Культура Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:07, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является анализ микенской и античной культуры Древней Греции.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: 1.Рассмотреть микенскую культуру:
Проанализировать роль исторических преданий в её изучении;
Дать общую характеристику культуры крито-микенского и микенского периодов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1.Микенская культура……………………………………………………..5
1.1.Роль исторических преданий в изучении Крито-Микенской культуры…..5
1.2.Крито-микенский период ……………………………………………...……..7
1.3.Микенский период ……..……………………………………………...……10
Глава 2.Античная культура ………………………………………………….…16
2.1.Связь античного искусства с античной мифологией……………………..16
2.2.Философы античности………………………………………………………17
2.3.Философия Аристотеля ………………………..…………………...............18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 61.81 Кб (Скачать)

                            

 

 

                                      СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1.Микенская культура……………………………………………………..5

1.1.Роль исторических преданий в изучении Крито-Микенской культуры…..5

1.2.Крито-микенский период ……………………………………………...……..7

1.3.Микенский период ……..……………………………………………...……10

Глава 2.Античная культура ………………………………………………….…16

2.1.Связь античного искусства с античной мифологией……………………..16

2.2.Философы античности………………………………………………………17

2.3.Философия Аристотеля ………………………..…………………...............18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

                                    

 

 

 

 

                                      Введение

 

      Целью данного реферата является анализ микенской и античной  культуры Древней Греции. 
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:     1.Рассмотреть микенскую культуру:

  • Проанализировать роль исторических преданий в её изучении;
  • Дать общую характеристику культуры крито-микенского и микенского периодов.

2.Рассмотреть античную культуру  Древней Греции:

  • Выявить связь между античным исскуством и античной  мифологией;
  • Рассмотреть философию эпохи античности.

     Актуальность данной тематики обусловлена тем, что корни европейской культуры находятся в Греции. Творческие достижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все направления и формы европейской культуры — от спорта до философии. Прошло уже 2 тысячи лет, а влияние греческой культуры  по-прежнему сильно. 
     Как появились греки на юге Балкан? Точно это неизвестно, но с большой долей вероятности мы можем предположить, что их племена пришли туда с северных равнин. Государственная организация греков существенно отличалась от общинного строя народов северной и равнинной Европы, равно как и от примитивного устройства азиатских племен. Пришедшие на юг Балкан северяне сохранили свои этнические племенные различия, закрепившиеся в языке по названиям местностей: образовались народности македонян, фессалийцев, спартанцев, афинян и др. Все они, однако, составляли единый греческий народ и говорили на общем для них древнегреческом языке.

    Во всех сферах жизнедеятельности греческий народ проявил свой творческий гений. Древние греки были глубокими мыслителями и великолепными спортсменами, отличными кулачными бойцами и воинами. 
Их лозунг «Никаких излишеств!», начертанный на фронтоне храма Аполлона в Дельфах, не означал призыва к посредственности. Напротив, aurea mediokritas (т. е. золотая середина), прославленная много позже в римские времена в лирике и философии Горация, противоречила их беспокойному творческому духу, который, однако, не нарушал равновесия и гармонии. Эти черты творческого духа эллинов наложили отпечаток на все — архитектуру, живопись и литературу, философию и эстетику, этику и мифологию. Венера Милосская навечно останется воплощением идеальной женской красоты. 
В греческой культуре на первый план выходит личность. Такого взгляда на человека мы не встретим ни в одной из культур. Лишь греки осмыслили эту категорию и тем самым поставили перед человечеством целый ряд важнейших проблем: 
личность и общество, добро и зло, любовь и ненависть, великодушие и месть, радость земного бытия и мрак царства теней, человек как равный среди богов. 
      Еще в одной области культурной и социальной жизни греки выступили зачинателями, первопроходцами. Их города-полисы породили и передали следующим поколениям практический опыт демократии. Ни о чем подобном в более ранних обществах не могло быть и речи. Само слово «демократия» греческого происхождения и означает: «демос» — народ и «кратео» — я

управляю. Категория индивида и понятие демократии сущностно и практически связаны так, что возникают одновременно и одно без другого не существуют. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

                 ГЛАВА1.МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА

1.1.Роль исторических преданий в изучении Крито-Микенской культуры

     С какого времени нам известна история Древней Греции? Ученые первой половины XIX в. обычно начинали ее изложение с VIII в. до н. э. Так, например, Дж. Грот (1794 - 1871), автор 12 – томной “Истории Греции”, открывает повествование 776 г. до н. э., годом, с которого, по преданию, в храме Зевса олимпийского в Элиде стал справляться популярнейшей в Греции праздник – знаменитые Олимпиады. Но историки первой половины XIX в. проходили мимо того факта, что у самих греков сохранились более или менее отчетливые воспоминания о значительно раннем периоде их исторической жизни.

      Эти воспоминания  запечатлены в мифах и сказаниях,  которые донесли до нас античные  авторы – Геродот, Фукидид,  Диодор и др. Согласно этим сказаниям, на острове Крит в глубокой древности существовало могучее царство, правил и мифический царь Минос – «жалассократ» - «властитель моря».

     Историческое  предание сохранило ряд подробностей  о Миносе и его державе. Так,  у Диодора о самом Миносе можно прочесть следующее: «Многие поколения спустя после рождения богов на Крите появилось и немало героев, самыми прославленными из которых были Минос, Радамант и Сарпедон». Старший из братьев Минос стал царем острова, основав на нем немало городов, самые прославленные из которых 3 : Кносс, в той части острова, которая обращена к Азии, Фест, расположенный на юге у моря, и Кидония на западе, в местности, обращенной к Пелопоннесу. Минос дал критянам и немало законов, объявив, что получил их от отца своего Зевса, встречаясь с ним для бесед в какой то пещере. Создал он и многочисленный военный флот, с помощью которого подчинил себе великое множество островов и первым из эллинов установил господство на море. Достигнув великой славы благодаря своему мужеству и справедливости, он погиб на Сицилии в походе против Кохала»1.

      Фукидид  - крупнейший афинский историк,  родоначальник исторической критики  (ок. 465-399 гг. до н.э.), написавший «Историю Пелопонесской войны» в 8 книгах, довел изложение событий до 411г. до н.э. Во введении и отступлениях он касался событий более ранней греческой истории: «Как нам известно из предания, Минос первым из властителей построил флот и приобрел господство над большей частью нынешнего эллинского моря. Он стал владыкой Кикладских островов и первым основателем колоний на большинстве из них и, изгнав карийцев, поставил там правителями своих сыновей. Он же начал и истреблять морских разбойников, чтобы увеличить свои доходы, насколько это было в его силах»2.

      Одним из  важнейших источников по истории  древнейшей Греции являются поэмы  Гомера «Илиада» и «Одиссея».  Эти поэмы описывают события  микенского времени, но общественный  строй дан там тот, который  был после дорийского переселения,  т.е. конец IX- начало VIII в. до  н.э. Вот небольшой отрывок  из «Одиссеи»:

      Есть такая  страна посреди вино – цветного  моря, - Крит прекрасный, богатый,  волнами отовсюду омытый. В нем  городов – девяносто, а людям,  так нету и счета. Разных смесь языков. Обитает там племя ахейцев, этеокритов отважных, кидонских мужей; разделенных на три колена дорийцев, пеласгов божественных племя. Кнос – между всех городов величайший на Крите. Царил в нем девятилетьями мудрый Минос, собеседник Зевса.

      Минос распространил  свою власть и на некоторые  области материковой Греции; ему  была вынуждена подчинится Аттика. Жителей Аттики критский царь обложил тяжелой данью: каждые девять лет они должны были посылать на Крит 7 девушек и 7 юношей на съеденье Минотавру, которого Минос держал в своем дворце – лабиринте. Однажды юный сын царя Аттики Эгея, Тесей, решил отправился на Крит вместе с очередными жертвами, чтобы убить Минотавра и освободить родину от тяжелой и позорной дани.

      Приплыв  на Крит, Тесей пленил сердце  Ариадны – дочери Миноса. Она  подарила Тесею волшебный меч  и клубок ниток, с помощью  которых Тесей убил Минотавра  и вырвался на свободу. Он  прорубил днища у вытащенных  на берег кораблей критян, чтобы  избежать преследования, и со  своими спутниками поспешно отплыл  на родину. Тем временем Эгей, всматривался в морскую даль, поджидая сына. Они условились, что,  если задуманное Тесеем предприятие  увенчается успехом, на корабле  вместо черных будут подняты  белые паруса. Но Тесей забыл поменять паруса. Решив, что сын погиб, Эгей бросился в море. С тех пор море стало называться Эгейским. Народ восторженно встретил победителя. Тесей унаследовал отцовский престол, и память о нем как о национальном герое передавалась из поколение а поколение.

      До 70 – х  гг.XIX в. ученые полностью игнорировали эти легенды. Мысль о том, что в древних сказаниях могла найти отражение реальная историческая действительность, позднее облегченная в форму мифов, не приходила им в голову. В науке того времени преобладала гиперкритическое направление, и главную задачу научного исследования ученые видели в том, чтобы провести четкую грань между областью легендарного и областью исторически достоверного»3.

      Перелом  в этих взглядах произошел  в 70 – х гг. XIX в. он связан  с раскопками и археологическими  открытиями Генриха Шлимана. Замечательные произведения “Илиада” и “Одиссея” были любимыми произведениями Шлимана. Руководствуясь указаниями древних комментариаторов к тексту “Илиады” и “Одиссеи”, он в 1870 г. преступил к раскопкам холма Гиссарлык, расположенного на побережье Малой Азии, и его надежды оправдались. Через несколько дней после начала раскопок были обнаружены следы очень древнего, просуществовавшего несколько веков, не раз подвергался разрушениям и вновь восстановившегося города.

Таким образом, скептическое отношение ученых к эпосу было сломлено. Стало очевидным, что в  таких произведениях, как эпические  поэмы, приписываемые легендарному Гомеру, может находить отражение  реальная историческая действительность.

                         1.2.Крито-микенский период

      Крито-микенская  культура, иногда называемая также  эгейской, существовала на островах  Эгейского моря (Крит, Фера, острова Кикладского архипелага), в материковой Греции (Микены, Тиринф, Пилос) и на западном побережье Малой Азии (Троя). Ее расцвет приходится на II тыс. до н. э. Основной исторической особенностью крито-микенской или эгейской культуры является то обстоятельство, что она являлась своеобразным связующим звеном между Древним Востоком и собственно Грецией. Носителями этой культуры были первоначально до-греческие племена, называемые в более поздней традиции пеласгами и этеокритянами, а затем греко-язычные племена ахейцев, заимствовавшие и развившие культурные достижения своих предшественников.

      На рубеже III-II тыс. до н. э. на острове  Крите впервые на территории  Европы складывается государство и возникают протогородские центры: Кносс, Фест, Маллия. Вместе с тем, Крит становится значительнейшим центром античной культуры.

       Одним  из важнейших достижений минойской  (Критской) культуры была письменность, которая последовательно прошла  весь путь развития от пиктографического  через иероглифическое к линейному письму. Если иероглифическое критское письмо, возможно, зависело в некоторой степени от египетской письменности, то линейное письмо было столь же своеобразным, как вся минойская культура. Как уже указывалось, первоначальное линейное письмо А затем развилось в Кноссе и материковой Греции в линейное письмо В (XV—XII вв.). На Кипре на основании этого линейного письма было создано кипро-минойское письмо (XV—XI вв.) и, наконец, кипрское слоговое письмо (VII—IV вв. до н.э.). Знакомство с кипрским слоговым письмом во многом облегчило расшифровку линейного письма Б.

       Линейное  письмо Б состоит из 88 знаков, обозначающих гласные и слоги; кроме того, в этом письме имелось много знаков для понятий. Система счета была десятичной. Язык прочитанных надписей оказался греческим, лишь немного отличающимся от языка древнего эпоса греков. Отсюда следует, что греческий язык гораздо древнее, чем предполагалось раньше, так как кносские таблички были составлены и середине II тысячелетия, за 600 лет до предполагаемого времени сложения эпоса. Расшифровка линейного письма Б неопровержимо доказывает, что уже в то время Кноссом правили говорившие на греческом языке ахейцы, которые и приспособили линейное письмо А к греческому языку.

      Распространение  письменности на Крите, насколько  можно судить, было тесно связано  с нуждами больших дворцовых  хозяйств. Письмена обнаружены в  основном на длинных и узких  глиняных табличках, своими очертаниями  напоминающих пальмовые листы.  Таких табличек найдено очень  мною; немалое количество надписей  дошло до нас на печатях,  сосудах и некоторых других  предметах. Несомненно, еще большое  количество надписей делалось  на менее стойких материалах, например на пальмовых листьях,  возможно, на папирусе и т. д.  Отмеченное выше употребление  чернил также свидетельствует в пользу относительно широкого распространения письменности.

      Своеобразным  было и минойское искусство.  От простейших точечных и линейных  орнаментов через яркие многоцветные  сложные геометрические фигуры  критские художники постепенно  перешли к реалистическому изображению  растительного и животного мира. Фрески на стенах дворцов, особенно  в Кноссе, смело могут быть поставлены в один ряд с лучшими художественными произведениями древнего мира. Минойские художники середины II тысячелетия до н.э. искусно воспроизводили даже облик и детали туалета участников пышных процессий, знатных женщин и т. д. Именно благодаря реалистической манере критских мастеров произведения изобразительного искусства того времени приобретают для нас значение важнейшего исторического источника. Несмотря на наличие в критском искусстве религиозных тем, оно имело более светский характер, чем египетское или вавилонское.

Информация о работе Культура Древней Греции