Автор: i************@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 10:23, курсовая работа
Древние обитатели Прибайкалья жили в двойном мире – с одной стороны, обыденной повседневной деятельности, а с другой, в каком-то призрачном мире, населенном многочисленными божествами и духами. Тот и другой мир в их представлении являлись реальными и тесно взаимосвязанными.
Люди отдаленной эпохи почти ничего не знали об окружающем мире, но стремились его познать, понять, они давали объяснение неизвестного через знакомое. Самым знакомым им казался человек, поэтому все окружающее наделяли человеческими чертами.
В последнее время стало актуальным говорить о культуре древних народов Прибайкалья.
С глубокой древности живший в сибирских лесах, степях и на побережье Байкала народ создавал свою неповторимую культуру: фантастические рассказы, легенды, предания, сказания, мифы, песни и героический эпос – улигеры, которые переносят слушателя в мир далеких предков. В этих поэтических творениях устного творчества до нас дошли элементы довольно полно сохранившейся архаичной культуры давно исчезнувших поколений.
Древние обитатели Прибайкалья жили в двойном мире – с одной стороны, обыденной повседневной деятельности, а с другой, в каком-то призрачном мире, населенном многочисленными божествами и духами. Тот и другой мир в их представлении являлись реальными и тесно взаимосвязанными.
Люди отдаленной эпохи почти ничего не знали об окружающем мире, но стремились его познать, понять, они давали объяснение неизвестного через знакомое. Самым знакомым им казался человек, поэтому все окружающее наделяли человеческими чертами.
Научная новизна намеченного
исследования состоит в сплошном и всестороннем
изучении хозяйства и культуры древних
обитателей Прбайкалья, практическая
значимость - в разработке путей использования
традиционных элементов в современной
производственной и общественной жизни.
Около
130 лет назад (в 1871 г.) в Иркутске произошло
событие, получившее мировую известность.
При возведении Военного госпиталя
строители нашли остатки
Археологические находки древнекаменного века свидетельствуют, что на территории современной Иркутской области в период верхнего палеолита существовали достаточно мощные очаги хозяйства и древней культуры, не уступающие центрам палеолитической культуры Западной Европы. Достаточно сказать, что найденные в Мальте и Бурети хорошо сохранившиеся женские статуэтки и скульптурки птиц, вырезанные из бивня мамонта, до сих пор составляют основу мирового фонда палеолитической пластики.
Древние обитатели Прибайкалья так же, как и верхнепалеолитические охотники всей приледниковой зоны Европы и Азии, имели полуоседлый бытовой уклад жизни, занимались охотой на мамонта и северного оленя, изредка рыболовством и собирательством, сооружали стационарные жилища полу земляного типа.
Образ жизни их стал меняться в период последнего оледенения. Из-за резкого похолодания исчезли леса и вымерли мамонты, первобытный человек лишился основной пищи и поделочного материала - бивней. Угасло искусство резьбы по кости. Чтобы прокормиться и выжить, первобытные люди стали совершенствовать орудия труда и расширять сферу своей деятельности. Изменился хозяйственный уклад жизни древнего человека.
Наступила эпоха неолита, совпавшая с завершением оледенения и восстановлением лесов, с формированием современных ландшафтов. Хозяйственный уклад в период неолита по-прежнему оставался охотничье-собирательским и рыболовецким. Но уже появились более производительные и разнообразные орудия труда, удовлетворяющие растущим хозяйственным потребностям. Охотники и рыболовы Прибайкалья стали использовать гарпун, сеть и лодки-берестянки. Они приручили первое домашнее животное собаку. Первыми в мире стали применять сложный, усиленного типа лук и стрелы с нефритовыми наконечниками, каменные ножи и топоры, охотничьи лыжи. Научились делать глиняную посуду. Их поселения с открытых мест и высоких террас спустились в поймы рек. Возникли зачатки земледелия.
Люди каменного века жили небольшими первобытными общинами и не знали частной собственности на средства производства. Поздний неолит стал периодом формирования этнических групп и культур, отдельные элементы которых сохранились у эвенков и тофов вплоть до нынешнего века.
Остатки поселений и захоронений периода энеолита и бронзового века обнаружены в районе Глазковской горы в Иркутске. Эти находки знаменуют целую эпоху в древней культуре народов Сибири, получившую известность как «глазковский период». Глазковская культура сохранила глубокую связь с прибайкальской неолитической культурой. Глазковские племена, как и их далекие предки, занимались охотой, рыболовством и собирательством. Вместе с медными и бронзовыми они изготовляли изделия из камня и кости, причем изделия эти стали более разнообразными в сравнении с периодом неолита. Например, костяные ложки, найденные в глазковских захоронениях, являются самыми древними из обнаруженных в Азии. Это свидетельствует о довольно высоком уровне хозяйственного уклада древних жителей Прибайкалья.
В глазковский период развивалась меновая торговля. Формировался скотоводческо-земледельческий хозяйственный комплекс. Усиливалась миграция. Образ жизни кочевых племен в эпоху бронзы способствовал расширению связей с населением других районов, как на западе, так и на востоке. Завязывались торговые отношения с племенами бассейна Енисея, Минусинской котловины и Оби, с народами Дальнего Востока, куда из Прибайкалья доставляли нефрит, а взамен с берегов Тихого океана везли морские раковины, из которых изготовляли кольца, диски и бусины.
Совершенствование орудий труда и быта и более высокий хозяйственный уклад изменили культуру прибайкальских племен. Об этом свидетельствуют раскопки глазковских захоронений, где встречаются более разнообразные изделия искусства. Их доля в сравнении с орудиями труда значительно возросла. В качестве украшений использовались не только костяные и нефритовые, но и бронзовые изделия, перламутровые, керамические. В глазковский период в Прибайкалье зародился шаманизм.
Период, сменивший бронзовый век к началу 1-го тысячелетия до н. э., характеризуется распространением железных орудий труда, более быстрым хозяйственным и общественным развитием. Начинаются процессы разложения родовых отношений, растет имущественное неравенство, возникает частная собственность на средства производства. На территории Центральной Азии образуются первые полуфеодальные государства кочевников, в которых получают развитие новые более прогрессивные формы хозяйствования.
Самым древним государством, которое оказало экономическое влияние на Прибайкалье, было объединение степных кочевых племен гуннов, возникшее в конце III в. до н. э. Главным занятием кочевников являлось скотоводство. Охоте и рыболовству в хозяйстве гуннов отводилась вспомогательная роль. Имелись зачатки земледелия. Было развито гончарное дело, совершенствовались навыки обработки бронзы и железа.
В VI—X вв. самой многочисленной этнической группой в Прибайкалье были курыканы - далекие предки якутов, народности тюркского происхождения. Они расселились по берегам Байкала, в верхнем течении Ангары, в верховьях Лены, вблизи улуса Шохтой по р. Мурин, по p. Осе, Куде, Анге, Иде, Илге, на о. Ольхон и в других местах Прибайкалья.1
Курыканы вели полуоседлый и кочевой образ жизни. Их основным занятием было скотоводство, дававшее им больше животных продуктов, чем охота и рыболовство. Курыканы разводили верблюдов, коз и превосходных коней, которые привозились ко двору китайского императора, а также умели приручать и одомашнивать диких животных.
Немаловажную роль в жизни курыкан играло пашенное земледелие. На острове Ольхон и в Кудинской степи до сих пор сохранились остатки их ирригационных сооружений.
Отличительной особенностью курыкан было умение добывать и хорошо обрабатывать металл. Племенной союз славился своими прекрасными кузнецами, выплавлявшими «сыродужное железо» для многочисленных бытовых предметов, конской упряжи, наконечников стрел, кинжалов и т.п.2 Курыканы также умели изготовлять орудия труда из камня и костей животных, глиняную посуду, одежду. Курыканы знали письменность. Их искусство представлено многочисленными украшениями и предметами быта, найденными при раскопках. О высоком уровне культуры свидетельствуют и наскальные рисунки, обнаруженные в верховьях реки Лены и на реке Куда. Они были нанесены красной охрой и изображали всадников со знаменами, верблюдов и людей в длинных одеждах. Курыканы достигли достаточно высокого уровня развития, поскольку, судя по наскальным надписям, они знали орхоно-енисейскую систему письма.3
Весьма разнообразны по внешнему и внутреннему устройству погребальные памятники курыкан. Наиболее известные из них с надмогильными сооружениями в виде миниатюрных чумов встречаются на острове Ольхон на Байкале. Некоторые из таких мест захоронения являлись культовыми объектами для проведения различных обрядов.
Подвергаясь постоянному внешнему давлению соседних племен - манчжурских тунгусов, уйгуров и енисейских киргизов, – курыканам приходилось сооружать специальные укрепления. Такие городища, раскопанные по долинам рек Ангара, Лена, Анга, Оса, Куда, обычно располагались на возвышенных местах и были защищены глубокими валами и рвами.
В
начале X в. на территорию Прибайкалья
вторглись монгольские племена,
После ухода курыкан на север основными этническими группами в Прибайкалье стали монгольская, тюркская и эвенкийская, которые впоследствии влились в состав бурят-монгольского и эвенкийского народов.
К приходу первых казаков в долину реки Уды в этих местах кочевало племя с тотемическим названием карагасы или «Черные гуси», которые имея в основе хозяйственной деятельности охоту и оленеводство, вели кочевой или полукочевой образ жизни. Как широко простирались в те времена их владения, откуда они сюда пришли, остается до сих пор неизвестным.
Более полные данные о тофаларах начинают появляться лишь со второй половины XIX - начала XX веков и тогда же выяснилось, что начиная с XI века карагасы занимали таежную (Присаянье) и горно-таежную (Восточный Саян) территорию Прибайкалья.4
К приходу русских эта древняя народность занимала третье место в общей численности населения Прибайкалья. Тофы (тофа - человек) по происхождению и языку близки к тувинцам. Основу хозяйства тофов составляли охота и таежное кочевое оленеводство. К началу XVII в. родовой строй у тофов распался, хотя сохранялись еще многие его пережитки. Появились богатые и бедные.
Тофы до настоящего времени сохранили в своей устной традиции песни (ыр), шаманские песнопения (хам ыры), которые часто исполнялись горловым пением, а также сказки, легенды (улегер), пословицы и поговорки.
Важнейшее
место в жизни тофаларов
Кроме того, были распространены игры (ойен), которые проводились во время общих праздников, и инструментальная музыка (хобус).5
До
перевода на оседлый образ жизни
по религиозным представлениям тофы
были шаманистами. Наряду с шаманскими
воззрениями сохранились
В результате общения с монголоязычными племенами Предбайкалья и Забайкалья, а также с тувинцами-тоджинцами (в XIV — XVIII вв.) тофаларский шаманизм испытывал влияние ламаизма.
Под влиянием русских появились отдельные признаки христианства (со второй половины XVII в.).
Таким образом, на рубеже XIX — XX веков тофаларский шаманизм представлял сложную систему взглядов, в которой тесно переплелись различные культы.