Курс лекций по "Туризму"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:51, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Туризм"

Содержание

Введение.................................. ........................................................................... 4
Глава 1. Выбор вида турпродукта для проектирования................................... 9
1.1. Турпродукт и его производители………………………………… 10
1.1.1. Термины и понятия…………………….…………………. 10
1.1.2. Типы и виды туризма…………………………………….. 13
1.1.3. Туроператоры и турагенты..……………………………… 19
1.1.4. Турпродукт: виды, уровни, стадии создания…………… 21
1.1.5. Свойства и особенности туруслуг и турпродукта……… 30
1.1.6. Классификация создаваемого турпродукта……………… 35
1.2. Выбор исходного турпродукта ........................................................ 42
1.2.1. Выбор вида туризма и ценовой категории будущего
турпродукта ………………………………………………. 43
1.2.2. Комплексный маркетинговый подход в выборе
исходного турпродукта ………………………………….. 44
1.3. Исходные данные турпродукта, выбранного
к проектированию .......................................................................... 65
Глава 2. Проектирование выбранного турпродукта ………………………… 71
2.1. Изучение и анализ ресурсов выбранной дестинации в свете
вида турпродукта, выбранного к проектированию......................... 71
2.2. Свойства и цели выявленного в дестинации турпродукта ............. 76
2.2.1. Общий и частные турпродукты. Базовые турпродукты .... 77
2.2.2. Уточнение вида проектируемого турпродукта
и его целей ………………………………………………… 79
2.2.3. Выявление структуры общего уточненного турпродукта ... 82
2.2.4. Выявление свойств и целей частных турпродуктов ............ 85 2.3. Идеальный турпродукт. Оптимальный турпродукт……………….. 86
2.4. Структура проектируемого турпродукта ……………….…………. 98
2.4.1. Принципы отбора базовых услуг и турпродуктов……….. 100
2.4.2. Унифицированность принципов отбора базовых услуг
и турпродуктов в разных видах туризма ………………. .. 110
2.5. Условия создания оптимального турпродукта …………………… 111
2.6. Организационная и экономическая проработка
проектируемого турпродукта ......................................................... 114 2.6.1. Выбор туроператором схемы работы в
дестинации…………………………………………………….. 115
2.6.2. Выбор вариантов бронирования услуг контрагентов ......... 117
2.6.2.1. Бронирование мест в средствах размещения……. 118
2.6.2.2. Бронирование мест на авиарейсах………………. 127
2.6.2.3. Бронирование мест при железнодорожных
перевозках………………………………………….. 129
2.6.2.4. Бронирование мест при автобусных перевозках… 130
2.6.2.5. Бронирование экскурсионных услуг……………… 130
2.6.2.5. Бронирование услуг страховых компаний………. 130
2.6.3. Планирование себестоимости проектируемого турпродукта....................................................................................... 132
2.6.4. Расчет необходимого количества мест в
средствах размещения .............................................................. 145
2.6.5. Составление рекомендаций по улучшению
базовых турпродуктов ............................................................ 156 Глава 3. Формирование спроектированного турпродукта …………………… 158
3.1. Подготовка к заключению договоров
с поставщиками услуг ………………………………………….. 158
3.2. Формирование туров ................................................................. 160
3.3. Расчет цен туров с учетом сезонных колебаний спроса.......... 164
3.4. Проверка свойств созданного турпродукта ............................. 168
3.5. Каталог туров .............................................................................. 169
3.6. Стандартный набор документов ................................................171
3.7. Доработка и модернизация турпродукта ……………………. 171
Заключение ............................................................................................................ 173
Приложения ....................................…………………………………………….. 174

Работа содержит 1 файл

Курс лекций для студентов игбит преподаватели- Веткин Владимир А.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

Цель спортивных туров  можно определить как единение с природой в преодолении препятствий.

Спортивные туры подразделяются на маршрутные и стационарные или  локальные, т.е. проходящие на одном  месте. Это связано со спецификой выбранного вида спорта. Пакет услуг  на таких турах, конечно, сориентирован на определенный вид спорта. Однако существуют и общие требования к организации спортивных туров.

Так, например, необходимо наличие соответствующих природных  условий. Для горнолыжного туризма  необходимо наличие гор с подходящими  склонами разной сложности; для рафтинга - наличие горных рек с интересными участками и водными препятствиями разной степени сложности, возможность удобной заброски и выхода с маршрута и т. д.

Материальная база (гостиницы, транспорт, спортивное оборудование) также  должна быть сориентирована на спортивный отдых и на определенный вид спорта. Организаторы горнолыжных туров должны обеспечить возможность пользоваться  подъемниками, специально оборудованными трассами, а также возможность аренды  туристского снаряжения. Подбираются гостиницы спортивного типа. Очень желательны дополнительные услуги отдыха, снимающие напряжение после занятий спортом: бани, сауны, бассейны, услуги массажистов и т. п.

Материальная база маршрутных туров как правило предполагает пребывание туристов в дикой природе и, соответственно, проживание в палатках, приготовление пищи на костре или примусе, наличие у туристов специальной одежды, обуви, снаряжения, а также определенной физической и технической подготовки. При организации спортивных туров принципиальным условием является наличие квалифицированных и опытных инструкторов по соответствующему виду спорта.

Спортсмены-походники  далеко не всегда обращаются к услугам  профессиональных организаторов путешествий, предпочитая все организовывать самостоятельно. Благодаря этому у нас в стране их часто называют «самодеятельными туристами». В то же время, есть определенный сегмент спортивно-походных туров, организуемых для широкого круга потребителей профессиональными туристскими организациями. Это пешеходные, водные, конные, велосипедные, горные, лыжные, спелео и различные тому подобные туры.  

Познавательный экскурсионный туризм

Рынок познавательного  туризма также достаточно широк, он не ограничивается какими-то возрастными  характеристиками туристов. Каждый человек в большей или меньшей степени интесуется новым, необычным, неизвестным.

Существуют две основные разновидности познавательных туров:  
- стационарные туры с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;

- маршрутные туры с  посещением нескольких городов, стран, регионов.

Как отдельный специфический  вид познавательного туризма  можно рассматривать морские  и речные круизы с экскурсионными программами.

При организации маршрутных туров разрабатывается специальный  график посещения запланированных  пунктов, продолжительность пребывания в них в зависимости от количества и качества  достопримечательностей.

Познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: исторические, архитектурные, географические, природоведческие, литературные, театральные, этнографические, фольклорные и т. п. В зависимости от тематики строится и программа. Но если речь не идет о группе с узкоспециализированными интересами, то, как правило, создается некий симбиоз объектов и тем, охватывающих разные сферы. Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и культурные (музеи, памятники архитектуры) мероприятия, направленные на удовлетворение эстетических, нравственных и познавательных потребностей туристов.

В стационарных турах  турист нередко имеет возможность выбрать категорию размещения – отели от 2* до 5* (отели 1* на российском рынке, как правило, не предлагаются). На маршрутных турах всех туристов в каждом городе размещают, как правило, в одной и той же гостинице. Их категория определяется туроператором и адаптирована к общему ценовому уровню тура.

Деловой туризм

Туристские поездки  с деловыми целями (бизнес-путешествия) приобретают в последнее время  огромный размах.

Деловой туризм охватывает широкий круг поездок: 
- индивидуальные деловые поездки сотрудников корпораций и компаний с целью переговоров, участия в производственных совещаниях, презентациях, сбытовая деятельность и т. д.; 
- конгрессное обслуживание - поездки на конгрессы, конференции, семинары; 
- выставочное обслуживание - выставки, ярмарки, биржи;  
- инсентив-туризм (поощрительный) форма поощрения компаниями своих сотрудников в виде организации для них бесплатной туристской поездки;  
- обслуживание делегаций - поездки на спортивные соревнования команд, гастроли, поездки официальных делегаций.

Деловой туризм является одним из самых высокодоходных и перспективных видов путешествий, который характеризуется высоким и стабильным ростом и относительной устойчивостью к воздействию экономических, политических, климатических, погодных и других факторов. Важной его особенностью является то, что заказчиком, как правило, выступает фирма, корпорация. Поэтому деловой туризм чаще всего осуществляется в форме корпоративного туризма. Кроме того, конгрессный туризм имеет для турпоператора два больших преимущества перед прочими видами путешествий: - туры на конгрессы и выставки проходят, как правило, в межсезонье, что облегчает работу с отельной базой; - бронирование мест для участников конгрессов осуществляется задолго до проведения мероприятия.

Инсентив-туризм - этим термином обозначается динамично развивающийся в настоящее время поощрительный туризм, который представляет собой современное средство поощрения сотрудников фирм и предприятий с целью дальнейшего повышения производительности труда сотрудников. Компании рассматривают туристские поездки как одно из самых эффективных средств поощрения сотрудников различного уровня. Эксперты отмечают, что инсентив-туризм ждет большое будущее, он станет важнейшей формой поощрения работников. Привлечение туристов, путешествующих по инсентив-турам, является одной из важнейших задач туристских фирм и гостиниц, так как эта категория туристов приносит высокие доходы.

Экологический туризм

По определению экспертов  Всемирной туристической организации (ЮНВТО), экотуризм - это поездки в места с относительно нетронутой природой и хорошо сохранившимся культурно-историческим наследием с целью их изучения и сохранения. Экотуризм создает такие условия, при которых охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов становятся экономически выгодными для местного населения.

Специализированный  туризм

К этому виду туризма  можно отнести все, что не подпадает  под описанные ранее виды. Это, например, паломнические, религиозные  туры, в которых человек удовлетворяет  свои религиозные потребности. Это ностальгические туры, в которые человек едет для того, чтобы посетить места, с которыми у него связаны важные для него воспоминания, впечатления. Сюда же можно отнести свадебные, рыболовные, охотничьи, тюремные туры. Рынок специализированных туров постоянно пополняется, так как с течением времени у человека появляются все новые потребности.  

1.1.3. Туроператоры  и турагенты

В соответствии с Законом  РФ "Об основах туристской деятельности в РФ" под туроператорской деятельностью  подразумевается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом. Туроператоры выполняют ведущую роль в международном туризме, так как именно они формируют туристский продукт, в который могут входить услуги по предоставлению транспорта, размещения, питания, экскурсионные услуги и т.д. Кроме формирования туристского продукта туроператоры осуществляют его продвижение путем участия в специализированных ярмарках, выставках, организации рекламы, издания каталогов, буклетов и т.п.

Реализация сформированного  турпродукта может осуществляться несколькими способами. Туроператор  может реализовывать турпрордукт  через турагентов. При этом на него ложится ответственность за качество реализуемого турпродукта и достоверность  предоставляемой информации перед туристом. Кроме этого, туроператор может реализовывать не весь комплекс услуг, входящих в турпродукт, а его часть, то есть конкретную услугу (например, размещение в отеле).

Роли туроператоров  в выездном, въездном и внутреннем туризме несколько отличаются. В выездном туризме туроператоры организуют поездки за рубеж по договоренности с принимающими операторами или с поставщиками услуг. Такой туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров, обеспечивает проезд туристов из страны проживания в дестинацию, в которой проводится основная часть тура и организует предоставление внутримаршрутного транспорта. Туроператоры, работающие во въездном туризме, организуют прием иностранцев в России. Тот же комплекс мероприятий – комплектование услуг в местах посещения, проезд и внутримаршрутный транспорт – они осуществляют на основе взаимодействия с прямыми поставщиками услуг или местными (принимающими) туроператорами.  Основное действующее лицо во внутреннем туризме – местные, принимающие, рецептивные туроператоры, которые на основе прямых договоров с отдельными поставщиками услуг (гостиницами, объектами питания, местными транспортными организациями, развлекательными заведениями и т.п.) формируют базовый, местный турпродукт.

Под турагентсткой деятельностью, в соответствии с Законом РФ "Об основах туристкой деятельности", понимается деятельность по продвижению  и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом  или индивидуальным предпринимателем. Турагенты, как правило, занимаются только реализацией турпродукта туроператора. Это организация-посредник, работающая непосредственно  с покупателями и получающая от туроператора вознаграждение за реализованный турпродукт. Существенная разница между туроператором и турагентом состоит в том, что турагент не формирует турпродукт, а покупает его у туроператора готовым к реализации.

Особенности реализации турпродукта турагентом состоят  в следующем:

  • Турагент реализует покупателю сформированный туроператором тур. При этом турагент является только посредником между покупателем и туроператором. Предел его ответственности ограничивается надлежащим предоставлением полной информации об условиях путешествия, правах и обязанностях покупателя, туриста, третьих лиц и т.п.
  • При наличии у покупателя каких-либо претензий по качеству предоставленного туристского обслуживания, по объему оказанных услуг, рассмотрение таких претензий по существу осуществляется туроператором в порядке, предусмотренном договором между туроператором и турагентом.
  • При непосредственном взаимодействии с покупателем турагент может подобрать  и предложить покупателю турпродукты разных туроператоров, чтобы покупатель мог выбрать тот продукт, который более других соответствует его потребностям.

В России, в предпринимательской деятельности в сфере туризма довольно часто встречается совмещение функций туроператора и турагента в одной туристической фирме. Например, туроператорский отдел предлагает сформированный им туры по Европе. В то же время турагентский отдел реализует туры в Юго-Восточную Азию, сформированные другим туроператором, то есть выступает в роли турагента. 

1.1.4. Турпродукт: виды, уровни, стадии создания

Перейдем к рассмотрению наиболее важного для нас понятия «Туристский продукт» или короче – «Турпродукт».

Для того чтобы удовлетворить  любой побудительный мотив туризма  – желание отдохнуть, подлечиться, познакомиться с новой для  себя культурой, образом жизни, желание  испытать себя в экстремальных условиях, удовлетворить религиозные и иные туристские потребности, человеку требуется целый комплекс услуг и товаров, называемый туристским продуктом /турпродуктом/.

Например, человеку, желающему  с ребенком отдохнуть и оздоровиться на берегу теплого моря, да еще интеллектуально развить ребенка, для достижения этих целей понадобятся: - услуга доставки на выбранный курорт; - услуга доставки /трансфер/ от аэропорта или вокзала к месту отдыха /пансионат, дом отдыха и т. п./; - услуга размещения в выбранном типе номера; - услуга питания; - услуга пользования оборудованным пляжем; - услуга интеллектуального развития ребенка /кружки рисования, лепки, моделирования и т. п/. Кроме того, уже во время отдыха турист может захотеть обновить купальный костюм, пляжную обувь, шляпу, приобрести сувениры и иные товары. Ему может понадобиться услуга няни, услуги диагностического центра, может появиться желание сделать себе и ребенку несколько сеансов оздоровительного массажа и ванн, сходить в музей, с помощью экскурсии познакомиться с достопримечательностями этого края, показать ребенку море во время морской прогулки, сводить его в городской аквапарк и в цирк и многое, многое другое. Видим, что во время путешествия турист может воспользоваться множеством различных услуг и товаров, с помощью которых достигаются поставленные туристом цели – обоим отдохнуть и оздоровиться и интеллектуально развить ребенка.

Если этот человек  для достижения своих целей обратится в турфирму, там ему опишут многочисленные возможности, которые могут быть предоставлены ему и его ребенку на том или ином морском курорте, но когда он заведет речь о том, что именно может предложить и обеспечить туристам турфирма, то из длинного списка перечисленных выше услуг и товаров ему предложат очень небольшой набор услуг. Скорее всего это будет услуга доставки к месту отдыха, размещение в выбранном туристом средстве размещения и типе номера и питание. Эти услуги и войдут в предлагаемое туристу путешествие и, соответственно, в оплату.

Информация о работе Курс лекций по "Туризму"