Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:51, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Туризм"
Введение.................................. ........................................................................... 4
Глава 1. Выбор вида турпродукта для проектирования................................... 9
1.1. Турпродукт и его производители………………………………… 10
1.1.1. Термины и понятия…………………….…………………. 10
1.1.2. Типы и виды туризма…………………………………….. 13
1.1.3. Туроператоры и турагенты..……………………………… 19
1.1.4. Турпродукт: виды, уровни, стадии создания…………… 21
1.1.5. Свойства и особенности туруслуг и турпродукта……… 30
1.1.6. Классификация создаваемого турпродукта……………… 35
1.2. Выбор исходного турпродукта ........................................................ 42
1.2.1. Выбор вида туризма и ценовой категории будущего
турпродукта ………………………………………………. 43
1.2.2. Комплексный маркетинговый подход в выборе
исходного турпродукта ………………………………….. 44
1.3. Исходные данные турпродукта, выбранного
к проектированию .......................................................................... 65
Глава 2. Проектирование выбранного турпродукта ………………………… 71
2.1. Изучение и анализ ресурсов выбранной дестинации в свете
вида турпродукта, выбранного к проектированию......................... 71
2.2. Свойства и цели выявленного в дестинации турпродукта ............. 76
2.2.1. Общий и частные турпродукты. Базовые турпродукты .... 77
2.2.2. Уточнение вида проектируемого турпродукта
и его целей ………………………………………………… 79
2.2.3. Выявление структуры общего уточненного турпродукта ... 82
2.2.4. Выявление свойств и целей частных турпродуктов ............ 85 2.3. Идеальный турпродукт. Оптимальный турпродукт……………….. 86
2.4. Структура проектируемого турпродукта ……………….…………. 98
2.4.1. Принципы отбора базовых услуг и турпродуктов……….. 100
2.4.2. Унифицированность принципов отбора базовых услуг
и турпродуктов в разных видах туризма ………………. .. 110
2.5. Условия создания оптимального турпродукта …………………… 111
2.6. Организационная и экономическая проработка
проектируемого турпродукта ......................................................... 114 2.6.1. Выбор туроператором схемы работы в
дестинации…………………………………………………….. 115
2.6.2. Выбор вариантов бронирования услуг контрагентов ......... 117
2.6.2.1. Бронирование мест в средствах размещения……. 118
2.6.2.2. Бронирование мест на авиарейсах………………. 127
2.6.2.3. Бронирование мест при железнодорожных
перевозках………………………………………….. 129
2.6.2.4. Бронирование мест при автобусных перевозках… 130
2.6.2.5. Бронирование экскурсионных услуг……………… 130
2.6.2.5. Бронирование услуг страховых компаний………. 130
2.6.3. Планирование себестоимости проектируемого турпродукта....................................................................................... 132
2.6.4. Расчет необходимого количества мест в
средствах размещения .............................................................. 145
2.6.5. Составление рекомендаций по улучшению
базовых турпродуктов ............................................................ 156 Глава 3. Формирование спроектированного турпродукта …………………… 158
3.1. Подготовка к заключению договоров
с поставщиками услуг ………………………………………….. 158
3.2. Формирование туров ................................................................. 160
3.3. Расчет цен туров с учетом сезонных колебаний спроса.......... 164
3.4. Проверка свойств созданного турпродукта ............................. 168
3.5. Каталог туров .............................................................................. 169
3.6. Стандартный набор документов ................................................171
3.7. Доработка и модернизация турпродукта ……………………. 171
Заключение ............................................................................................................ 173
Приложения ....................................…………………………………………….. 174
Такой анализ собственных частных турпродуктов может проводиться с целью, например, их улучшения, оптимизации по тем или иным параметрам. Анализ чужого турпродукта, выбранного в качестве исходного, даст туроператору дополнительную информацию о том, какие свойства исходного продукта стоит скорректировать при создании нового.
Следует отметить, что при использовании этих требований для оценки какого-либо турпродукта, некоторые требования необходимо немного переформулировать. Так, например, первый критерий оценки турпродукта может выглядеть так: «В какой степени частные цели турпродукта, выявленные из его описания, раскрывают его общую цель?». Второй критерий: «В какой степени все основные услуги анализируемого турпродукта соответствуют его целям, являются достаточно содержательными и разнообразными?». И так далее.
То есть, при оценке существующего турпродукта необходимо выяснять, в какой степени оцениваемый турпродукт соответствует требованию 1, 2, 3 и т. д.
Очевидно, что анализ чужого турпродукта может быть проведен не по всем одиннадцати позициям. Так, трудно всесторонне оценить безопасность чужого турпродукта, его надежность и стабильность, способность к модификации, простоту в плане получения туристом оплаченных услуг и, наконец, невозможно оценить, какой рентабельностью обладает анализируемый турпродукт для производителя. Но если туроператор анализирует этот турпродукт как исходный, то, во-первых, указанные свойства турпродукта скорее всего являются удовлетворительными, - иначе он не был бы высоковостребованным, а, во-вторых, точное знание этих свойств чаще всего не играет существенной роли, поскольку создавая свой турпродукт, туроператор сам должен так спроектировать его, и так подобрать поставщиков услуг, чтобы обеспечить достаточный уровень безопасности, надежности и стабильности, способности к модификации и приемлемой рентабельности.
Таким образом, описанный в Главе 1 анализ исходного турпродукта, должен включать и анализ его соответствия указанным выше условиям. При этом наиболее важными являются условия 1 – 5. Такой анализ позволит туроператору лучше понять свойства исходного турпродукта. Если же туроператор проектирует свой турпродукт, безусловно важным является выполнение всех перечисленных условий.
Отметим, что сформулированные условия создания турпродукта не зависят от вида туризма и вида турпродукта. Незначительная терминологическая специфика, например, познавательного турпродукта состоит в том, что там вместо термина «общая цель данного тура» чаще используют выражение «общая тема данного тура».
Контрольные вопросы
1. Какие факторы заставляют туроператора ограничивать себя в количестве базовых турпродуктов, которые будут задействованы в проектируемом продукте?
2. Что означает термин
«потенциально перспективный
3. Что является основой для доработки конкретного базового турпродукта?
4. Что дает туроператору
введение в проектируемый
5. Почему все отбираемые туроператором основные услуги должны быть примерно одного уровня?
6. С чем связана необходимость туроператору добиваться того, чтобы себестоимость базовых услуг и турпродуктов примерно одного уровня была для туроператора примерно одинаковой?
7. Какие факторы влияют на безопасность туриста?
8. С чем связано
деление исходных данных
Практические задания
1. Выберите с помощью интернета или иным способом два-три конкретных познавательных турпродукта и на них поясните смысл понятия «содержательный турпродукт» или «мало содержательный турпродукт».
2. Выберите турпродукт,
отличный от приведенных в
данном разделе. Изучите его
свойства и выявите его общую
и частные цели. Проанализируйте,
насколько входящие в этот
турпродукт услуги
3. Подробно опишите, что такое «уровень размещения в целом» в случае конгрессного турпродукта.
4. Выберите турпродукт,
отличный от приведенных в
данном разделе, и опишите,
в чем может проявляться
5. Продумайте и опишите, как можно выявить оптимальный для туроператора набор приоритетных потребностей целевой группы, которые надо удовлетворять как можно полнее.
6. Раскройте суть каждого принципа отбора базовых услуг и турпродуктов для каждого из следующих видов туризма: - деловой; - экологический; - спортивный.
2.6. Организационная и экономическая проработка проектируемого турпродукта
Итак, выполнив описанные процедуры, мы не только выбрали вид турпродукта, который собираемся проектировать, но и выбрали те базовые услуги и турпродукты в дестинации, на основе которых мы собираемся формировать свой продукт.
В процессе этого отбора мы, по существу, выявили тех поставщиков услуг, которые могут стать нашими контрагентами.
Контрагенты туроператора - это поставщики услуг и товаров, включенных туроператором в свой турпродукт и взаимодействующие с ним на договорной основе.
В общем случае это:
- местные туроператоры,
предлагающие свои базовые
- средства размещения;
- компании-перевозчики
туристов в дестинацию и
- транспортные компании, осуществляющие трансферы в дестинации;
- предприятия питания;
- экскурсионные бюро,
организующие местные
- лечебно-оздоровительные учреждения.
Прежде чем начинать переговоры о сотрудничестве с каждым из выбранных нами поставщиков услуг и турпродуктов - наших потенциальных контрагентов, туроператор должен решить для себя целый ряд вопросов.
2.6.1. Выбор туроператором схемы работы в дестинации
Возможны две схемы организации туров в выбранной дестинации: - схема опосредованной организации туров; - схема прямой организации туров. На практике нередко используется комбинация двух этих схем.
А. Схема опосредованной организации туров
В настоящее время в любой туристской дестинации есть местные туроператоры - их называют «принимающими» или «рецептивными», которые сотрудничают в этой дестинации со многими средствами размещения, питания, лечения, музеями, развлекательными центрами и т.д. и создают на основе их услуг собственные турпакеты, которые для нас могут являться основой для создания собственного турпродукта.
Потенциальные достоинства схемы работы через местного туроператора:
- местный туроператор может иметь связи с большим количеством местных поставщиков услуг и обеспечить нам сотрудничество даже с теми поставщиками, которые не заинтересованы в работе с нами напрямую;
- цены, которые может предложить крупный местный туроператор, могут быть более выгодными чем полученные напрямую от поставщиков услуг /дело в том, что крупный местный туроператор, работающий не только с нами, но и со многими другими операторами, может в средствах размещения брать очень большое количество мест, а чем больше мест берет туроператор, тем на более выгодных условиях он может заключить договор и получить такие цены, которые даже после добавления к ним надбавки туроператора остаются ниже цен, которые мы могли бы получить работая напрямую/.
- организационные проблемы (переписка, технология бронирования и подтверждения, внесения изменений в бронирования), проблемы взаиморасчетов с одним контрагентом – местным туроператором - значительно проще, чем с десятками гостиниц, пансионатов и других контрагентов;
- местному
туроператору легче решать
Потенциальные недостатки работы с местным туроператором:
- в технологическую цепочку между поставщиком услуги и потребителем добавляется еще одно звено и, соответственно, возрастает степень риска, связанного с человеческим фактором: работая с большим потоками туристов и соответственно большим количеством средств размещения, местный туроператор иногда сталкивается с проблемами перебронировок (overbooking) и тогда бывает вынужден размещать туристов не в тот отель, пансионат, который был забронирован, то есть практикует замену одних услуг другими. То есть, опасность перебронировок самим средством размещения усугубляется опасностью технологических сбоев у посредника. Та же опасность недостаточного внимания к именно нашим туристам может проявиться и при оказании других услуг;
- работа через посредника грозит тем, что мы, в случае прекращения сотрудничества с ним, можем оказаться без контактов с непосредственными исполнителями услуг, не имея возможности восполнить выбывшего партнера - туроператора. То есть при такой схеме мы, по сути, становимся его заложником;
- работа через посредника
полностью лишает нас
- работа через
местного туроператора может
быть менее выгодна, чем
- если в процессе работы выясняется ненадежность, недобросовестность местного туроператора, то это может пагубно отразиться на всех наших туристах /например, сотрудники местного туроператора постоянно забывают встречать наших туристов, или опаздывают на встречу, везут не в тот пансионат, который заказан и т. д. То есть
все претензии туристов могут быть не по вине средств размещения или транспортных компаний, а по вине местного туроператора/
Б. Схема прямой организации туров
При такой схеме работы мы сами заключаем договор напрямую с каждым интересующем нас средством размещения, транспортной компанией, экскурсбюро, музеем и т. д.
Достоинства прямой организации туров:
- возможность
непосредственного контакта с
администрацией каждого
- нередко
более выгодные условия
выгодные, чем туроператорам из других регионов. Поэтому местный оператор, добавляя к цене контрагента свою прибыль, предлагает цену более высокую, чем мы можем получить непосредственно от поставщика услуги/;
- меньший уровень
зависимости наших туристов от
качества работы контрагентов-
Недостатки прямой организации туров:
- необходимость налаживать контакты с большим количеством организаций и фирм, тратить много времени на поездки в дестинацию, на ведение переговоров;
- сложность
решения проблем, возникающих
в дестинации с нашими
- необходимость учета специфики работы каждого контрагента (например, один контрагент требует одну форму заявки на бронирование, другой – другую, у бухгалтерий разных гостиниц, пансионатов разные требования по оформлению документов и т. д.);
- более высокий уровень затрат на телефонные переговоры и командировки.
Выбор схемы работы зачастую определяется положением фирмы на туристском рынке:
- если турфирма-оператор небольшая, у нее нет опыта работы в данной дестинации, то ей на начальном этапе выгоднее работать через местного оператора;
- если же
фирма опытная, большая, работа
На практике туроператоры нередко сочетают обе схемы работы: приобретая, если это выгодно, базовые турпакеты не одного, а нескольких местных туроператоров в качестве основы своего турпродукта, туроператор одновременно развивает и контакты с непосредственными поставщиками услуг – средствами размещения, питания, транспортными компаниями, экскурсионными бюро и т.п. Это позволяет ему достигать большей гибкости в модернизации своего продукта, внесении в него изменений без согласований с поставщиком базового турпродукта.