Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 13:24, контрольная работа
Входя в число ведущих отраслей мирового производства и сфер общественной жизни, международный туризм нуждается в точной оценке с точки зрения политического и социально-экономического значения в прогнозировании и планировании развития на перспективу. Эти вопросы помогает решить статистический учет и анализ. Основные положения и определения в Международном туризме были разработаны Статистической комиссией ООН и ВТО.
Теоретическая часть: практика использования
статистических методов при проведении
социально-экономических
Входя в число ведущих отраслей
мирового производства и сфер общественной
жизни, международный туризм нуждается
в точной оценке с точки зрения
политического и социально-
Сфера туризма на любом уровне включает
в себя различные категории спроса
и предложений. В статистике этой
области деятельности ведется раздельный
учет показателей спроса (цели поездки,
продолжительность пребывания) и
предложения (средств транспорта и
размещения) далее рассматриваются
вопросы связанные с
На уровне международного туризма статистика обрабатывает, изучает и анализирует информацию о количественных и качественных показателях, характеризует состояние и развитие туриндустрии.
В первой половине ХХ века статистика имела только три основные цели сбора и обработки сведений о путешественниках:
1)соблюдение интересов
2)контроль за миграционными процессами;
3)соблюдение законодательства о налогообложении.
На этом этапе туристы не были выделены в отдельную категорию и учитывались наряду с другими перемещающимися лицами.
В начале 50-х гг. наступил новый этап в развитии статистики туризма. Это было необходимо в связи с увеличением данной отрасли и активизацией платежного баланса. Начиная со второй половины ХХ века воздействие туризма на структуру производства и инвестиций, состояние платежного баланса, использование трудовых ресурсов активно влияют на другие социально-экономические показатели общества.
Государственные органы, деловые круги и целые отрасли с этого времени уделяли повышенное внимание разработке программ долговременного взаимодействия туриндустрии с другими сферами хозяйствования.
Это явилось основой для создания единой системы учета, анализа, прогноза деятельности туриндустрии на международном уровне.
Впервые (в 1937 г.) Совет Лиги Наций сделал предложение для статистического учета ввести определение «международный турист»
В период с 1937 по 1980 гг. характеризовался
принятием терминологии и классификации
в международной туристской статистике.
Эта система была мало сопоставима
с другими статистическими
В 80-х годах ВТО в тесном сотрудничестве со Статистическим отделом Секретариата ООН провела статистические исследования по двум направлениям6
На пятой сессии Генеральной
Ассамблеи ВТО (Индия. Дели. 1983г.) рассматривалась
система единообразного средства измерения
и сопоставления с другими
секторами экономики. Эти предложения
не нашли практического
Концепция статистического учета
на международном уровне была дополнена
Международной конференцией по статистике
путешествий и туризма (1991г. в
Канаде, г. Отава) Статистической комиссией
ООН, организацией экономического сотрудничества
и развития (ОЭСР). В результате выработано
действующая ныне концепция статистики
международного туризма, последняя
система концепций, определений
и классификаций для туризма.
Были предложены статистические термины,
относящиеся к внутреннему и
международному туризму, а так же
классификация туристической
В соответствии с классификацией по цели путешествия предлагаемое ВТО учет международных посетителей ведется по следующим основным группам:
Каждая страна, член ВТО, обязана предоставлять на регулярной основе статистические данные о состоянии туризма по согласованным позициям, строго соблюдая рекомендации ВТО.
Вместе с тем статистические органы вправе вести более подробный учет в пределах национальной территории в зависимости от местных особенностей и традиций.
В России ведется учет отдельно по странам дальнего зарубежья и по странам СНГ. С точки зрения туризма для отдельной страны, различаются следующие типы:
1)внутренний туризм;
2)въездной туризм;
3)выездной туризм.
Эти основные виды туризма могут
по-разному сочетатьсяи
В статистике туризма выделяются, в основном, две группы: международные и внутренние посетители, т.е. рассматривается два типа туризма - международный и внутренний.
Международный туризм – поездки с туристическими целями за пределами страны постоянного жительства. Деление данного вида туризма на активный туризм, пассивный туризм основано на особенностях отражения финансовых результатов туристской деятельности в платежном балансе страны и присущи только международному туризму, а на внутренний не распространяется. Существует только 2 вида международного туризма:
Эти виды туризма различаются потоками туристов.
Внутренний туризм – путешествие жителей страны по её территории.
В статистике туризма, внутренний, въездной и выездной туризмы образуют следующую классификацию:
В статистике международного туризмка используются следующие элементы:
1)основные единицы туризма
2)классификация
3)статистика туристических
Статистика международного туризма включает в себя 2 основных раздела: статистику туристических потоков и туристских доходов.
Основные единицы туризма:
Путешественник – лицо, путешествующее между двумя и более странами, местностями в пределах своей страны.
Международный путешественник – любое лицо, путешествующее за пределами страны своего места жительства.
В основу статистических исследований
введены следующие
Международный посетитель – путешествующее лицо, за пределами своей страны на срок не более 12-ти месяцев, т.е регламентируются цели и сроки путешествия.
«Международный посетитель»
Международный турист; однодневный посетитель.
Международный турист – это посетитель, который осуществляет хотя бы одну ночевку в средствах размещения в посещаемой стране. В эту категорию входят иностранцы, а так же члены экипажей иностранных транспортных средств.
Однодневным посетителем считается лицо, которое не осуществляет ночевку в средствах размещения посещаемой страны, учет этой категории посетителей объясняется тем, что во многих странах растет количество однодневных поездок как массового туризма. В эту категорию туристов входят:
Для статистического анализа и учета используются категории: туристский спрос и туристское предложение. Эти понятия имеют базовое значение для понимания туризма в качестве социально-экономической системы и механизма его функционирования.
Для социально-экономической оценки туризма важно определить сегмент туристского рынка.
Существуют следующие признаки
сегментирования туристского
В туризме под спросом
Для сопоставимости туристкой статистики
в международном масштабе ВТО
разработан ряд классификационных
признаков для понятия
Выделены три главные
Классификация цели посещения во въездном и выездном туризме включает следующие понятия:
Эта классификация позволяет вести учет количественных показателей международного туризма от его качественных аспектов.
Средства транспорта.
Учет международного туризма включает важный фактор – это использование транспортных средств туристской индустрии.
Классификация транспортных средств включает:
Средства размещения туристов.
Средства размещения туристов делятся
на коллективные и индивидуальные.
Коллективными считаются –
Для статистического учета спроса международных туристов на средства размещения используются следующие показатели:
Статистика туристических потоков между регионами является важнейшим приемом, который позволяет сопоставлять базы данных въездного, выездного и внутреннего туризма. Модели туристских потоков подвержены влиянию первичных и вторичных факторов.
Первичные факторы: стадия экономического развития места отправления (уровень благосостояния населения, его мобильность, право на отдых).
Информация о работе Контрольная работа по теория исследований в туризме