Особенности организации экскурсионно-досуговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - совершенствование организации экскурсионно-досуговой деятельности на примере ООО «Алтын Кёль».
Задачи исследования:
изучить понятия экскурсионно-досуговой деятельности, ее цель и задачи;
рассмотреть модели экскурсионно-досуговой деятельности;
изучить особенности управления экскурсионно-досуговой деятельностью;
проанализировать экскурсионно-досуговую деятельность ООО «Алтын Кёль»;
разработать пути совершенствования экскурсионно-досуговой деятельности ООО «Алтын Кёль».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Теоретические основы экскурсионно- досуговой деятельности…………….6
1.1 Понятие экскурсионно-досуговой деятельности ……………….……….6
1.2 Модель экскурсионно-досуговой деятельности………………………...15
1.3 Управление экскурсионно-досуговой деятельностью………………….20
2. Анализ деятельности ООО «Алтын Кёль»………………………………….25
2.1 Характеристика предприятия ООО «Алтын Кёль»…………………….25
2.2 Анализ экскурсионно-досуговой деятельности ООО «Алтын Кёль»...32
2.3 Проблемы и тенденции в осуществлении экскурсионно-досуговой деятельности на предприятии ООО «Алтын Кёль»………………………...41
3. Пути совершенствования экскурсионно-досуговой деятельности в ООО «Алтын Кёль»……………………………………………………………………46
3.1 Программа развития экскурсионно-досуговой деятельности в ООО «Алтын Кёль»………………………………………………………………….46
3.2 Разработка плана рекламной кампании экскурсионно-досуговых услуг ООО «Алтын Кёль»…………………………………………………….50
3.3 Разработка семейной экскурсионно-досуговой программы на базе экскурсии «Большая прогулка к Чулышману»……………………………..57
Заключение……………………………………………………………………….62
Список литературы………………………………………………………………65
Приложение…………………………………………………………………….69

Работа содержит 1 файл

Д_07.12.doc

— 600.50 Кб (Скачать)

 

                                                                                              
 

 
 

     Рис. 1.2 Цели и задачи экскурсии, экскурсионный процесс 

     В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть[13].

     Умение  видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.

     Умение  видеть как историческое восприятие заключается  в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках – задача, всегда требующая больших знаний и навыков. 

     Материал  экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении  дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии.

     Одна  из задач экскурсии – выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

     Дать  оценку – значит составить представление  о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные  качества.

     Оценка  экскурсии – это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.

     Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена  экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.

     В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и  оценка его экскурсоводом, а также  убежденность экскурсовода в своей  правоте. Главное в этом процессе — проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.

     Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 3[13].

     Таким образом, понятие экскурсии можно  определить как – методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

     Таблица 3

Цели  задачи и формы проведения экскурсий

п/п/

Цели Задачи Формы проведения
1. Отдых Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов Прогулка
2. Учебная Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории) Урок вне  классного помещения
3. Научная Выявление экспонатов для краеведческого музея Экспедиция
4. Обще

-образовательная

Расширение  общего культурного кругозора Беседа в  туристического походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии
5. Культурно-просветительская Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям Обзорная многоплановая  экскурсия
6. Культурно-воспитательная Усвоение знаний в сочетании с воспитание Тематическая  экскурсия
 

     Итак, экскурсия представляет собой наглядный  процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.

     Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста –  экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия  определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.

Таблица 4

Классификация экскурсий

      
Классификация экскурсий.
По  содержанию

Обзорные

Тематические, в  том числе

-исторические                                                                                                 -искусствоведческие                                          

-производственные                                                                                        -литературные

-природоведческие                                                                                        -архитектурно-градостроительные

По  составу участников

-взрослая аудитория                                                                                      -городские жители

-дети                                                                                                                -сельские жители

-местное население                                                                                        -организованные группы

-приезжающие  туристы                                                                                -индивидуалы

По  месту проведения

-городские                                                                                                      -музейные

-загородные                                                                                                   -производственные

По  способу передвижения

-пешеходные                                                                                                  -транспортные

По  форме проведения

-экскурсия-массовка                                                                                      -экскурсия-лекция

-экскурсия-прогулка                                                                                      -экскурсия-спектакль

-экскурсия-концерт

      Таким образом, сущность экскурсии– сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

     Деление экскурсий на четко определенные группы (таблица 4) на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для практической деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий в бюро и музее обеспечивает условия для лучшей организации работы с экскурсоводами, облегчает их специализацию, создает основу для деятельности методических секции. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и становилась более эффективной. При разработке новых тем с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний.

     Признаками экскурсии являются[13]: наличие экскурсантов (группы или отдельных лиц); наличие экскурсовода, проводящего экскурсию; протяженность по времени проведения от одного академического часа до одних суток; показ экстремальных объектов, первичность зрительных впечатлений; передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту; целенаправленность показа объектов осмотра, наличие определенной темы.

     Экскурсионно-досуговая  деятельность понимается как, деятельность направленная на организацию и проведение  экскурсионно- досуговых мероприятий реализуемых для удовлетворения познавательных и развлекательных запросов и интересов местного населения, туристов или экскурсантов, в которых они участвуют по собственному желанию, используя для этого свое свободное время[37].

     Исходя  из определений досуга и экскурсии, целями экскурсионно-досуговой деятельности является непосредственно организация и проведение экскурсионно-досуговых мероприятий, направленных на удовлетворение личных стремлений и потребностей (например, экстремальные экскурсии), восстановление физических и психологических сил, саморазвитие посредством культурно-просветительских и культурно-воспитательных целей экскурсии, самообразование посредством общеобразовательных целей экскурсии и т.д.(рис1.3.)

       
 
 
 
 
 
 

Рис.1.3 –  Цели экскурсионно-досуговой деятельности 

     В настоящее время развитие экскурсионно- досуговой деятельности напрямую зависит  от развития туризма в данном регионе  в целом, поскольку именно туристы являются основными потребителями экскурсионных услуг . С другой стороны, именно развитие  экскурсионно-досуговой деятельности и расширение числа объектов показа позволяет разнообразить пребывание туриста и влияет на его впечатление от поездки, что, в свою очередь повышает привлекательность и конкурентоспособность региона на рынке туристских услуг в целом.

     Таким образом, экскурсионно-досуговую деятельность можно охарактеризовать как неотъемлемую часть индустрии туризма, одну из наиболее массовых рано возникших составляющи, которая имеет достаточно сложную структуру, как и весь туризм в целом, подразделяется по нескольким классификационным признакам и имеет возможности предложить свои услуги разнообразным группам потребителей. Целями и задачами экскурсионно-досуговой деятельности являются непосредственно организация и проведение экскурсионно-досуговых мероприятий, направленных на удовлетворение личных стремлений и потребностей, восстановление физических и психологических сил, саморазвитие посредством культурно-просветительских и культурно-воспитательных целей экскурсии, самообразование посредством общеобразовательных целей экскурсии и т.д. 

1.2 Модель экскурсионно-досуговой  деятельности

     Экскурсионно-досуговая  деятельность - это неотъемлемая часть индустрии туризма, одна из наиболее массовых рано возникших составляющих, которая имеет достаточно сложную структуру, как и весь туризм в целом, подразделяется по нескольким классификационным признакам. Целями и задачами экскурсионно-досуговой деятельности являются непосредственно организация и проведение экскурсионно-досуговых мероприятий, направленных на удовлетворение личных стремлений и потребностей, восстановление физических и психологических сил, саморазвитие посредством культурно-просветительских и культурно-воспитательных целей экскурсии, самообразование посредством общеобразовательных целей экскурсии и т.д.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.1.4 Модель экскурсионно-досуговой деятельности.

     Модель  экскурсионно-досуговой деятельности (рис.1.4) представляет собой совокупность элементов, тесно взаимосвязанных друг с другом и обусловливающих друг друга.

     Цель экскурсионно-досуговой деятельности – первый элемент, от которого зависят все остальные. Цель – это то, ради чего совершается деятельность. Правильное определение цели имеет большое значение: например, при составлении экскурсионно-досуговой программы оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала. Цели могут быть самыми различными, так, целью экскурсии может выступать воспитание патриотизма, уважение к труду, другим народам; эстетическое или нравственное воспитание; расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. п. Для достижения конечной цели необходимо решить ряд конкретных задач. Из того, какой цели подчинена экскурсионно-досуговая деятельность, будет вытекать её содержание.

Информация о работе Особенности организации экскурсионно-досуговой деятельности