужения находился князь со своими приближенными, он как бы возносился над простыми смертными. На хорах князь принимал послов и обсуждал государственные дела, в особых помещениях переписывались и хранились книги, в соборе совершалось «посажение на стол» князя (коронация).
Храм
претерпел много изменений. Его
разрушали и грабили монголо-
Хуже сохранился внешний облик храма. Надстройка второго этажа над наружной галереей и закладка арочных проемов исказили первоначальную его композицию; штукатурка и орнаментальный декор XVII века нарушили цветовое и пластическое решение; сложной формы купола изменили силуэт храма.
На
рисунке 2 изображен современный вид
собора5.
Рис.
2. Киевский Софийский
Собор
В настоящее время храм Киевской Софии принадлежит государству и в нем размещается музей.
На
рубеже XI-XII веков недалеко от храма
Святой Софии был воздвигнут собор,
посвященный архистратигу Михаилу,
который вошел в историю
На
рубеже XI-XIII веков в Чернигове
была построена Пятницкая церковь (рис.3).
Она стала воплощением новых веяний в
архитектуре. Храм похож на свечу. Он отличается
центральной высоко поднятой частью и
высоким барабаном, который динамично
«взлетает» вверх. Прямоугольные основания
плавно переходят к круглому барабану,
который в свою очередь опирается на возвышающиеся
друг над другом арки. Создается впечатление,
что храм вырастает на глазах. Совершенный
облик храма дает основание полагать,
что его возводил известный по летописям
выдающийся русский зодчий Петр Милонег.
Разрушенный в годы Великой Отечественной
войны храм Параскевы Пятницы в Чернигове
был отреставрирован в облике, близком
к первоначальному.
Рис.
3. Пятницкая церковь
Нигде больше в русской Церкви на русской земле не сохранятся храмы, украшенные мозаикой из смальты и природного камня. Это останется только на Киевской земле, как отблеск Византийской Империи, подарившей Киевской Руси умение строить храмы и писать иконы. Все же молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей, стройным и умудренным был язык первых храмов и мозаик. Русскому искусству эпохи Средневековья суждено было стать новым воплощением Христианского искусства, по своему значению, равного Византийскому, насчитывавшего в XI веке уже шестое столетие своей истории6.
Новгородский Софийский
собор – один из самых выдающихся памятников
древнерусского зодчества (рис. 4).
Рис.
4. Софийский Собор
Древнейший памятник каменной архитектуры на севере Руси – новгородская София несколько моложе собора Софии в Киеве и других древнейших каменных построек Киевской Руси. Значение новгородской Софии в общественно-политической жизни древнего Новгорода было исключительно велико. Выстроенная сыном Ярослава Мудрого - новгородским князем Владимиром в 1045 - 1050 годах, София уже в ЗО-х годах ХII века перестала быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской вечевой республики, Вплоть до последних лет новгородской самостоятельности София была как бы символом Новгорода. "Постоять, умереть за святую Софию" - на языке древних новгородцев означало постоять и, в случае необходимости, сложить голову за свой родной город, за Новгородскую землю.
В 1215 году князь Ярослав Владимирович, поссорившись с Новгородом, засел в Торжке, блокировал новгородские торговые пути, вызвав тем самым страшный голод в Новгороде. Приглашенный новгородцами на помощь князь Мстислав Мстиславович, собрав вече на Ярославовом дворе, сказал, обращаясь к собравшимся: "Да не будет Новый Торг Новгородом, ни Новгород Торжком, но кде святая София ту Новгород".
Начиная с ХII века все работы по ремонтам, перестройкам и украшению Софии осуществляются по инициативе и на средства новгородского архиепископа.
За свою многовековую историю Софийский собор неоднократно подвергался крупным перестройкам и реставрациям, существенно изменившим его первоначальный облик. Особенно серьезные изменения, нарушившие древний облик Софии, были внесены во время реставрации, произведенной в конце ХIХ века. Однако при внимательном осмотре памятника можно, мысленно расчленяя разновременные напластования, представить первоначальный облик этого замечательного сооружения.
Осмотр Софии целесообразно начать с южного фасада, обращенного к площади. Монументальный массив храма, увенчанного пятью куполами, членится мощными выступами-лопатками, выражающими внутреннюю конструкцию здания. Все членения здания завершаются либо полуциркульными закомарами коробовых сводов, либо двускатными щипцами фронтонами, являющимися характерной особенностью архитектуры Софии, восходящей к традициям деревянного зодчества. В древности собор, как и другие памятники древнерусской каменной архитектуры, был покрыт свинцовыми листами. Только средний купол уже в ХV веке был обит позлащенной медью.
Обращает
внимание ступенчатость южного фасада
Софии. К основному массиву храма
здесь примыкает несколько
Значительный
интерес представляет западный фасад
Софии. К юго-западному углу основного
массива храма примыкает
Западный портал, относящийся, как и южный, к позднему времени, привлекает наше внимание замечательными вратами, створы которых состоят из бронзовых пластин с рельефными изображениями. Композиции на ветхозаветные и новозаветные темы, а также отдельные символического характера фигуры отличаются чертами своеобразного натурализма, присущего западноевропейскому средневековому искусству. Над всеми композициями и отдельными фигурами вырезаны латинские поясняющие надписи, а под ними русские переводы их. Врата попали в Новгород, по-видимому, в 1187 году в качестве трофеев из взятой новгородскими войсками шведской столицы Сигтуны. Но изготовлены они были не в Швеции. О месте и дате их создания свидетельствуют изображения магдебургского епископа Бихмана (1152 - 1192 гг.) и плоцкого епископа Александра (1129 - 1136 гг.). В Магдебурге, являвшемся крупным центром художественного ремесла средневековой Германии, и были, по-видимому, изготовлены врата, позже, при неизвестных обстоятельствах, попавшие в Сигтуну, а оттуда вывезенные новгородцами.
В нижней части левой створы врат расположены фигуры двух мастеров-литейщиков. Риквин держит весы в правой руке и клещи в левой, Вайсмут изображен с клещами. Латинская надпись у первой из фигур: "Риквин меня сделал" - не оставляет сомнений в том, что Риквин, по-видимому, в содружестве с Вайсмутом изготовил врата. В средней части той же створы на месте декоративного столбика, разделяющего створу на две части, приклепана пластинка с изображением третьего мастера, держащего в правой руке молот, а в левой клещи. На шее у него крест. По характеру изображения и по технике литья эта фигура значительно отличается от первых двух, хотя отчасти их копирует. Русская надпись над головой фигуры: "Мастер Авраам" - позволяет считать этого третьего мастера новгородским литейщиком, не только собравшим врата после доставки в Новгород, но и кое в чем дополнившим их.
В средней части западного фасада Софии над порталом расположены фресковые изображения, исполненные в начале ХVI века. Фрески эти неоднократно подновлялись, в результате чего первоначальная живопись почти не сохранилась.
Входящему внутрь Софии прежде всего бросается в глаза грубая современная живопись, покрывающая стены и своды собора. Эта стенопись исполнена артелью ремесленников-иконописцев при реставрации собора в конце ХIХ века. На немногих фрагментах древней живописи, уцелевших на стенах Софии, мы остановимся несколько позже, после осмотра архитектуры храма.
Интерьер Софии поражает величественными размерами, соразмерностью пропорций, глубиной и продуманностью архитектурных решений. Внутреннее пространство собора расчленено вереницами мощных крестчатых в плане столбов на пять продольных членений-нефов, из них три средние заканчиваются полуциркульными алтарными апсидами. В западной и боковых частях храма на сводах расположены хоры-полати собора. Среднее подкупольное пространство, так же как и примыкающие к нему с четырех сторон членения здания, образующие как бы форму креста, залиты светом, в отличие от тонущих в полумраке частей храма, расположенных под хорами.
Роскошные, помещения на полатях собора, предназначенные для избранных, во многом напоминают интерьеры зданий дворцового типа. Вместе с тем на полатях и в башне расположены хорошо замаскированные тайники, служившие хранилищами новгородской казны и сокровищ, накопленных за многие столетия. Об этом назначении тайников повествует рассказ Псковской летописи о том, как в декабре 1547 года Иван IV, находясь в Новгороде, узнал, "неведомо как", о том, что в башне Софии будто бы хранится со времени князя Владимира древняя казна. По словам летописца, приехав ночью в собор, Иван "нача пытать про казну ключаря Софийского и пономаря и много мучив их", но не мог ничего добиться, так как они сами якобы не знали об этой секретной казне. Тогда "приде сам князь великий на всход (то есть на лестницу), куда восхождаху на церковные полати, и на самом всходе, на правой стороне, повеле стену ломати, и просыпяся велие сокровище, древние слитки и гривны и в полтину и в рубль, и насыпав возы и посла к Москве".
Информация о работе Первые храмы Руси, их значение и использование в туризме