Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:51, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Туризм"
Введение.................................. ........................................................................... 4
Глава 1. Выбор вида турпродукта для проектирования................................... 9
1.1. Турпродукт и его производители………………………………… 10
1.1.1. Термины и понятия…………………….…………………. 10
1.1.2. Типы и виды туризма…………………………………….. 13
1.1.3. Туроператоры и турагенты..……………………………… 19
1.1.4. Турпродукт: виды, уровни, стадии создания…………… 21
1.1.5. Свойства и особенности туруслуг и турпродукта……… 30
1.1.6. Классификация создаваемого турпродукта……………… 35
1.2. Выбор исходного турпродукта ........................................................ 42
1.2.1. Выбор вида туризма и ценовой категории будущего
турпродукта ………………………………………………. 43
1.2.2. Комплексный маркетинговый подход в выборе
исходного турпродукта ………………………………….. 44
1.3. Исходные данные турпродукта, выбранного
к проектированию .......................................................................... 65
Глава 2. Проектирование выбранного турпродукта ………………………… 71
2.1. Изучение и анализ ресурсов выбранной дестинации в свете
вида турпродукта, выбранного к проектированию......................... 71
2.2. Свойства и цели выявленного в дестинации турпродукта ............. 76
2.2.1. Общий и частные турпродукты. Базовые турпродукты .... 77
2.2.2. Уточнение вида проектируемого турпродукта
и его целей ………………………………………………… 79
2.2.3. Выявление структуры общего уточненного турпродукта ... 82
2.2.4. Выявление свойств и целей частных турпродуктов ............ 85 2.3. Идеальный турпродукт. Оптимальный турпродукт……………….. 86
2.4. Структура проектируемого турпродукта ……………….…………. 98
2.4.1. Принципы отбора базовых услуг и турпродуктов……….. 100
2.4.2. Унифицированность принципов отбора базовых услуг
и турпродуктов в разных видах туризма ………………. .. 110
2.5. Условия создания оптимального турпродукта …………………… 111
2.6. Организационная и экономическая проработка
проектируемого турпродукта ......................................................... 114 2.6.1. Выбор туроператором схемы работы в
дестинации…………………………………………………….. 115
2.6.2. Выбор вариантов бронирования услуг контрагентов ......... 117
2.6.2.1. Бронирование мест в средствах размещения……. 118
2.6.2.2. Бронирование мест на авиарейсах………………. 127
2.6.2.3. Бронирование мест при железнодорожных
перевозках………………………………………….. 129
2.6.2.4. Бронирование мест при автобусных перевозках… 130
2.6.2.5. Бронирование экскурсионных услуг……………… 130
2.6.2.5. Бронирование услуг страховых компаний………. 130
2.6.3. Планирование себестоимости проектируемого турпродукта....................................................................................... 132
2.6.4. Расчет необходимого количества мест в
средствах размещения .............................................................. 145
2.6.5. Составление рекомендаций по улучшению
базовых турпродуктов ............................................................ 156 Глава 3. Формирование спроектированного турпродукта …………………… 158
3.1. Подготовка к заключению договоров
с поставщиками услуг ………………………………………….. 158
3.2. Формирование туров ................................................................. 160
3.3. Расчет цен туров с учетом сезонных колебаний спроса.......... 164
3.4. Проверка свойств созданного турпродукта ............................. 168
3.5. Каталог туров .............................................................................. 169
3.6. Стандартный набор документов ................................................171
3.7. Доработка и модернизация турпродукта ……………………. 171
Заключение ............................................................................................................ 173
Приложения ....................................…………………………………………….. 174
Заказчик
туристского продукта - турист или иное
лицо, заказывающее туристский продукт
от имени туриста, в том числе законный
представитель несовершеннолетнего туриста;
Проектирование туристского
продукта – выявление всех компонентов,
позволяющих создать турпродукт, и создание
определенными методами виртуального
турпродукта, позволяющего оценить целесообразность
его формирования
Формирование
туристского продукта - деятельность туроператора
по заключению и исполнению договоров
с третьими лицами, оказывающими отдельные
услуги, входящие в предварительно спроектированный
туристский продукт, а также придание
турпродукту товарного вида (здесь третьи лица – это средства размещения,
предприятия питания, перевозчики, объекты
показа, экскурсоводы, развлекательные
учреждения и т. п.);
Продвижение туристского
продукта - комплекс мер, направленных
на реализацию туристского продукта (реклама,
участие в специализированных выставках,
ярмарках, организация туристских информационных
центров, издание каталогов, буклетов
и другое);
Реализация туристского
продукта - деятельность туроператора
или турагента по заключению договоров
о реализации туристского продукта с туристом
или иным заказчиком туристского продукта,
а также деятельность туроператора и (или)
третьих лиц по оказанию туристу услуг
в соответствии с данным договором
Для того чтобы в ресторане можно было
предложить посетителю какое-либо блюдо,
небходимо иметь и знать технологию его
приготовления. Чтобы гостиница могла
предложить клиенту услугу размещения,
необходимо знать технологию создания
этой услуги. Точно также для создания
турпродукта надо знать и понимать технологию
его создания.
Технология создания турпродукта в выбранном виде туризма – совокупность методов выявления потребностей и предпочтений потребителей в выбранном виде туризма, методов подбора соответствующих услуг и товаров и объединения их в единый комплекс с последующим формированием, то есть реализацией этого комплекса путем заключения договоров с предварительно подобранными поставщиками услуг, а также приданием турпродукту товарного вида.
Экскурсант - лицо, посещающее
страну (место) временного пребывания
в познавательных целях на период менее
24 часов без ночевки в стране (месте) временного
пребывания и использующее услуги экскурсовода
(гида), гида-переводчика;
Экскурсовод (гид)
- профессионально подготовленное лицо,
осуществляющее деятельность по ознакомлению
экскурсантов (туристов) с объектами показа
в стране (месте) временного пребывания;
Гид-переводчик
- профессионально подготовленное лицо,
свободно владеющее иностранным языком,
знание которого необходимо для перевода
и осуществления деятельности по ознакомлению
экскурсантов (туристов) с объектами показа
в стране (месте) временного пребывания;
Инструктор-проводник - профессионально
подготовленное лицо, сопровождающее
туристов и обеспечивающее их безопасность
при прохождении туристских маршрутов;
Туристская путевка
- документ, содержащий условия путешествия,
подтверждающий факт оплаты туристского
продукта и являющийся бланком строгой
отчетности.
К сожалению, среди терминов, приводимых в законе, отсутствует такой важный термин, как «Туристская услуга». Мы будем использовать определение, даваемое ГОСТом Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования»:
Туристские услуги (туруслуги) - продукт деятельности фирмы или индивидуального предпринимателя по удовлетворению отдельных потребностей туриста в организации и осуществлении тура.
Туристская услуга – частный случай общего понятия «услуга».
Услуга: экономическое, то есть созданное трудом человека благо, выступающее в нематериальной форме – в виде труда, консультаций, информации, права и т. д.
Туруслуга также выступает в нематериальной форме. При реализации туруслуга выступает в виде покупаемого права на получение этой услуги. То есть, оплачивая какую-либо туруслугу, покупатель приобретает не саму услугу, а право на получение этой услуги.
Потребности человека: объективно существующие нужды, запросы человека, связанные с обеспечением нормальной жизнедеятельности и развития его организма, личности, социальной группы, общества в целом.
Дадим определение еще одного термина, отсутствующего в нормативных документах, но активно используемого в практике турбизнеса:
Дестинация – территория временного пребывания туриста в период оплаченного им тура, на которой туристу предоставляется набор услуг, отвечающих его туристским потребностям. Еще один необходимый термин:
Фактор - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты (в нашем случае – это, например, движущая сила туризма). Такими факторами могут быть: хороший климат, море, целебные источники, исторические, природные и другие объекты, которые могут интересовать потенциальных туристов.
По мере изложения материала мы будем встречать еще многие другие термины и там же будем давать им определения.
Что касается термина «Туристский продукт» или «Турпродукт», то в силу важности и многообразия этого понятия, мы детально рассмотрим его в разделе 1.1.4.
1.1.2. Типы и виды туризма.
Туризм как процесс осуществляется в виде путешествий. В зависимости от того, как соотносится регион путешествия туриста с гражданством этого туриста, туризм можно разделить на три типа:
- внутренний туризм: путешествия граждан данной страны внутри этой же страны;
- выездной туризм: путешествия граждан данной страны за пределы этой страны;
- въездной туризм: путешествия в пределах данной страны граждан других стран.
Любой турист, собираясь отправиться в путешествие, ставит перед собой определенную цель или несколько целей. Такими целями могут быть: - отдых; - лечение; - знакомство с чем-либо в районе путешествия /с культурой, историей, архитектурой, искусством, обычаями народа и т. д./; - развлечение; - преодоление природных препятствий; - изучение какой-либо отрасли знаний /иностранного языка, памятников культуры и т. п/; - решение деловых вопросов; - удовлетворение религиозных потребностей; - защита и сохранение природы; - посещение мест, в которых прошло детство; - нетрадиционно отметить свадьбу или иное событие, и так далее.
В зависимости от цели путешествия туризм можно разделить на несколько видов.
Не существует единого общепризнанного реестра видов туризма. Это связано как с появлением время от времени новых видов, так и с различной трактовкой видов и подвидов туризма туроператорами и теоретиками туризма.
Не претендуя на всеохватность,
выделим базовую структуру
В каждом из трех указанных типов туризма существуют два основных по массовости вида – рекреационный туризм, главная цель которого – отдых и восстановление жизненных сил человека (физических, психических), и познавательный туризм, направленный на удовлетворение интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей, приобретение нового опыта, знаний и т. п.
Каждый из этих видов туризма объединяет несколько подвидов.
РЕКРЕАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ:
- курортно-оздоровительный
- лечебно-оздоровительный
- спортивный
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ:
- экскурсионный туризм
- обучающие туры
- научный туризм
Кроме этих основных по массовости видов существуют и другие виды туризма, отличающихся целями:
- деловой (или бизнес-туризм)
- развлекательный
- экологический
- специализированный туризм (туры по интересам)
В свою очередь некоторые из перечисленных видов включают определенные разновидности:
КУРОРТНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ:
- отдых на морских курортах
- отдых на озерах
- отдых в горах
ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ (отдых и возможно лечение):
- на термальных курортах
- отдых в SPA
- на талассо-курортах
- на минеральных (солевых) курортах
- на грязевых курортах
- на радоновых курортах
(радоновые источники и
- на климатических
курортах (оздоровление под
и климата)
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ. СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ:
- туры выходного дня
- поездки на спортивные соревнования в качестве болельщика
- поездки на концерты
- поездки на фестивали, карнавалы
СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ:
- маршрутный (водный /рафтинг и каякинг/, горный, спелеологический, пешеходный, велосипедный, лыжный, комбинированный - объединяющий несколько видов спортивного туризма)
- стационарный (занятия во время отдыха любымим видом спорта: горнолыжные туры, гольф, дайвинг, альпинизм)
ЭКСКУРСИОННЫЙ ТУРИЗМ:
- стационарный
- маршрутный (автобусный)
- круизы
ОБУЧАЮЩИЕ ТУРЫ:
- языковые курсы
- спортивно-тренировочные лагеря
- бизнес-тренинги и т.п.
ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ /его цели: решение вопросов, связанных с бизнесом, которым занимается человек, выезжающий в такие туры/:
- поездки на конференции, выстаки, семинары, деловые встречи
- инсентив-туризм (поощрительные туры)
Опишем несколько подробнее наиболее массовые подвиды туризма.
Это самый массовый вид туризма, поскольку оздоровительный отдых нужен каждому человеку. Даже приверженцам экскурсионного туризма, постоянно стремящимся к новым знаниям и впечатлениям, или любителям спортивного туризма хотя бы раз в несколько лет необходим оздоровительныи отдых.
В мировой практике понятие курорта (Kurort – лечебное место, местность) поразумевает как отдых, так и оздоровление, т. е. курортное обслуживание. В России же под этим понятием чаще подразумевают бальнеологические (морские, горные) или минеральные курорты.
В широком смысле слова курортная местность - это территория с хорошей экологией и благоприятными климатическими условиями, расположенная в живописной местности и обладающая лечебными природными факторами: целебный климата, минеральные источники, соли, грязи и т. п.
Программы курортно-оздоровительных туров нацелены на предоставление максимальных возможностей для отдыха на курорте: максимум свободного времени, широкие возможности для занятий различными видами спорта, достаточно обширый спектр дополнительных услуг (экскурсий, концертов и т.п.)
Программы лечебно-оздоровительных туров разнообразны, однако существуют общие специфические требования к организации именно таких туров. Создавая такой туристский продукт, необходимо помнить, что он делается для людей, желающих не просто отдохнуть, но и поправить при этом свое здоровье. Поэтому программы оздоровительных туров строятся с учетом того, что значительную часть времени следует выделить на лечебно-оздоровительные процедуры. Если в такие туры и включается экскурсионная программа, она не должна быть насыщенной. При организации досуговых программ необходимо отдавать предпочтение мероприятиям типа конкурсов, вечеров танцев, викторин и т. п., а также занятиям по интересам, позволяющим разнообразить досуг. Допускаются спортивные программы в виде необременительных прогулок по окрестностям, несложных спортивных соревнований, занятий по аэробике, шейпингу, плаванию и др. При этом рекомендуется создавать в курортных местностях, предпочтительных для семейного отдыха, курортно-туристские комплексы, позволяющие здоровым членам семьи заниматься спортом, туризмом, а нуждающимся в лечении лечиться и отдыхать. Питание в оздоровительных турах должно иметь варианты диетических столов.
Развлекательные туры
Клиенты спортивного туризма – люди активного образа жизни, любители спорта (не профессиональные спортсмены), желающие во время путешествия заниматься выбранным видом спорта и поручающие организацию этого туристским фирмам и предприятиям. К этой группе туров относят специализированные туры, посвященные спортивным занятиям, выделившимся в специальные программы, а соответственно и в отдельные сегменты спроса. Это наиболее часто встречающиеся специфические спортивные туры.