Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:27, реферат
Актуальность данной темы состоит также в том, что христианизация Древней Руси не только проливает свет на далекое прошлое, но и высвечивает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с оценкой религии в целом, ее роли в общественной жизни для каждой конкретной исторической эпохи. Для этого именно сейчас будет актуально рассмотреть первопричины появления и распространения христианства на Руси. Цель моей работы состоит в том, чтобы выяснить: что способствовало принятию христианства; была - ли в этом необходимость; почему именно это религиозное течение прижилось на Руси; и, наконец, насколько важным было это историческое событие.
Введение…………………………………………………………………………2
Зарождение и становление христианства на Руси………...……………….3
Принятие христианства……………..………………………………….3
Значение принятия христианства на Руси………………………………….4
Причины принятия христианства…….……………………………………..5
Христианство………………….………….…………………………………….6
Заключение……………………………………………………………………..12
Содержание
Введение
Первые достоверные сведения
о проникновении христианства
на Русь относятся к XI в.
Христиане были среди
Принятие христианства в Руси имело большое значение для дальнейшего развития государства. Оно закрепляло единство страны. Создавались условия для полноправного сотрудничества племен Восточной -Европейской равнины в политической, торговой, культурной областях с другими христианскими племенами. Крещение на Руси создало новые формы внутренней жизни и взаимодействия с окружающим миром, оторвало Русь от язычества, сблизив с христианским Западом. Христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившем название — православие (истинная вера). Русское православие пробуждало в человеке духовное преображение. Однако православие не давало стимулов для общественного прогресса, для преображения реальной жизни людей. В дальнейшем такое понимание целей жизни стало расходиться с установкой европейского типа на преобразующую деятельность, стало тормозить развитие. Таким образом, тема работы является весьма актуальной.
Актуальность
данной темы состоит также в том,
что христианизация Древней Руси
не только проливает свет на далекое
прошлое, но и высвечивает немало
современных проблем, непосредственно
соотносимых с оценкой религии в целом,
ее роли в общественной жизни для каждой
конкретной исторической эпохи. Для этого
именно сейчас будет актуально рассмотреть
первопричины появления и распространения
христианства на Руси. Цель моей работы
состоит в том, чтобы выяснить: что способствовало
принятию христианства; была - ли в этом
необходимость; почему именно это религиозное
течение прижилось на Руси; и, наконец,
насколько важным было это историческое
событие.
Зарождение и становление Христианства на Руси
Принятия
Христианства на Руси
Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Следствием его (равно как и иных факторов) стали существенные, хотя разновременные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси. После смерти Игоря († 945) до совершеннолетия Святослава правительницей становится св. кн. Ольга, явившейся, по слову летописца, предшественницей св. князя Владимира, «денница пред солнцем и заря пред светом» .
В основе
древнейших русских источников,
повествующих о духовных
Время правления
св. Ольги отражает существенно
новый этап в исторической
и религиозной жизни русского
народа. Благодаря ее заботам
были прекращены грабежи покоренных
племен, а также введено правильное налогообложение
и административное деление Русской земли.
Но кроме величия св. княгини как правительницы
государства, летописцев удивляло в ней
и то, что, оставшись вдовой, она, вопреки
языческим обычаям, не вышла второй раз
замуж, «уподобившись горлице единомужней»
Примечательно, что при крещении Ольга
была наречена христианским именем Елена.
Вполне вероятно, что это имя ей было дано
в честь св. Елены, матери Константина
Великого, так много потрудившейся для
распространения веры в Римской империи.
Когда же настали ее последние часы в этой
жизни, св. Ольга, зная о язычестве сына
Святослава, «заповедала не творити тризны
над собою» и завещала совершить ее погребение
по христианскому закону. Священник «похорони
блаженную Ольгу». Во время похорон плакали
и сын ее, и внуки, и «людье вси», то есть
не только христиане, но и язычники, среди
которых она «сияла, луна в нощи».
Значение принятия Христианства на Руси
Переход к христианству имел огромное историческое значение.
Крещение
помогло преодолеть языческий
изоляционизм восточных славян,
объединило их в единое
Православная
церковь не только
Русская церковь,
развивавшаяся в сотрудничестве
с государством, стала силой объединяющей
жителей разных земель в культурную и
политическую общность. Перенесение
на русскую почву традиций монастырской
жизни придало своеобразие славянской
колонизации северных и восточных славян
Киевского государства. Для русского народа,
сравнительно поздно вступившего на путь
исторического развития, принятие христианства
означало приобщение к многовековой и
высокой культуре Византии, но необходимо
четко отделять культуру (сложившуюся
еще в языческий период) от религиозной
идеологии. Византия не тем превосходила
древних славян, что была христианской
страной, а тем, что являлась наследницей
античной Греции, сохраняя значительную
часть ее культурного богатства. Язычество
сливалось с христианством. Новая русская
церковь стала новым и обильным источником
доходов для ее духовной матери - константинопольской
церкви и новым орудием эксплуатации в
руках верхов киевского общества. За
эти материальные выгоды можно было заплатить
приспособлением христианской идеологии
к язычеству славян. Русская церковь играла
сложную и многогранную роль в истории
Руси. Несомненна ее польза как организации,
помогавшей молодой русской государственности
в эпоху бурного развития феодализма.
Несомненна и ее роль в развитии русской
культуры, в приобщении к культурным богатствам
Византии, в распространении посвящения
и создании крупных литературно-художественных
ценностей. Героическая эпоха Владимира
(княжил 980-1015 гг.) была воспета и церковным
летописцем и народом потому, что в главных
своих событиях она сливала воедино феодальное
начало с народным, политика князя объективно
совпадала с общенародными интересами.
Причины принятия Христианства на Руси
“Крещение Руси”, положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Среди них стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет княжеской власти.
Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей.
Вероятно, сказались и какие-то личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни. Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память. Не исключено, что его греховное языческое прошлое, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора.
Важной
представляется и т.н.
проблема “выбора веры”,
от решения которой во многом
зависел весь ход русской
Со временем
древние славянские племена "
Христианство
Христианство - самая многочисленная религия в мире. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” в мире в 1996 году было около 2 миллиардов христиан. Христианство возникло в Палестине в середине I в. н.э. Первые христиане по национальности были евреями, по прошлому религиозному мировоззрению - иудеями. Но уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией. Языком интернационального общения у первоначальных христиан стал греческий язык (как и в государстве того времени). С точки зрения служителей культа, главной и единственной причиной возникновения христианства была проповедническая деятельность Иисуса Христа, который был одновременно и Богом, и человеком. Иисус Христос, говорят служители культа, в образе человека пришёл на землю и принёс людям истину. О его пришествии на землю (это состоявшееся пришествие называют первым, в отличие от второго, будущего) рассказывается в четырёх священных книгах, которые называются Евангелиями.
С точки зрения историков-материалистов, главной причиной возникновения христианства были тяжелые условия жизни народных масс, которые в новой религии искали для себя утешение. В то же время современные историки не отрицают того, что существовал Христос-проповедник (но не Бог) и что его проповедническая деятельность была одним из факторов формирования новой религии.
Служители культа говорят, что Евангелия написали два апостола Иисуса Христа Матфей и Иоанн) и два ученика двух других апостолов: Петра - Марк и Павла - Лука. Евангелия рассказывают, что во времена, когда Иудеей правил царь Ирод женщина по имени Мария в городе Вифлееме родила мальчика, которого она и её муж назвали Иисусом. Когда Иисус вырос, он стал проповедовать новое религиозное учение, главными идеями которого были следующие. Во-первых, надо верить, что он Иисус является Христом (греческое слово Христос означает то же, что и еврейское Мессия). И, во-вторых, надо верить, что он Иисус - сын Божий. Наряду с этими двумя, наиболее часто повторяющимися в его проповедях идеями он пропагандировал и многие другие: о своём будущем втором пришествии, о воскрешении мёртвых тел при конце света, о существовании ангелов, бесов и др. В его проповеди значительное место занимали нравственные идеи: о необходимости любить ближних, помогать попавшим в беду и т.д. Свои поучения он сопровождал чудесами, которые доказывали его божественное происхождение. В частности он совершил следующие чудеса: исцелил словом или прикосновением великое множество больных, трижды воскрешал мертвых, превратил один раз воду в вино, ходил по воде как по сухому месту, пятью хлебными лепешками и двумя небольшими рыбами накормил пять тысяч человек и др. Особенно важную роль в Евангелиях играет рассказ о последних днях жизни Иисуса Христа. Этот рассказ начинается эпизодом въезда его в Иерусалим. Его встречало множество народу, ибо Иисус прославился своими многочисленными чудесами.. Люди постилали на дороге, по которой ехал Иисус Христос свои одежды и пальмовые ветви и кричали ему “Осанна!”. Слово “осанна” в буквальном переводе с еврейского означает “спасение” (пожелание спасения Иисусу), но по смыслу это приветствие типа “Слава”).