Особенности организации экскурсионно-досуговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - совершенствование организации экскурсионно-досуговой деятельности на примере ООО «Алтын Кёль».
Задачи исследования:
изучить понятия экскурсионно-досуговой деятельности, ее цель и задачи;
рассмотреть модели экскурсионно-досуговой деятельности;
изучить особенности управления экскурсионно-досуговой деятельностью;
проанализировать экскурсионно-досуговую деятельность ООО «Алтын Кёль»;
разработать пути совершенствования экскурсионно-досуговой деятельности ООО «Алтын Кёль».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Теоретические основы экскурсионно- досуговой деятельности…………….6
1.1 Понятие экскурсионно-досуговой деятельности ……………….……….6
1.2 Модель экскурсионно-досуговой деятельности………………………...15
1.3 Управление экскурсионно-досуговой деятельностью………………….20
2. Анализ деятельности ООО «Алтын Кёль»………………………………….25
2.1 Характеристика предприятия ООО «Алтын Кёль»…………………….25
2.2 Анализ экскурсионно-досуговой деятельности ООО «Алтын Кёль»...32
2.3 Проблемы и тенденции в осуществлении экскурсионно-досуговой деятельности на предприятии ООО «Алтын Кёль»………………………...41
3. Пути совершенствования экскурсионно-досуговой деятельности в ООО «Алтын Кёль»……………………………………………………………………46
3.1 Программа развития экскурсионно-досуговой деятельности в ООО «Алтын Кёль»………………………………………………………………….46
3.2 Разработка плана рекламной кампании экскурсионно-досуговых услуг ООО «Алтын Кёль»…………………………………………………….50
3.3 Разработка семейной экскурсионно-досуговой программы на базе экскурсии «Большая прогулка к Чулышману»……………………………..57
Заключение……………………………………………………………………….62
Список литературы………………………………………………………………65
Приложение…………………………………………………………………….69

Работа содержит 1 файл

Д_07.12.doc

— 600.50 Кб (Скачать)

     Содержание – это наполнение смыслом, сущность экскурсионно-досуговой деятельности. Например, если цель экскурсии – расширение кругозора и получение дополнительных знаний (например, о каком-либо городе), то содержанием данной экскурсии будет обзорное рассмотрение основных достопримечательностей этого города, памятников культуры и т.д.

     Если  рассматривать экскурсии по содержанию, то в общем виде их можно подразделить на две большие категории: обзорные (многоплановые) и тематические.

     Обзорные  экскурсии, как правило, многотемные. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых  различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

     Особенность содержания таких экскурсий –  изложение событий крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом.

     Тематическая  экскурсия посвящена раскрытию  одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.

     Тематические  экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

     Следующий элемент – форма экскурсионно-досуговой  деятельности.  Как видно из схемы, она напрямую зависит от содержания экскурсионно-досуговой деятельности и цели.

     Форма – это то, в каком виде экскурсионно-досуговая деятельность будет организована, как она будет проходить, в какой обстановке и т.д.

     Обращаясь к литературным источникам («Экскурсоведение» Б.В.Емельянова), по форме проведения экскурсии могут быть различными:

     - экскурсия-массовка. Ее участники  передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;

     - экскурсия-прогулка, совмещающая в  себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

     - экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

     - экскурсия-концерт посвящается музыкальной  теме с прослушиванием музыкальных  произведений в салоне автобуса;

     - экскурсия-спектакль - это форма  проведения литературно-художественной  экскурсии, подготовленной на  основе конкретных произведений художественной литературы и др. [8, c.82].

     Формы проведения экскурсии могут быть самыми разнообразными, в зависимости  от избранного признака классификации.

     Методы экскурсионно-досуговой деятельности – это путь, способ, который используется для достижения цели. Как видно из схемы, метод взаимосвязан с содержанием, формой и целями экскурсионно-досуговой деятельности.

     Основными методами проведения экскурсии являются рассказ и показ, причем показ  – главный метод, а рассказ  – второстепенный. Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета.

     Показ на экскурсиях - многоплановый процесс  извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в  определенной последовательности, с  конкретной целью [13, c.88].

     Рассказ - условно принятое в экскурсионном  деле название устной части экскурсии, т. е. сообщения и пояснения, которые экскурсовод дает группе. Это образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельности конкретных исторических лиц [13, c.104]. И показ, и рассказ имеют определенную методику, правила, которые более конкретно определяют их проведение.

     Результат экскурсионно-досуговой деятельности – это конечный итог, который имеет место в результате деятельности. Он может совпадать или не совпадать с целями, потому что цель – это «желаемый» результат, то, к чему стремятся. От того, насколько продуманными были методы, содержание и форма, будет зависеть,  к каким результатам приведет поставленная цель – положительным, отрицательным, или же цель будет достигнута частично.

     То  есть, объединяя все компоненты воедино, получаем представление о процессе экскурсионно-досуговой деятельности. Например, если цель экскурсии – ознакомить с достопримечательностями города, то она будет проводиться в форме обзорной автобусной экскурсии, будет содержать общие сведения о городе и его достопримечательностях, содержание экскурсии будет передано  экскурсантам методом показа конкретных объектов и рассказа о них, а результатом экскурсии будет осмысление темы экскурсантами, и соответственно определенное отношение к данному городу, его истории и культуре.

     Цель, содержание, методы, формы и результаты экскурсионно-досуговой деятельности тесно взаимосвязаны и «вытекают» друг из друга, ни один из элементов  не может быть рассмотрен в отрыве от другого. 

1.3 Управление экскурсионно-досуговой  деятельностью

     Управление  в целом представляет собой осознанную, целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды [44]. Управление многообразно и существует  в самых различных видах. Рассмотрим  управление экскурсионно-досуговой деятельностью разделив его на несколько этапов (рис.1.5).

  

Рис.1.5 Этапы  управления экскурсионно-досуговой деятельностью 

     Анализ - это исследовательская работа по изучению целей экскурсионно- досуговой деятельности и стратегии их достижения, структуры управления и управленческих процессов. Анализ целей и стратегии их достижения предполагает изучение внешней среды (анализ потребителей экскурсионно-досуговой деятельности; анализ поставщиков транспортных услуг, услуг питания, музейных услуг и др.; изучение конкурентов занимающихся экскурсионно-досуговой деятельностью; анализ научно-технического прогресса влияющих на создание нового продукта экскурсионно-досуговой деятельности), а также анализ внутренней  среды (выявление сильных и слабых сторон организации экскурсионно-досуговой деятельности)[5].

     Мотивация, при рассмотрении данного вопроса управления экскурсионно-досуговой деятельностью необходимо ориентироваться на два аспекта проблемы: мотивацию трудовых отношений и мотивацию потребителей услуг экскурсионно-досуговой деятельности[26].

     С точки зрения первого аспекта  мотивация- это деятельность направленная на активизацию сотрудников в плане повышения эффективности их труда для достижения как личных целей, так и целей фирмы.

     Мотивы  потребителей услуг экскурсионно-досуговой  деятельности- это причина, цель потребителя, при отсутствии которой он отказался  бы от экскурсии. Информация о цели  экскурсии необходима прежде всего для того, чтобы правильно разделить рынок на сегменты и определить целевые рынки, положенные в основу разработки модели управления экскурсионно-досуговой деятельности.

     Планирование- это один из  этапов процесса управления экскурсионно-досуговой деятельностью, на котором определяются цели, а также средства и методы их достижения. Планирование представляет собой непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования экскурсионно-досуговой деятельности  за счет выявленных возможностей, условий и факторов, так как по достижении поставленных целей формулируются новые. Под планированием экскурсионно-досуговой деятельности следует понимать непрерывный систематический информационно обрабатываемый процесс качественного, количесвенного и временного определения будущих целей, средств и методов формирования, развития деятельности и управления ей.

     Цели  являются отражением места и роли экскурсионно- досуговой деятельности в общественной системе и определяются запросами потребителей экскурсионно-досуговых услуг. Так как в мире все постоянно меняется (условия жизни, техника и технология производства, финансовая ситуация, вкусы и привычки людей), цели должны регулярно и в индивидуальном порядке пересматриваться, чтобы отражать современные требования общества[44].

     Четкая  и обоснованная формулировка целей  имеет большое значение для  организации  экскурсионно- досуговой деятельности, ибо она позволяет:

  • сконцентрировать внимание на достижении желаемых результатов и найти для этого оптимальные пути;
  • выработать системы критериев выделения проблем, принятия решения и оценки степени их реализации;
  • определить структуру экскурсионно-досуговой деятельности, характер внутренних и внешних связей, создать наиболее подходящую организацию управления;
  • успешно противостоять сиюминутным требованиям ситуации;
  • сплотить энтузиастов, создать творческую атмосферу и благоприятный морально-психологический климат;
  • дать надежные ориентиры для материального и морального    стимулирования коллектива.

  Организационная функция управления экскурсионно-досуговой деятельностью тесно связана с планированием.

  Организационный этап- это этап создания реальных условий для достижения запланированных целей, то есть создание структуры и обеспечение ее всем необходимым для решения задач, определенных на этапе планирования.

  Поскольку всю работу выполняют люди, то посредством  этой функции определяется, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, а также какие для этого потребуются средства[26].

       Контроль- вид управленческой деятельности, благодаря которому экскурсионно-досуговую  деятельность можно удерживать на высоком уровне. Это контроль качества, то есть соблюдение техники ведения экскурсии, контроль содержания темы экскурсии, глубины ее раскрытия и т.д.

     В основу создания систем контроля должны быть положены следующие требования- критерии:

  • эффективность контроля- определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);
  • выполнение задач контроля- контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления экскурсионно-досуговой деятельностью, способствовать устранению отклонений и выработке эффективных решений;
  • определение границ контроля- контрольные мероприятия не могут совершаться без ограничений;
  • своевременность контроля- временной интервал между проведением  оценок должен соответствовать контролируемому явлению;
  • гибкость контроля- необходимо приспособление к реальным условиям;
  • простота контроля- контроль должен соответствовать возможностям людей;

     Экскурсионно  – досуговая деятельность как  объект управления имеет свои особенности, в связи с этим можно выделить следующие черты, характерные для управления экскурсионно – досуговой деятельностью [35]:

  • при планировании экскурсионно – досуговой деятельности в центре внимания должны быть нужды, потребности и желания конечных потребителей;
  • непервичность экскурсионно –досуговой услуги. Экскурсионно –досуговый продукт не является предметом первой необходимости, хотя в современном мире значение экскурсий как средства познания и общения достаточно высоки;
  • в связи с непостоянством качества экскурсионно –досуговой услуги, субъективизмом в ее оценке возникает необходимость ее постоянного контроля, то есть эта функция управления приобретает особую значимость;
  • экскурсионно–досуговая услуга уникальна, даже две экскурсии по одному и тому же маршруту у одной и той же фирмы часто проходят по разному.

Информация о работе Особенности организации экскурсионно-досуговой деятельности