Культура древних народов Прибайкалья

Автор: i************@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Древние обитатели Прибайкалья жили в двойном мире – с одной стороны, обыденной повседневной деятельности, а с другой, в каком-то призрачном мире, населенном многочисленными божествами и духами. Тот и другой мир в их представлении являлись реальными и тесно взаимосвязанными.
Люди отдаленной эпохи почти ничего не знали об окружающем мире, но стремились его познать, понять, они давали объяснение неизвестного через знакомое. Самым знакомым им казался человек, поэтому все окружающее наделяли человеческими чертами.

Работа содержит 1 файл

110578 культура древних народов прибайкалья.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

     Буряты  собирали в степи дикий лук  и чеснок и заготавливали его в больших количествах, солили в бочках и сушили. В качестве чая заготавливали листья шиповника. При замешивании песочного теста для лепешек  старались класть в него вместо соли собранную в солончаковых степях натуральную соду (хужар). Эта соль придает кондитерскому изделию особый, пикантный вкус.

     Из  ягод собирали черемуху, растущую по берегам  рек, и делали из нее муку, хорошо сочетающуюся с молочными продуктами. Также они собирали землянику, бруснику и другие ягоды. Некоторые группы бурят заготавливали кедровые орехи.

     Как видим, собирательство в большей  степени осуществлялось бурятами в  степной зоне. Эта оптимальная  система питания за счет природных  богатств освоенной экологической  ниши была заимствована от бурят русскими. Русские крестьяне Забайкалья также выкапывали луковицы лилий и отыскивали кладовые сусликов и мышей. Зимой они луковицы парили в печах, положив в глиняный горшок или чугун. К праздничному столу луковицы запаривали в молоке.

     У бурят издавна известны два вида охоты. Это коллективная облавная (аба) и индивидуальная (атуури).14 И та и другая предусматривают как активную форму, так и пассивную. Активная – это разыскивание, преследование и добыча зверя с помощью орудий, пассивная предполагает их добычу с помощью ловушек. Охотничий инвентарь бурят состоял из следующих орудий производства: лук, стрелы, копье, плеть, палка, нож, ружье, самострелы, петли, кулемка, плашка, манок на изюбря, косулю и кабаргу и др.15

     Индивидуальная  охота, распространенная на всей этнической территории бурят, в лесостепной зоне была представлена активной и пассивной формами, разнообразными способами и приемами: выслеживание, преследование, подманивание, засада, добыча медведя «на берлоге».

     В таежной и лесостепной зоне буряты добывали таких крупных зверей, как лось, изюбр, медведь. Охотились также на кабана, косулю, кабаргу, промышляли белку, соболя, горностая, хорька, выдру, рысь барсука, на оз. Байкал ловили нерпу. Этих охотники выслеживали, для чего важно было знать образ жизни животных, их повадки, места лежбищ, выпасов, водопоев и звериные тропы. Способы и приемы добычи зверя зависели от вида животного, сезона и индивидуальных способностей охотника. При охоте на изюбря летом больше охотились скрадом или устраивали засады на солонцах, а осенью, во время брачного периода животных, самцов подзывали при помощи специальных манков, зимой преследовали по снежному насту. На кабаргу в летнее время охотились с ружьем, а зимой для ее добычи использовали пассивную форму охоты. При выслеживании косули в осеннее время бралось во внимание обстоятельство, что в это время животные паслись в мелких кустарниках. При зимней охоте на нерпу учитывалось умение находить гнездовья тюленей, у которых нерповщики, притаившись, ожидали появление зверей. В начале весеннего промысла на нерпу охотились пешком, применяя для маскировки специальные нарты с парусом, а после того, как на озере Байкал появлялись большие разводья, начинали стрелять нерпу с лодки. Пассивная форма охоты, известная бурятам, была на добычу диких мясных и пушных животных. В таежной зоне буряты устанавливали различные ловушки на звериных тропах и в других узких местах: выкапывали ловчие ямы (нухун), подвешивали петли (урха) настораживали сооружали стационарные ловушки…

     Ямы рыли глубиной более 2 м, шириной около  1,5 м с отвесными стенками. Чтобы края ямы не осыпались, в нее спускали деревянный сруб. Ловчие ямы маскировали ветками, хвоей, снегом. Петли изготовляли из конского волоса или головы животных с аккуратно вложенной в них отравой. Ловушки на соболя устанавливали на так называемых «путиках» зверя – в брачный период соболь ходит всегда след в след и передвигается по одним и тем же тропам.16

     Одна  из характерных особенностей бурятской  охоты смешение активной  и пассивной  форм, т.е. такая форма охоты, когда  охотники специально гнали животных к месту, где были устроены ловушки. Успех охоты во многом определялся знанием поведения животных. Например, стадо кабанов во время загона бежит под гору или в обход горы.

     Добытая на охоте пушнина, используемая и  для пошива одежды, после первичной обработки в основном служила предметом обмена. Охота мясного направления была целиком ориентирована на удовлетворение личных нужд.  Мясо диких животных оценивалось по-разному: особенно ценилось мясо кабана. Следующим по качеству шло лосиное мясо. Мясо изюбра уступало другим видам по вкусовым свойствам. Оно, по мнению бурят, быстро застывало. Мясо косули ценилось в любое время, потому что было вкусным и зимой, и летом.

     Любопытно отметить, что буряты идентифицируют по вкусовым и другим особенностям мясо диких и домашних животных. Мясо кабана и медведя идентично конине, лосиное - говядине…

     Буряты  употребляли в пищу мясо некоторых  пушных зверей. Беличье мясо охотники ели во время пушного промысла и приносили как добычу домой. Съедобным было рысье и барсучье мясо, которое вместе с мясом лисицы и волка применяли при различных болезнях в лечебных целях.  
Согласно средневековым письменным источникам, кочевому скотоводству постоянно сопутствует облавная охота: «...по обыкновению следуя за своим скотом, занимаются полевою охотою и тем пропитываются», «следуя за травою и водою, занимаются звероловством», «временами собираются для охоты, по окончании охоты расходятся».17       

     Участие в коллективной охоте было обязательно  для каждого рода или улуса  и являлось своеобразным показателем их принадлежности к определенному объединению в структуре общества; выход из облавы указывал на прерывание существующих отношений и связей.

     Буряты  специально готовились к облаве: шили нарядную одежду, собирали снаряжение, обучали лошадей, заготавливали провизию. Те, кто имел старинные доспехи, облачались в них. Снаряжение состояло из луков, стрел, колчанов, налучий, копий, ножей. Даже когда повсеместно получило распространение огнестрельное оружие, на облаву стремились вооружиться луками и стрелами.

     По  прибытии на место облавы каждый род  или улус разжигал свой огонь, совершал умилостивительные обряды. Ночь проходила  в играх и развлечениях, а днем добывали зверя, совершая несколько облав. Вечером производили раздел добычи, разрешали спорные вопросы, устраивали трапезы, проводили обряды.

     Материалы облавной охоты свидетельствуют  о существовании пережитков возрастных классов и мужских союзов у  бурят. Современные, люди преклонного  говорят, что в более позднее время аба проводилась не ради добычи, а для соблюдения обычая завещанного предками. Аба — это «праздник мужчин».

     Одним из пережитков мужских союзов являются выделяемые М.Н. Хангаловым классы охотников. Объединение охотников-облавщиков состояло из трех классов высшего, среднего и низшего. Первые два класса были обязаны принимать участие в облавах и военных действиях, при разделе добычи получали свой пай и имели право голоса в решении различных вопросов. В высший класс входили руководители облавы, кузнецы, их дети, родственники. Средний класс составляли те, кто имел коня и мог выезжать верхом на облаву или войну. Низший класс состоял из безлошадных бедняков, они не облавляли зверей, а выполняли на охоте черную работу. Состав этих классов был подвижным. Бедные люди, приобретая состояние и коня, могли перейти в средний класс и получить все права и обязанности члена облавы.18

     Из  некоторых источников явствует, что  буряты с восьми лет учились стрельбе из лука, а с десяти принимали  участие в облавных охотах. Эта традиция сохранялась до начала XX в.

3.1.2 Быт, ремесла как составляющие культурного наследия бурят

 

     Кочевой образ жизни издавна определил  тип герметически замкнутого компактного  жилища - сборно-разборного сооружения из решетчатого каркаса и войлочного покрытия, круглого в основании и с полусферическим верхом. В определенных условиях юрта - совершенная конструкция как в практическом, так и в эстетическом отношении.

     Многовековая  эволюция кочевой юрты выработала ее чёткие пропорции, правила сборки и разборки, формы и способы ее украшения и меблировки.  
        Размеры юрты соответствуют масштабу человека, внутренняя планировка учитывает интересы и вкусы ее обитателей, обеспечивает хозяйственно-бытовую деятельность. Юрта представляет собой легкую сборно-разборную постройку, приспособленную к транспортировке на вьючных животных.19

     Практическая  необходимость и художественная целесообразность заставили кочевников подчинить все размеры единому  модулю и унифицировать все детали.

     Пространство юрты имеет несколько определенных мест. Прежде всего, это очаг, который занимал центральное место в юрте и вокруг которого протекала вся жизнь семьи. С очагом и огнем связан ряд важных запретов, от соблюдения которых зависит благополучие семьи. Цель их - ни в коем случае не допускать осквернения очага и оскорбления хозяйки огня, ибо это может привести к распаду семьи, гибели ее членов, угасанию рода. Один из древнейших и строго соблюдавшихся запретов - запрет гасить огонь в очаге. Погашенный огонь - символ упадка рода, распада семьи. Огонь может догореть и погаснуть сам, хотя, вероятно, в более ранние времена огонь в очаге должен был гореть постоянно.20

     Следующий значимый объект - дверь, и особенно порог. Вход в юрту обычно располагался «на полдень», т.е. на южной стороне.        При пересечении порога с улицы вовнутрь гость оставлял за пределами юрты оружие, должен был вынуть из ножен нож. Не принято было разговаривать через порог. Не менее важно пересечение порога в обратную сторону. Споткнуться при выходе о порог до сих пор считается плохой приметой; это значит, что благодать может уйти из дома. Чтобы этого не произошло, споткнувшийся должен вернуться, взять щепку или полено и кинуть их в огонь и если они не загорят, то разжечь их. Это умилостивит хозяйку очага и убережет семейную благодать.

     Порог оберегает от злых духов, препятствует проникновению их извне. В Бурятии  над дверью вывешивали пучки верблюжьей колючки, куски ткани с написанными  текстами молитв. У некоторых народов  в качестве оберега над дверью прибивали конскую подкову. Часто встречаются подковы, прибитые на пол перед порогом.

       Когда возвращались после похорон,  то на улице разжигали один  или два костра: все участники  похорон, прежде чем войти,  должны были очиститься дымом  и огнем от нечистоты, связанной с покойным и местом его погребения. Иногда покойника выносили головой вперед через дверь, тогда юрту переносили на другое место. В некоторых случаях разбирали одну из стен на правой стороне, иногда решетки просто приподнимали и проталкивали тело наружу.21

     Одной из важных особенностей юрты является рациональная и целесообразная организация  внутреннего пространства.   Традиционно западная, правая сторона юрты (левая при входе) считалась «мужской» стороной, а противоположная ей – «женской».

     Правая  сторона считалась почетной, здесь принимали гостей, мужчин, но это не значит, что женщины не имели права проходить на мужскую половину. Этот запрет относился только к невестке, но не касался дочерей. Именно с невесткой была связана левая сторона как символ чужеродности. На правой части хранились конская сбруя, охотничий инвентарь - т.е. предметы, имеющие отношение к специфике мужского труда.

     На  правой стороне юрты вдоль стены  стояли друг за другом несколько деревянных кроватей. В богатых домах кровати  были сделаны из древесины кедра. Иногда устанавливали просто лежанки - широкие плахи на круглых чурках, на которых спали члены большой семьи.

     Постельные  принадлежности готовились для холодного  и теплого времени года. Для  зимы шили овчинное одеяло. Летнее одеяло изготавливалось из короткошерстной, хорошо выделанной шкуры жеребят или телят. На левой стороне (правая от входа) размещались предметы, относящиеся к кухне, а так как домашним хозяйством занимается женщина, эта часть считается женской.

     Что касается бурятского ремесла, то   буряты традиционно занимались выплавкой железа, добычей слюды, соли. Развито было кузнечное ремесло, пользовавшееся у бурят большим почетом. Звание кузнеца было наследственное. У бурятских кузнецов имелись свои покровители, изображения которых назывались «кузнечными онгонами», образуя особый цикл шаманской иконографии. Существовал особый культ кузнецов. Бурятские кузнецы делали из железа сабли, копья, топоры, ножи, таганы, ножницы, удила, стремена, наконечники для стрел. Отдельной областью данного ремесла являлась инкрустация по железу и стали серебром и оловом на различных предметах обихода и вооружения с целью их украшения.22

     В домашнем производстве существенное место  занимало изготовление войлока, который  был необходим для покрытия жилища, служил скотоводу постелью, войлочные ковры украшали внутренность юрты. Не меньшее значение имели выделка кожи, витье веревок и арканов, изготовление лука, стрел, седел.

     В экспозиции бурятского забайкальского комплекса Этнографического музея  народов Прибайкалья представлены поистине уникальные предметы национальной культуры. Это относится в первую очередь к охотничьему снаряжению бурят. Буряты долгое время пользовались сложными луками монгольского типа. После появления ружей с сошками, они все равно были предпочтительней, особенно при верховой охоте гоном — из лука удобно стрелять на скаку. Лук состоял из четырех слоев (дерево, кость или рог, сухожилие, береста). Процесс его изготовления был чрезвычайно кропотлив, на это уходило целых два года. Боевые стрелы имели различной формы металлические наконечники и дополнялись «свистункой», полым костяным шариком с отверстиями, при полете стрелы издающим пронзительный свист. Для охоты на мелких пушных зверей и для спортивной стрельбы по цели применяли стрелы с деревянным наконечником.23

Информация о работе Культура древних народов Прибайкалья