Первые храмы Руси, их значение и использование в туризме

Автор: E********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Как только крестились киевляне, великий князь повелел рубить в Киеве церкви и ставить их по местам, где прежде стояли кумиры — мера истинно благоразумная! Язычники, без сомнения, привыкли считать эти места для себя священными, привыкли собираться на них для поклонения своим истуканам; теперь, приходя на те же места по прежней привычке, киевляне должны были встречать уже христианские храмы и естественно научались, забывая прежних богов, поклоняться Богу истинному. Вслед за распространением святой веры из Киева по всей Руси русский равноапостол спешил устроять храмы Божии и по другим градам и селам. Из числа этих созданных тогда в нашем отечестве храмов древнейшие сказания упоминают по имени только о четырех.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХРАМОВ В РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.1.Основы религиозного туризма 4
1.2.Развитие православной архитектуры в России 5
ГЛАВА 2. ПЕРВЫЕ ХРАМЫ РУСИ КАК ОБЪЕКТЫ ЭКСКУРСИОННОГО ПОКАЗА 10
2.1.Первые храмы Киевской земли 10
2.2.Храмы Новгородской земли 15
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ТУРА РЕЛИГИОЗНОЙ ТЕМАТИКИ «ПЕРВЫЕ ХРАМЫ НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

Первые храмы Руси и их использование в туризме.doc

— 522.00 Кб (Скачать)

     В храмах Спасо-Преображенском и Рождества  разместилась основная экспозиция Старорусского  филиала Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника. Отдельно стоящая церковь Сретения выстроена около 1630 года. Но по форме напоминает церкви XV века. Массивные неровные стены заметно суживаются кверху. На втором этаже к храму примыкает обширная трапезная с деревянным крыльцом. В нижнем – в подцерковье – с 60-х годов XVII века до 1826 года была монастырская тюрьма, где содержались колодники «за выступления против царя и веры». После реставрации храма в нем в 1974 году разместилась картинная галерея13. 

 

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ТУРА РЕЛИГИОЗНОЙ ТЕМАТИКИ «ПЕРВЫЕ ХРАМЫ НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ»

 

     Тур трехдневный (с учетом трансфера). Расcчитан как на взрослых, так и на детей. 

     День  первый.

     7.00. – Отъезд из Тулы.

     18.30. – Прибытие в Великий Новгород. Размещение в гостинице. Ужин. 

     День  второй.

     8.00. – Завтрак.

     10.00. – Экскурсионная программа по городу. Посещение Ярославова Дворища и Древнего Торга. Осмотр территории Кремля. Свободное время, во время которого возможно приобретение сувениров, краеведческой литературы.

     12.30.-13.30. – Посещение Новгородского Софийского собора.

     13.30.-14.30. – Обед.

     15.20.-16.30. – Посещение Свято-Юрьевского монастыря и главного храма монастыря – Георгиевского собора XII в.

     16.50.-18.30. – Прогулка на теплоходе.

     19.00. – Приезд в гостиницу. Ужин. 

     День  третий.

     8.00. – Завтрак. Отъезд из гостиницы.

     9.00. – Прибытие в Старую Руссу. Обзорная экскурсия по городу. Знакомство с памятниками древнего зодчества: Спасо-Преображенский монастырь (основан в конце XII века); церковь Мины (XIV в.); Никольская церковь (XIV-XIX вв.); Троицкая церковь и Воскресенский собор (конец XVII века).

     12.00-12.30. – Свободное время.

     12.30.-13.30. – Обед.

     13.30. – Отъезд.

     24.00. – Прибытие в Тулу. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Христианские  храмы появились на Руси еще в X в. Сначала они были деревянными, что связано с давними традициями архитектуры, особенно северной. Не случайно древняя летопись отметила деятельность вышгородских зодчих XI в., мастеров деревянной архитектуры — Миронега и Ждан-Николы. В конце X в. в Новгороде была срублена церковь св. Софии «о тринадцати верхах», и была она «честно устроена и украшена». В 1049 г. церковь сгорела, как сгорали многие десятки тысяч деревянных зданий, возведенных русскими зодчими в XI и последующих столетиях.

     Не  сохранились и древнейшие каменные храмы. Однако раскопки позволили установить план первого городского киевского собора — Десятинной церкви Успения Богоматери, сооруженной по желанию князя Владимира (989-996). Сначала это был трехнефный крестовокупольный храм; в 1039 г., при князе Ярославе, он был расширен и стал пятинефным. Внешний облик его представить невозможно. Результаты раскопок позволяют, впрочем, утверждать, что внутри он был богато декорирован фресками и мозаиками. Близ собора находились каменные дворцовые сооружения, также богато украшенные мрамором, мозаикой, майоликовыми плитками.

     При сооружении самого значительного памятника  того времени — Софийского собора в Киеве (XI в.) — древнерусская архитектура уже обладала своими приемами монументального зодчества. Византийская система крестово-купольной церкви, с ясностью ее основных членений и логичностью композиции внутреннего пространства, легла в основу пятинефного киевского собора Софии. Однако здесь был использован не только опыт строительства Десятинной церкви. От всех византийских храмов собор отличается числом куполов: их тринадцать, то есть столько, сколько было в несохранившемся деревянном храме Софии в Новгороде. Характерна также конфигурация внешних объемов, которые плавно повышаются к центру, к главному куполу. Принцип постепенного, как бы ступенчатого нарастания массы здания стал с XI в. последовательно проводиться в древнерусском зодчестве.

     София, как и другие большие городские  соборы XI в. и более поздние, во многом, определяет характер всей древнерусской архитектуры. Это объясняется значением собора в жизни города. Русские храмы, как и соборы Запада, были местом не  только  церковных  служб, но и  торжественных собраний горожан. Здесь обсуждались и решались самые лшвотрепещущие вопросы, здесь принимали послов.  В  храмах,  построенных  отдельными торговыми общинами, как это было в Новгороде и Пскове, происходили собрания членов торговых объединений. Таким образом, облик храма, его размеры, его интерьер отвечали не только культовым, но и светским целям.

     На  сегодняшний день первые храмы Руси, расположенные на территории России и Украины, являются объектами экскурсионного показа прежде всего как памятники архитектуры.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Архитектурные памятники России / Под ред. А.Д. Назаровой. – М.: Вече, 1999. – 408 с.
  2. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 252 с.
  3. Искусство средних веков. Книга первая. Том 2 // Всеобщая история искусств / Под ред. Б.В. Веймана и Ю.Д. Колпинского. – М.: Искусство, 1961. – 568 с.
  4. Кравченко, А.И. Культурология: Учебное пособие для ВУЗов / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2001. – 338 с.
  5. Кусков, А.С., Голубева, В.Л., Одинцова, Т.Н. Рекреационная география / А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 510 с.
  6. По древнерусским городам: Новгород, Старая Русса, Псков, Старый Изборск. / Сост. Б.В. Емельянов. – М.: Профиздат, 1983. – 304 с.
  7. Раппопорт, П.А. Зодчество Древней Руси / П.А. Раппопорт. – Л.: Наука, 1986. – 159 с.
  8. Соболева, О. Архитектура храмов Киевской Руси / О. Соболева // Мир православия. – 2009. – №4. – С. 12-13.
  9. http://drevo-info.ru
  10. http://primetour.ua
  11. http://sobory.ru
  12. http:// velnovgor.home.nov.ru

Информация о работе Первые храмы Руси, их значение и использование в туризме