Курс лекций по "Туризму"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:51, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Туризм"

Содержание

Введение.................................. ........................................................................... 4
Глава 1. Выбор вида турпродукта для проектирования................................... 9
1.1. Турпродукт и его производители………………………………… 10
1.1.1. Термины и понятия…………………….…………………. 10
1.1.2. Типы и виды туризма…………………………………….. 13
1.1.3. Туроператоры и турагенты..……………………………… 19
1.1.4. Турпродукт: виды, уровни, стадии создания…………… 21
1.1.5. Свойства и особенности туруслуг и турпродукта……… 30
1.1.6. Классификация создаваемого турпродукта……………… 35
1.2. Выбор исходного турпродукта ........................................................ 42
1.2.1. Выбор вида туризма и ценовой категории будущего
турпродукта ………………………………………………. 43
1.2.2. Комплексный маркетинговый подход в выборе
исходного турпродукта ………………………………….. 44
1.3. Исходные данные турпродукта, выбранного
к проектированию .......................................................................... 65
Глава 2. Проектирование выбранного турпродукта ………………………… 71
2.1. Изучение и анализ ресурсов выбранной дестинации в свете
вида турпродукта, выбранного к проектированию......................... 71
2.2. Свойства и цели выявленного в дестинации турпродукта ............. 76
2.2.1. Общий и частные турпродукты. Базовые турпродукты .... 77
2.2.2. Уточнение вида проектируемого турпродукта
и его целей ………………………………………………… 79
2.2.3. Выявление структуры общего уточненного турпродукта ... 82
2.2.4. Выявление свойств и целей частных турпродуктов ............ 85 2.3. Идеальный турпродукт. Оптимальный турпродукт……………….. 86
2.4. Структура проектируемого турпродукта ……………….…………. 98
2.4.1. Принципы отбора базовых услуг и турпродуктов……….. 100
2.4.2. Унифицированность принципов отбора базовых услуг
и турпродуктов в разных видах туризма ………………. .. 110
2.5. Условия создания оптимального турпродукта …………………… 111
2.6. Организационная и экономическая проработка
проектируемого турпродукта ......................................................... 114 2.6.1. Выбор туроператором схемы работы в
дестинации…………………………………………………….. 115
2.6.2. Выбор вариантов бронирования услуг контрагентов ......... 117
2.6.2.1. Бронирование мест в средствах размещения……. 118
2.6.2.2. Бронирование мест на авиарейсах………………. 127
2.6.2.3. Бронирование мест при железнодорожных
перевозках………………………………………….. 129
2.6.2.4. Бронирование мест при автобусных перевозках… 130
2.6.2.5. Бронирование экскурсионных услуг……………… 130
2.6.2.5. Бронирование услуг страховых компаний………. 130
2.6.3. Планирование себестоимости проектируемого турпродукта....................................................................................... 132
2.6.4. Расчет необходимого количества мест в
средствах размещения .............................................................. 145
2.6.5. Составление рекомендаций по улучшению
базовых турпродуктов ............................................................ 156 Глава 3. Формирование спроектированного турпродукта …………………… 158
3.1. Подготовка к заключению договоров
с поставщиками услуг ………………………………………….. 158
3.2. Формирование туров ................................................................. 160
3.3. Расчет цен туров с учетом сезонных колебаний спроса.......... 164
3.4. Проверка свойств созданного турпродукта ............................. 168
3.5. Каталог туров .............................................................................. 169
3.6. Стандартный набор документов ................................................171
3.7. Доработка и модернизация турпродукта ……………………. 171
Заключение ............................................................................................................ 173
Приложения ....................................…………………………………………….. 174

Работа содержит 1 файл

Курс лекций для студентов игбит преподаватели- Веткин Владимир А.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

Подразумевается, что  в оплаченную сумму входит пользование  климатом этого курорта, морем, а иногда и пляжем, возможность пользоваться территорией того средства размещения, в котором живет этот турист с ребенком, и некоторыми услугами, например, детской площадкой. Все же остальные перечисленные выше возможности в виде услуг и товаров турист может реализовать, оплатив их на месте.

Итак, с одной стороны, видим созданный на данном курорте  огромный комплекс услуг и товаров, с помощью которых турист может  достичь целей отдыха, оздоровления, развлечения, интеллектуального развития. Похоже, что это и есть тот самый турпродукт? Безусловно!

С другой стороны, турфирма предлагает и гарантирует ему совсем небольшой набор услуг, который  сотрудник турфирмы называет туром или турпродуктом.

Так что же такое в  данном случае турпродукт, обепечивающий на конкретном морском побережье отдых, оздоровление, развлечения и интеллектуальное развитие? Это все многообразие курортов, средств размещения, вариантов питания, видов развлечения, предлагаемых сувениров и других товаров? Или же турпродукт - это тот небольшой набор услуг, за право пользования которым в определенный промежуток времени платит покупатель?

Турпродуктом является и то и другое, но важно понимать, чем отличаются эти турпродукты.

Во-первых, отметим следующее. Как уже отмечалось в разделе 1.1.2., туризм в зависимости от цели путешествия делится на несколько видов: - рекреационный; - познавательный; - деловой и т. д. Соответственно, и набор услуг, то есть турпродукт, отвечающий тем или иным целям, можно в соответствии с целями туризма отнести к рекреационному турпродукту, познавательному, деловому и т. д.

То  есть можно рассматривать различные виды турпродукта, отличающиеся целями путешествия.

В зависимости от цели турпродукта, он относится к одному из видов туризма. Поэтому описывая далее мероприятия по проектированию турпродукта, мы подразумеваем, что речь идет о каком-то конкретном виде турпродукта и все описываемые мероприятия относятся к этому конкретному виду. Под этим видом читатель может подразумевать любой интересующий его вид турпродукта.

Именно наличие общей  цели придает любому турпродукту  новые свойства, качественно отличающие его от простой суммы свойств  всех входящих в него услуг и товаров  и позволяющие удовлетворять  туристские потребности потребителей.

 

Как видно из приведенного выше примера, в общем случае турпродукт данного вида – рекреационный с элементами познавательного - даже в одной конкретной дестинации представляет собой огромный набор услуг и товаров, которые могут быть предложены покупателю в этой дестинации.

Такой турпродукт можно назвать общим рекреационным турпродуктом данной дестинации.

По отношению к нему рекреационный турпродукт на базе одного конкретного курорта можно назвать частным рекреационным турпродуктом этого курорта.

Можно говорить о рекреационном турпродукте конкретного средства размещения. Этот турпродукт является частным по отношению к турпродукту всего курорта, но общим по отношению к турпродукту на базе номеров одного типа в этом средстве размещения. И, наконец, можно говорить о турпродукте, то есть комплексе услуг на базе конкретного номера.

Таким образом, понятие  частного и общего турпродукта относительны.  Данный турпродукт может быть общим по отношению к такому другому турпродукту, который, во-первых, является турпродуктом такого же вида и, во-вторых, содержит меньшее количество вариантов услуг.

Следовательно, можно говорить о разных видах турпродукта и о нескольких уровнях турпродукта данного вида.

В приведенном выше примере  рекреационного турпродукта такими уровнями этого турпродукта являются:

- рекреационный турпродукт на уровне конкретного номера в данном средстве размещения;

- рекреационный турпродукт на уровне всех номеров данного типа в данном средстве размещения;

- рекреационный турпродукт данного средства размещения /на уровне всех номеров, имеющихся в данном средстве размещения/;

- рекреационный турпродукт  данного курорта /на уровне  всех средств размещения этого  курорта/;

- рекреационный турпродукт  данной дестинации, страны и т.  д.

Поскольку турфирма также  предлагает некий турпродукт, можно говрить о турпродукте данной турфирмы.

 

БАЗОВАЯ УСЛУГА

Любой вид турпродукта  создается на основе общей цели этого  турпродукта. В конкретном виде турпродукта, как правило, есть одна услуга, воплощающая в себе общую цель именно этого  продукта. Эту услугу мы называем базовой услугой.

Базова услуга /или турообразующая услуга/ данного турпродукта - услуга, которая воплощает в себе общую цель именно этого турпродукта и определяет формирование всего набора остальных услуг. 

В случае рекреационного турпродукта, общая цель которого – отдых и оздоровление при проживании в необходимых туристу условиях, - такой базовой услугой является услуга размещения в конкретной дестинации. Понятие услуги размещения, как проживание в необходимых туристу условиях, в рекреационном туризме включает свойства климата выбираемого курорта, наличие тех или иных природных объектов – море, озеро, горы и т. п., расположение средства размещения, уровень комфортности номеров и т. п. 

Выбором именно этой услуги турист достигает основную цель своей поездки – отдых и оздоровление. Именно эта услуга диктует выбор всех остальных услуг – доставка туриста в дестинацию, в которой находится выбранный туристом курорт и средство размещения; - трансфер к тому средству размещения, которое выбрал турист; - питание, привязанное именно к этому средству размещения и т. д. То есть именно эта услуга определяет формирование всего остального комплекса услуг и товаров. Поэтому в данном примере именно услугу размещения называют турообразующей услугой. Все остальные услуги, включаемые в рекреационный турпродукт, носят подчиненный, вспомогательный характер. Доставка туриста в дестинацию, содержащую выбранную услугу размещения, трансфер к месту оказания этой услуги, питание туриста – каждая из этих услуг важна и при правильном выборе способствует достижению общей цели, но ни одна из них не воплощает в себе эту цель и ни одна из этих услуг не определяет подбор остальных.

В случае познавательного экскурсионного турпродукта, общей целью которого является знакомство с определенными объектами, событиями, явлениями, базовой является услуга знакомства с определенными объектами, событиями, явлениями, личностями / это знакомство может иметь форму показа  объектов,  рассказа о них, дегустации и т. п./.

В спортивном турпродукте (пешеходный, горный, водный, лыжный, велосипедный, яхтинг, дайвинг и т. п.), общей целью которого является единение с природой в преодолении препятствий, базовой услугой является услуга единения с природой в условиях преодоления препятствий.  И т. д.

В случае комбинированного турпродукта, - например, рекреационно-познавательный продукт – базовых услуг столько, сколько видов туризма объединяет этот турпродукт. В данном примере их две: услуга размещения и услуга знакомства с определенными объектами, событиями и т. п.

Базовая услуга данного турпродукта, как правило, бывает представлена многочисленными конкретными вариантами.

Конкретный  вариант базовой услуги назовем элементарной базовой услугой  данного турпродукта. Совокупность элементарных базовых услуг в данном виде турпродукта создает общую базовую услугу.

Так в рекреационном  турпродукте, созданном на основе конкретного средства размещения, располагающим, например, двумя сотнями различных номеров, которые могут быть одновременно предоставлены туристам, есть, соответственно, двести вариантов услуги размещения, каждый из которых строится на конкретном номере. В общем случае рассматриваемого рекреационного турпродукта количество вариантов услуги размещения определяется существующим в этом турпродукте количеством номеров.

Для нас понятие элементарной базовой услуги в данном виде турпродукта важно потому, что на основе каждой такой элементарной базовой услуги может быть создан турпродукт.

В экскурсионном турпродукте, посвященном, например, архитектурным стилям, базовой услугой является услуга знакомства со зданиями разных архитектурных стилей. Количество вариантов этой базовой услуги может, в частности, определяться количеством существующих архитектурных стилей, а любой конкретный вариант строиться на существующих зданиях, относящихся к конкретному архитектурному стилю: - романский; - готика; - барокко; - рококо; - классицизм; - модерн; - конструктивизм и т. д. Хотя возможен и вариант этой услуги, построенный на конкретных зданиях, относящихся к различным архитектурным стилям.

В общем случае экскурсионного турпродукта, в котором базовой является услуга знакомства с какими-то объектами, явлениями, процессами, элементарной базовой услугой является услуга знакомства с конкретным набором этих объектов, явлений или процессов. При этом любой конкретный набор этих объектов, явлений или процессов, на основе которого может быть создан турпродукт, является элементарной базовой услугой экскурсионного турпродукта.

 В спортивном турпродукте к элементарной базовой услуге можно отнести услугу единения с природой в условиях преодоления конкретных препятствий на конкретном маршруте. Аналогично и в других видах туризма.

Каждая элементарная базовая услуга может служить  основой для создания соответствующего турпродукта. Так, присоединив к услуге размещения в конкретном номере конкретного средства размещения услугу питания, услугу трансфера, услугу доставки туриста в дестинацию и иные услуги и товары, которыми турист может воспользоваться в своем путешествии, мы получим рекреационный турпродукт на базе этого конкретного номера. Выбрав в соответствии с целью экскурсионного турпродукта некоторый конкретный набор объектов, явлений или процессов для знакомства с ними туристов, и присоединив к нему соответствующие цели услуги передвижения туристов, их размещения и питания, мы получим экскурсионный турпродукт на базе этого конкретного набора объектов, процессов или явлений.

Минимальный набор услуг, созданный на основе элементарной базовой  услуги и удовлетворяющий туриста, назовем элементарным турпродуктом данного вида.

Теперь пора ответить на вопрос: «В какой форме реализуется турпродукт?»

 

ТОВАРНАЯ ФОРМА  ТУРПРОДУКТА

Из той большой совокупности услуг и товаров, которые составляют данный турпродукт, покупатель всегда выбирает конкретный набор, как правило, только услуг. Эти наборы услуг формирует сам туроператор. Когда туроператор имеющемуся турпродукту придает товарную форму, то есть из общего огромного комплекса услуг и товаров формирует конкретные наборы, он, учитывая психологию покупателя, включает в каждый такой набор минимальное количество услуг.   Каждый конкретный турист, становящийся потребителем данного турпродукта, оплачивает пользование конкретным набором услуг, привязанных к одной из элементарных базовых услуг, причем этот набор услуг обладает новыми свойствами по сравнению с самим турпродуктом и называется туром.

 Во-первых, этот набор услуг привязывается не только к определенной элементарной базовой услуге, но и к определенному промежутку времени пользования туристом этим набором услуг, а также к конкретным датам начала и окончания пользования туристом услугами, входящими в тур. Указанный промежуток времени называется продолжительностью тура.

Во-вторых, услуги, входящие в тур, предоставляются туристу в определенной последовательности, то есть по определенной программе.

И, в-третьих, создатель турпродукта исходя из особенностей психологии современного покупателя, как правило, включает в тур минимальный набор услуг и товаров, составляющих общий турпродукт. Когда покупатель заинтересовался рекламой данного тура и пришел к производителю турпродукта он, возможно, попросит добавить к этому набору еще какие-нибудь услуги. Но в рекламных материалах всегда фигурирует цена минимального набора услуг и товаров.

Тур - это реализуемая покупателю товарная форма турпродукта, а именно - набор услуг и товаров, объединенных общей целью путешествия, предоставляемых по определенной программе и определенной цене и привязанных к конкретному маршруту, средствам размещения и датам.        

В турах, связанных с  отдыхом или лечением, средство размещения как правило  одно. В экскурсионных турах, связанных с посещением разных городов, стран, средств размещения, используемых в данном туре, может быть несколько.

С имущественно-правовой  точки зрения тур - это право на получение всех включенных в него услуг и товаров. То есть, оплачивая тур, покупатель приобретает не сами услуги и товары, включенные в этот тур, а право на их получение у соответствующих поставщиков услуг.

Придать общему турпродукту  товарную форму, сформировав из него набор туров, ориентированных на конкретного покупателя, – очень ответственная и сложная часть процесса создания турпродукта.

Поскольку любой турпродукт всегда реализуется в его товарной форме, то есть в виде туров, то, говоря о  создании турпродукта, мы всегда подразумеваем, как конечный результат  - создание туров.

В связи с введенными нами определениями турпродукта  вообще и его товарной формы –  тура, можно отметить, что приводимое в Законе «Об основах туристской деятельности в РФ» определение понятия «Туристский продукт» как «комплекса услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта», во-первых, относится к товарной форме турпродукта, называемой в турбизнесе туром, а, во-вторых, это определение не отражает специфические свойства указанного комплекса услуг, а именно то, что этот комплекс услуг объединен общей целью путешествия /то что эти услуги оказываются за общую цену не отражает специфические свойства турпродукта, поскольку за общую цену можно предлагать любой набор услуг/.

Информация о работе Курс лекций по "Туризму"