Автор: o*************@ya.ru, 27 Ноября 2011 в 19:44, реферат
ермин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форм
ВВЕДЕНИЕ
І. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
1.1 Гомеровская Греция
1.2 Архаика
1.3 Греческая классика
1.4 Эпоха эллинизма
ІІ. ДРЕВНИЙ РИМ
2.1 Римская республика
2.2 Римская империя
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
І. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
1.1 Гомеровская Греция
1.2 Архаика
1.3 Греческая классика
1.4 Эпоха эллинизма
ІІ. ДРЕВНИЙ РИМ
2.1 Римская республика
2.2 Римская империя
ВЫВОДЫ
ВВЕДЕНИЕ
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо, прежде всего, сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.
Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.
Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:
- эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.),
- гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),
- архаический (VIII - VI вв. до н.э.),
- классический (V - IV вв. до н.э.),
- эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.).
Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период.
Древнеримская культура
прошла сложный путь развития от культуры
римской общины города-государства,
впитав культурные традиции древней
Греции, испытав влияние этрусской,
эллинистической культур и
Историю древнего Рима принято делить на три основных периода:
- царский (VIII - начало VI вв. до н.э.),
- республиканский (510/509 - 30/27 гг. до н.э.),
- период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).
Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам.
Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных традиций Греции - отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашёл достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.
Архитектура, или зодчество, как никакой другой вид искусства отображает все характерные черты античных Греции и Рима. Архитектура это искусство строить здания и их комплексы, предназначенные для повседневных запросов частной, общественной жизни и деятельности людей.
История строительной
деятельности человека, послужившей
основой для возникновения
Любое здание заключает в себе жизненно необходимое пространственное ядро - интерьер. Его характер, выраженный во внешней форме, предопределен назначением, условиями жизни, потребностью в удобстве, в просторе и свободе движения. Связанная в своем развитии с постоянно меняющимися материальными потребностями человека, с развитием науки и техники, архитектура является одной из форм материальной культуры. Многообразие общественных потребностей человека рождает разнообразие типов архитектуры: жилой, общественно-гражданской, промышленной. Градостроительство учитывает характер местности, экономики, условия транспорта, размещения населения. В периоды художественного подъема архитектура гармонически развивается в содружестве с другими видами искусства. Скульптура, живопись, декоративные искусства воплощают в конкретных образах идеи, заложенные в сооружении. И архитектура, и изобразительное искусство обогащают друг друга в этом синтезе.
1. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
1.1 ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ (11-8 вв. до н.э.)
Древнейший период развития греческого искусства носит название гомеровского, по имени Гомера, легендарного автора эпических поем «Илиада» и «Одиссея», описавшего это время. Греческое общество гомеровского периода сохраняло ещё родовой строй, хотя постепенный переход к железным орудиям создал условия для развития имущественного неравенства и рабства, носившего патриархальный характер. Именно в эту пору сложились основы греческой мифологии и народной эпической поэзии, отразившие жизнь народа, его духовные стремления, героические подвиги.
Архитектура и изобразительное искусство в этот период не достигли художественного совершенства эпической поэзии. Зародившаяся тогда монументальная архитектура, сохранившаяся в развалинах, представляет собой переработку типа микенского мегарона. Однако в целом утонченный образный строй искусства эгейского мира был чужд сознанию древних греков.
1.2 АРХАИКА (7-6 вв. до н.э.)
Период архаики отмечен важнейшими сдвигами в истории и искусстве, это время становления греческой архитектуры.
Рост городов вызвал расширение строительства. Жилища того времени просты и примитивны, все силы общества обращены на монументальные сооружения, прежде всего храмы, посвященные богам или обожествленным героям, центры важнейших событий общественной жизни города. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним часто являлась местом собраний, празднеств. Среди них первенствовали храмы богов - покровителей общины. Формирующееся чувство единства гражданского коллектива находило свое выражение в создании таких храмов, считавшихся местом обитания богов. Архитектурные формы греческого храма сложились не сразу и в период архаики перетерпели значительные изменения.
Ранние храмы повторяли устройство мегарона II тыс. до н.э. Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый «храм в антах». Он состоял из небольшого помещения - наоса, прямоугольного в плане, открытого на восток, имел двускатную кровлю, покрытую керамической или мраморной черепицей. На его фасаде между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны. Такой тип храма был рассчитан на восприятие с одного фасада; позднее он использовался для небольших сооружений. Более совершенным типом храма был простиль, на переднем фасаде которого размещены четыре колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу.
Классическим типом греческого храма стал периптер - храм, имевший прямоугольную форму в плане и окруженный со всех сторон колоннадой. Его художественный строй отмечен торжественно строгой простотой и гармонической законченностью. Его основные элементы просты и органично связаны с самой конструкцией здания. Они происходят от деревянных построек к глинобитным стенам. Отсюда идут: двускатная крыша, балочные перекрытия. Прообразом колонны были деревянные столбы. Но это не значит, что конструкция греческих храмов была механически перенесена с деревянных сооружений. Архитекторы Древней Греции учитывали свойства строительных материалов в применении к особенностям конструкции здания.
В результате длительной
эволюции здесь сложилась ясная
и цельная архитектурная
Дорический ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Храм этого ордера имел массивное каменное основание - стереобат, который обычно состоял из трёх ступеней. Верхняя ступень и вся поверхность стереобата называется стилобатом и служит как бы постаментом для храма. В плане - это прямоугольник. На нём размещался собственно храм, включающий небольшой пронаос (преддверие храма) и наос (святилище) - прямоугольное помещение, освещенное через световые проёмы потолка. Иногда позади наоса располагалось маленькое помещение - опистодом с выходом на сторону заднего фасада. Наос с пронаосом и опистодном был со всех сторон окружен колоннадой, которая поддерживала и торжественно несла на себе всю тяжесть перекрытия верхней части здания. Важнейшей частью ордера была колонна как основная несущая его часть. В дорическом периоде колона не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Её пропорции обычно приземисты и мощны. Колонны сужаются к верху, покрыты продольными желобками, капитель простая и строгая. Горизонтальная часть делится на три слоя: архитрав, фриз и карниз. Ионический ордер был лёгок, строен и наряден. Не случайно впоследствии иногда в дорическом ордере колонны заменялись или дополнялись мужскими фигурам, а в ионическом - женскими. Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая колона. Она имеет базу, а эхин её капители образует два изящных завитка, похожих на рога барана, - волюты. Архитрав разделён по горизонтали на три полосы, от чего кажется легче. Фриз сплошной лентой опоясывает весь антаблемент. Карниз богато декорирован. Позднее, в эпоху классики, получил развитие третий ордер - коринфский, близкий к ионическому и отличающийся от него еще большей стройностью, вытянутостью и лёгкостью колонн, увенчанных пышной корзинообразной капителью из растительного орнамента - листьев аканфа. Система греческих ордеров и ее элементы нашли широкое применение в дальнейшем не только в архитектуре античного мира, но и в эпоху Возрождения, в сооружениях барокко и классицизма.
1.3 ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИКА (5-4 вв. до н.э.)
Ранняя классика. С первых десятилетий 5 в. до н.э. начинается классический период развития греческой культуры и всех видов искусства. Во время греко-персидских войн начался первый этап развития классического искусства, продолжавшийся первую половину века. В классическую эпоху в греческом градостроительстве хорошо прослеживаются новые тенденции. Большинство греческих городов сохраняло традиционную хаотическую систему застройки с узкими кривыми улицами, отсутствием удобств. Однако родившаяся в эпоху греческой колонизации регулярная система планировки начинает оказывать влияние на градостроительную теорию и практику. Видимо, в V в. до н.э. жил создатель теории регулярной планировки города Гипподам. Его теория не сводилась только к разбивке города на сетку прямоугольных кварталов, разделенных пересекающимися под прямым углом улицами. Она включала в себя также идею членения городской территории на несколько районов, различавшихся по функциям: общественный центр, жилая часть, портовая, торговая и промышленная зоны.
Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н.э. были созданы наиболее значительные произведения дорийского зодчества: величественные храмы в г. Посейдонии в Южной Италии и храм Зевса в Олимпии. Последний считался самым замечательным среди всех эллинских святилищ. В нем находилась колоссальная статуя восседающего на троне Зевса, выполненная афинским скульптором Фидием из золота и слоновой кости.
Высокая классика. Вторая половина 5 в. до н.э. - это время расцвета всех видов искусства и наиболее гармоничного воплощения эстетических идеалов классики.
При Перикле создаётся самый замечательный ансамбль эпохи - Афинский акрополь, который господствует над городом и окрестностями. Разрушенный персами в 480 г. до н.э., он заново отстраивался в течение всего V в. до н.э. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сверкающих беломраморных сооружений: парадные ворота--Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышались Эрехтейон и главный храм Афин - Парфенон.
Строительство ансамбля Акрополя осуществлялось по программе. В его создании ведущая роль принадлежала Периклу и крупнейшему скульптору Фидию. Руководители Афин стремились создать комплекс святилищ, которые бы не только прославляли Афины, но и выступали в роли религиозного центра всего Афинского морского союза. На холме Акрополя разместились основные святилища афинян, и прежде всего главное из них - Парфенон - храм Афины, богини мудрости и покровительницы Афин. Там же хранилась казна. В здании Пропилей, служившем входом на Акрополь, в двух их пристройках-крыльях находились библиотека и картинная галерея (пинакотека). Склон Акрополя был использован для возведения театра Диониса. Крутой и обрывистый, с плоской вершиной, холм Акрополя образовывал естественный пьедестал для венчающих его зданий.