Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:51, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Туризм"
Введение.................................. ........................................................................... 4
Глава 1. Выбор вида турпродукта для проектирования................................... 9
1.1. Турпродукт и его производители………………………………… 10
1.1.1. Термины и понятия…………………….…………………. 10
1.1.2. Типы и виды туризма…………………………………….. 13
1.1.3. Туроператоры и турагенты..……………………………… 19
1.1.4. Турпродукт: виды, уровни, стадии создания…………… 21
1.1.5. Свойства и особенности туруслуг и турпродукта……… 30
1.1.6. Классификация создаваемого турпродукта……………… 35
1.2. Выбор исходного турпродукта ........................................................ 42
1.2.1. Выбор вида туризма и ценовой категории будущего
турпродукта ………………………………………………. 43
1.2.2. Комплексный маркетинговый подход в выборе
исходного турпродукта ………………………………….. 44
1.3. Исходные данные турпродукта, выбранного
к проектированию .......................................................................... 65
Глава 2. Проектирование выбранного турпродукта ………………………… 71
2.1. Изучение и анализ ресурсов выбранной дестинации в свете
вида турпродукта, выбранного к проектированию......................... 71
2.2. Свойства и цели выявленного в дестинации турпродукта ............. 76
2.2.1. Общий и частные турпродукты. Базовые турпродукты .... 77
2.2.2. Уточнение вида проектируемого турпродукта
и его целей ………………………………………………… 79
2.2.3. Выявление структуры общего уточненного турпродукта ... 82
2.2.4. Выявление свойств и целей частных турпродуктов ............ 85 2.3. Идеальный турпродукт. Оптимальный турпродукт……………….. 86
2.4. Структура проектируемого турпродукта ……………….…………. 98
2.4.1. Принципы отбора базовых услуг и турпродуктов……….. 100
2.4.2. Унифицированность принципов отбора базовых услуг
и турпродуктов в разных видах туризма ………………. .. 110
2.5. Условия создания оптимального турпродукта …………………… 111
2.6. Организационная и экономическая проработка
проектируемого турпродукта ......................................................... 114 2.6.1. Выбор туроператором схемы работы в
дестинации…………………………………………………….. 115
2.6.2. Выбор вариантов бронирования услуг контрагентов ......... 117
2.6.2.1. Бронирование мест в средствах размещения……. 118
2.6.2.2. Бронирование мест на авиарейсах………………. 127
2.6.2.3. Бронирование мест при железнодорожных
перевозках………………………………………….. 129
2.6.2.4. Бронирование мест при автобусных перевозках… 130
2.6.2.5. Бронирование экскурсионных услуг……………… 130
2.6.2.5. Бронирование услуг страховых компаний………. 130
2.6.3. Планирование себестоимости проектируемого турпродукта....................................................................................... 132
2.6.4. Расчет необходимого количества мест в
средствах размещения .............................................................. 145
2.6.5. Составление рекомендаций по улучшению
базовых турпродуктов ............................................................ 156 Глава 3. Формирование спроектированного турпродукта …………………… 158
3.1. Подготовка к заключению договоров
с поставщиками услуг ………………………………………….. 158
3.2. Формирование туров ................................................................. 160
3.3. Расчет цен туров с учетом сезонных колебаний спроса.......... 164
3.4. Проверка свойств созданного турпродукта ............................. 168
3.5. Каталог туров .............................................................................. 169
3.6. Стандартный набор документов ................................................171
3.7. Доработка и модернизация турпродукта ……………………. 171
Заключение ............................................................................................................ 173
Приложения ....................................…………………………………………….. 174
В соответствии с этими критериями можно выделить три типа туров, отличающихся технологией их формирования:
- заказные туры; - пакетные туры; - компромиссные туры.
Технологии создания этих видов тура существенно отличаются. Это и является признаком деления всех существующих туров на указанные три группы.
Заказные туры (употребляются также термины «независимые», «эксклюзив-туры», «туры по запросу») – это туры, формируемые, по сути, самим туристом или же заказчиком. Он обращается в турфирму с собственными идеями путешествия, со своими требованиями к каждой услуге, он сам определяет состав услуг, их последовательность и иногда обозначает ценовые границы заявленного комплекса услуг. Туроператор в данном случае предлагает по сути не турпродукт, а только свой опыт и общие наработки, позволяющие заказчику реализовать свои замыслы. Задача туроператора – выявить поставщиков необходимых заказчику услуг, обеспечить выполнение задуманной заказчиком программы путешествия. Заказными могут быть туры в любом виде туризма.
Заказные туры могут быть любыми по численности группы, отправляющейся в тур. Заказчиками заказных туров являются клиенты, которые сами определили и четко формулируют общую и частные цели будущего путешествия. Они представляют, какие услуги понадобятся им для достижения поставленных целей, каким должно быть качество каждой услуги и какой должна быть программа тура.
Из сказанного понятно, что заказные туры носят индивидуальный характер, то есть идея такого тура, состав услуг и программа тура принадлежат конкретному заказчику. Каждый такой тур уникален и, проведенный однажды, он не повторяется.
Пакетные туры /употребляются также термины «стандартные туры», «пэкидж-туры», «инклюзив-туры»/ - это туры, которые проектирует и формирует туроператор из общего существующего набора услуг.
Термин «пакетный тур» связан с тем, что туроператор в этом случае формирует и предлагает покупателю определенные наборы услуг, которые мы в предыдущем разделе назвали «турпакетами».
Уже из определения видно, что пакетные туры создаются по совершенно иной технологии, чем заказные. И важно то, что пакетные туры – это массовый турпродукт, то есть турпродукт, создаваемый для реализации большому количеству потребителей. Форма же потребления такого продукта - в плане количества туристов - с точки зрения самого туриста может выглядеть как групповой, так и индивидуальной.
Так, во многих познавательных турах - экскурсионных, спортивных, паломнических и тому подобных турах - туристы собираются в группы, и каждая группа весь свой тур проводит в установленные даты, по единому маршруту и единой программе, разработанных туроператором. При создании таких туров туроператор заранее создает из имеющихся в выбранной дестинации услуг свой турпродукт, составляет маршрут и программу обслуживания, арендует транспорт, бронирует места в отелях, заказывает экскурсионное обслуживание и т. п.
В то же время, при создании, например, тех же экскурсионных туров туроператоры все чаще кроме указанных вариантов сборных групп, практикуют индивидуальные по форме туры, когда покупателю предлагается определенный маршрут или несколько маршрутов на выбор, ограниченный набор вариантов размещения на каждом маршруте, конкретные даты начала и окончания тура. На эти даты туроператор заранее бронирует услугу доставки туристов в дестинацию, на определенные даты бронирует услуги размещения в определенных отелях и, как правило, имеет предварительное подтверждение об оказании услуг со стороны поставщиков. Возможна услуга аренды легкового автомобиля на время проведения тура, - если турист не пользуется собственным автомобилем или другими видами транспорта, а также туристу предоставляется информация о достопримечательностях и объектах показа. Турист может, например, прилететь к началу проведения тура, взять напрокат автомобиль и двигаться по выбранному маршруту, останавливаясь на ночлеги в заранее оговоренных с туроператором отелях.
Главным технологическим признаком пакетного тура является то, что идея тура и программа, состав основных услуг, выбор средств размещения, даты проведения тура – все это принадлежит туроператору.
Наибольшая часть реализуемых в мире пакетных туров - рекреационные туры
(отдых, оздоровление, лечение и т. п.). Каждый из них привязан к конкретному курорту, средству размещения, типу номера и питания, к конкретным датам и, возможно, к средству доставки туриста в дестинацию, трансферу и другим услугам, заложенным туроператором в этот тур. Туроператор сам заранее подбирает средства размещения, варианты питания и другие основные услуги, включаемые в предлагаемый покупателю тур, сам заключает с поставщиками услуг договора и производит предоплату, гарантирующую предоставление мест туристам данного туроператора. Если турист самостоятельно добирается к выбранному им средству размещения, сам решает, как проводить свое время в течение тура, то с точки зрения численности он скорее всего будет воспринимать этот тур как индивидуальный, не связанный ни с какими групповыми мероприятиями.
В данной книге будет рассмотрена технология создания пакетных туров как наиболее массовых.
Компромиссные туры – это туры, создаваемые под запрос заказчика, но из тех предварительных наработок, которыми располагает туроператор.
Этот вид туров появился сравнительно недавно. Толчком для создания таких туров послужило изменение предпочтений потребителей в сторону туров, представляющих комбинацию либо видов туризма, либо мест отдыха. Все большим спросом стали пользоваться туры, представляющие собой сочетание, скажем экскурсионного тура с отдыхом на одном из курортов, либо сочетание отдыха вначале на одном курорте, а затем на другом. Причем современный турист предпочитает, чтобы спектр предлагаемых услуг и вариантов отдыха постоянно возрастал и чтобы возрастала свобода выбора, как по составу услуг, так и по продолжительности тура.
Такое смещение предпочтений ставит туроператора в более сложное положение по сравнению с тем состоянием потребительского рынка, когда оператор, создавая массовый турпродукт, ограничивался небольшим числом вариантов туров и по каждому варианту бронировал большие блоки мест на фиксированные даты.
Чем технология создания компромиссных туров отличается от технологии создания заказных и пакетных туров? Ведь в соответствии с данным определением компромиссные туры имеют общие черты и с заказными и с пакетными турами.
С заказными турами их роднит то, что турист или заказчик приходит со своей идеей путешествия. Но в отличие от заказного тура, в компромиссном туре эта идея носит достаточно общий характер и она не проработана до уровня конкретных средств размещения, объектов показа, способов передвижения и т. п. И, кроме того, он не готов оплачивать тур по расценкам заказного тура. Возможна ситуация, когда его не очень устраивают стандартные туры, которые разработал и предлагает туроператор. Он, например, готов взять какой-либо небольшой стандартный тур и хотел бы к нему добавить какое-то нестандартное продолжение и самостоятельно выбрать общую продолжительность тура.
С пакетными турам их роднит то, что туроператор заранее детально изучает туристские ресурсы выбранной дестинации, находит и завязывает контакты с поставщиками самых разных услуг и, в том числе, с местными туроператорами. Кроме того, по наиболее популярным и массовым вариантам туров туроператор может создавать пакетные туры с фиксированными датами начала и окончания тура. Кроме таких стандартных туров он проектирует множество мини-туров, позволяющих удовлетворить потребности небольших целевых групп. Но технология создания таких мини-туров не предполагает их жесткую привязку к определенному блоку мест, предварительное бронирование и оплату блоков мест в конкретных средствах размещения, в средствах доставки туристов в конкретную дестинацию в конкретные даты.
Технология
создания компромиссных туров
В выбранной дестинации он договаривается о сотрудничестве с гораздо большим количеством поставщиков услуг, чем в случае создания пакетных туров. Поэтому, выявив из беседы с заказчиком идею его путешествия, его потребности и предпочтения, а также имея в своем арсенале огромное количество средств и способов удовлетворения этих потребностей, туроператор может предложить заказчику такие услуги и программу их предоставления, которые, хотя и спроектированы предварительно туроператором, в силу из вариативности максимально удовлетворят все пожелания заказчика.
Современные системы поиска и бронирования туруслуг позволяют в присутствии заказчика, то есть весьма оперативно выяснить наличие той или иной услуги, возможность ее оказания в нужный заказчику момент времени, а также забронировать эту услугу, либо равноценную.
Эта технология базируется на современных способах взаимодействия субъектов туриндустрии разных стран и современных технических средствах коммуникаций. Поэтому следует отметить, что она наиболее активно развивается в странах Западной Европы, в США и Японии.
Кроме рассмотренного критерия деления турпродуктов по степени участия в создании турпродукта заказчика и туроператора, есть еще один важный критерий, позволяющий делить создаваемые турпродукты
Б) В зависимости от степени новизны турпродукта и основы для его созданиия
По этому признаку турпродукты можно условно разделить на две группы:
1. Абсолютно новый, не существовавший ранее турпродукт.
2. Турпродукт, создаваемый туроператором на основе уже существующего турпродукта, который мы назвали исходным турпродуктом.
Кратко опишем указанные разновидности турпродукта.
Абсолютная новизна
данного турпродукта
- на оригинальных идеях (например, идея тура по местам, описанным в популярном литературном произведении, с искусственным созданием в определенных местах обстановки, описанной в этом произведении);
- на достижениях научно-технического прогресса (например, туры в космос);
- на освоении новых географических областей и направлений (например, туры к полюсам Земли);
- на использовании неординарных форм тура (тюремный тур «На нарах с Аль Капоне» в отеле-тюрьме, экстремальный тур “На необитаемом острове с Робинзоном Крузо” ). И тому подобное.
Такие инновационные турпродукты нередко опираются на новые виды услуг, создаваемые поставщиками услуг-новаторами.
Поставщики услуг в туризме – это фирмы, предприятия, индивидуальные предприниматели, создающие определенные услуги и осуществляющие их предоставление туристам. Поставщиками услуг являются средства размещения (гостиницы, пансионаты, санатории, дома отдыха, турбазы и т. п.), предприятия питания, транспортные компании (авиационные, железнодорожные, судоходные и т. п.), экскурсионные бюро, развлекательные центры, страховые компании, консульства и т. д.
Примеры инновационных услуг, появившихся в последние десятилетия:
- тур в космос; - знакомство с жизнью моря с помощью туристской подводной лодки; - свадьба под водой или в воздухе; - полеты на воздушных шарах и т. д.
Создание абсолюно нового турпродукта, с одной стороны, может дать туроператору существенные преимущества перед другими туроператорами, обеспечить ему монопольное положение на рынке туруслуг, поможет создать имидж фирмы, предлагающей уникальные туры а с другой стороны, предъявляет туроператору повышенные требования: создание туров такого рода требует от туроператора нестандартных подходов и решений, нередко больших капиталовложений, а также формирования у потребителей новых потребностей и предпочтений.
В основе любого из существующих турпродуктов лежит кем-то и когда-то созданный впервые турпродукт и если этот турпродукт оказывался удачным, пользовался спросом и его создание становилось доступно многим туроператорам, рынок туруслуг постепенно заполнялся турпродуктами-копиями исходного турпродукта. Затем туроператоры адаптировали этот турпродукт под разные группы потребителей, разные дестинации, то есть создавали разновидности первоначального продукта, но такой турпродукт, строго говоря, нельзя считать абсолютно новым. Он относится уже ко второй разновидности в рассматриваемой классификации.
Абсолютно новые виды турпродукта создаются довольно редко, как редки лежащие в их основе новые идеи, новые подходы, новые научно-технические открытия и решения. Поэтому практически невозможно выработать четкие рецепты, технологию создания этой разновидности турпродукта. Да и доля их в общей массе создаваемых турпродуктов весьма невелика.
Подавляющая же часть создаваемых в наше время турпродуктов – это бесчисленные модификации турпродуктов, которые давно или относительно недавно были абсолютно новыми.
Как уже отмечалось, основным
свойством исходного
Когда мы говорим о рынке туруслуг, на котором работает данный туроператор, подразумевается конкретный регион, в котором данный туроператор реализует свой турпродукт. Например, если туроператор реализует свой турпродукт в Москве и Московской области, то именно этот регион и является рынком для нашего туроператора.