Контрольная работа по теория исследований в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 13:24, контрольная работа

Описание работы

Входя в число ведущих отраслей мирового производства и сфер общественной жизни, международный туризм нуждается в точной оценке с точки зрения политического и социально-экономического значения в прогнозировании и планировании развития на перспективу. Эти вопросы помогает решить статистический учет и анализ. Основные положения и определения в Международном туризме были разработаны Статистической комиссией ООН и ВТО.

Работа содержит 1 файл

К. работа по теория исследований в туризме.docx

— 33.75 Кб (Скачать)

Теоретическая часть: практика использования  статистических методов при проведении социально-экономических исследований в туриндустрии.

Входя в число ведущих отраслей мирового производства и сфер общественной жизни, международный туризм нуждается  в точной оценке с точки зрения политического и социально-экономического значения в прогнозировании и  планировании развития на перспективу. Эти вопросы помогает решить статистический учет и анализ. Основные положения  и определения в Международном  туризме были разработаны Статистической комиссией ООН и ВТО.

Сфера туризма на любом уровне включает в себя различные категории спроса и предложений. В статистике этой области деятельности ведется раздельный учет показателей спроса (цели поездки, продолжительность пребывания) и  предложения (средств транспорта и  размещения) далее рассматриваются  вопросы связанные с экономикой: суммы поступлений в инвалюте от въездного туризма и суммы  расходов в инвалюте на выездной туризм, а так же доли расходов туристов на приобретение основных товаров и  услуг.

На уровне международного туризма  статистика обрабатывает, изучает и анализирует информацию о количественных и качественных показателях, характеризует состояние и развитие туриндустрии.

В первой половине ХХ века статистика имела только три основные цели сбора  и обработки сведений о путешественниках:

1)соблюдение интересов национальной  безопасности;

2)контроль за миграционными  процессами;

3)соблюдение законодательства  о налогообложении.

На этом этапе туристы не были выделены в отдельную категорию  и учитывались наряду с другими  перемещающимися лицами.

В начале 50-х гг. наступил новый  этап в развитии статистики туризма. Это было необходимо в связи с  увеличением данной отрасли и  активизацией платежного баланса. Начиная  со второй половины ХХ века воздействие  туризма на структуру производства и инвестиций, состояние платежного баланса, использование трудовых ресурсов активно влияют на другие социально-экономические  показатели общества.

Государственные органы, деловые круги  и целые отрасли с этого  времени уделяли повышенное внимание разработке программ долговременного  взаимодействия туриндустрии с другими  сферами хозяйствования.

Это явилось основой для создания единой системы учета, анализа, прогноза деятельности туриндустрии на международном  уровне.

Впервые (в 1937 г.) Совет Лиги Наций  сделал предложение для статистического учета ввести определение «международный турист»

В период с 1937 по 1980 гг. характеризовался принятием терминологии и классификации  в международной туристской статистике. Эта система была мало сопоставима  с другими статистическими системами.

В 80-х годах ВТО в тесном сотрудничестве со Статистическим отделом Секретариата ООН провела статистические исследования по двум направлениям6

  1. Выработка предложений по модификации терминологии и классификации, применяемых в туризме для того, чтобы они были сопоставимы с другими национальными и международными статистическими системами;
  2. Интеграция данных туризма в аналитическую структуру системы национальных счетов.

На пятой сессии Генеральной  Ассамблеи ВТО (Индия. Дели. 1983г.) рассматривалась  система единообразного средства измерения  и сопоставления с другими  секторами экономики. Эти предложения  не нашли практического применения, но до сих пор рассматриваются  в качестве руководства для деятельности ВТО в области гармонизации концепций  и статистических систем в сфере  туризма.

Концепция статистического учета  на международном уровне была дополнена  Международной конференцией по статистике путешествий и туризма (1991г. в  Канаде, г. Отава) Статистической комиссией  ООН, организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В результате выработано действующая ныне концепция статистики международного туризма, последняя  система концепций, определений  и классификаций для туризма. Были предложены статистические термины, относящиеся к внутреннему и  международному туризму, а так же классификация туристической деятельности, которые сопоставимы с другими  параметрами.

В соответствии с классификацией по цели путешествия предлагаемое ВТО  учет международных посетителей  ведется по следующим основным группам:

    • отдых, досуг, рекреация;
    • посещение знакомых и родственников;
    • деловые и профессиональные цели;
    • лечение;
    • религия, паломночество;
    • прочие цели.

Каждая страна, член ВТО, обязана  предоставлять на регулярной основе статистические данные о состоянии  туризма по согласованным позициям, строго соблюдая рекомендации ВТО.

Вместе с тем статистические органы вправе вести более подробный  учет в пределах национальной территории в зависимости от местных особенностей и традиций.

В России ведется учет отдельно по странам дальнего зарубежья и  по странам СНГ. С точки зрения туризма для отдельной страны, различаются следующие типы:

1)внутренний туризм;

2)въездной туризм;

3)выездной туризм.

Эти основные виды туризма могут  по-разному сочетатьсяи образовывать следующие типы:

    • туризм в пределах страны, включающий внутренний туризм  и въездной туризм;
    • национальный туризм, который охватывает внутренний туризм и выездной туризм
    • международный туризм, состоящий из выездного и въездного туризмов.

В статистике туризма выделяются, в основном, две группы: международные и внутренние посетители, т.е. рассматривается два типа туризма - международный и внутренний.

Международный туризм – поездки  с туристическими целями за пределами  страны постоянного жительства. Деление  данного вида туризма на активный туризм, пассивный туризм основано на особенностях отражения финансовых результатов туристской деятельности в платежном балансе страны и присущи только международному туризму, а на внутренний не распространяется. Существует только 2 вида международного туризма:

    • въездной туризм, т.е путешествие по стране лиц, не являющихся её жителями;
    • выездной туризм, т.е путешествие жителей страны в другую страну.

Эти виды туризма различаются потоками туристов.

Внутренний туризм – путешествие  жителей страны по её территории.

В статистике туризма, внутренний, въездной и выездной туризмы образуют следующую  классификацию:

    • национальный туризм (внутренний и выездной) соотносятся с категорией национального производства (валового национального продукта);
    • туризм в пределах страны, который охватывает внутренний и въездной туризмы и соответствует совокупному внутреннему туристическому потреблению.

В статистике международного туризмка используются следующие элементы:

1)основные единицы туризма

2)классификация туристического  спроса

3)статистика туристических доходов  и расходов.

Статистика международного туризма  включает в себя 2 основных раздела: статистику туристических потоков  и туристских доходов.

Основные единицы туризма:

Путешественник – лицо, путешествующее между двумя и более странами, местностями в пределах своей  страны.

Международный путешественник – любое  лицо, путешествующее за пределами  страны своего места жительства.

В основу статистических исследований введены следующие статистические единицы:

Международный посетитель – путешествующее лицо, за пределами своей страны на срок не более 12-ти месяцев, т.е регламентируются цели и сроки путешествия.

«Международный посетитель» разбивается  на 2 категории:

Международный турист; однодневный посетитель.

Международный турист – это посетитель, который осуществляет хотя бы одну ночевку в средствах размещения в посещаемой стране. В эту категорию  входят иностранцы, а так же члены  экипажей иностранных транспортных средств.

Однодневным посетителем считается  лицо, которое не осуществляет ночевку  в средствах размещения посещаемой страны, учет этой категории посетителей  объясняется тем, что во многих странах  растет количество однодневных поездок  как массового туризма. В эту категорию туристов входят:

    • однодневные экскурсанты (без остановки на ночлег);
    • пассажиры круизов;
    • члены экипажей иностранных транспортных средств (которые не проводят ночь в стране посещения)

Для статистического анализа и  учета используются категории: туристский спрос и туристское предложение. Эти понятия имеют базовое  значение для понимания туризма в качестве социально-экономической системы и механизма его функционирования.

Для социально-экономической оценки туризма важно определить сегмент туристского рынка.

Существуют следующие признаки сегментирования туристского рынка:

    • по географическому признаку;
    • по геодемаграфическому признаку
    • по демографическому признаку;
    • по социально-экономическому признаку;
    • по поведенческому признаку.

В туризме под спросом подразумевается  выражение желания и одновременно способности покупателей приобрести туристские услуги (товары)

Для сопоставимости туристкой статистики в международном масштабе ВТО  разработан ряд классификационных  признаков для понятия туристический  спрос.

Выделены три главные категории:

  1. перемещение за пределы обычной среды. Параметры обычной среды характеризуются двумя показателями: частотой посещения объекта и его удаленностью. Обычная среда – это место, которое путешествующее лицо посещает регулярно, даже если оно находится на значительном расстоянии.
  2. Продолжительность пребывания в месте назначения или поездке. На базе этого критерия измеряются показатели любого вида туризма, он так же используется для отличия между туристами и однодневными посетителями. По этому критерию устанавливается максимальный предел, за которым посещение уже не считается туризмом. Продолжительность пребывания или поездки служат косвенным показателем при оценке туристских расходов и экономической выгодности видов туризма. Продолжительность туризма измеряется: количеством часов (однодневные посетители), количеством ночевок (в отношении туристов), после пребывания в стране более 12 месяцев, посетитель переходит из разряда туристов в разряд постоянных жителей.
  3. Цель (мотив) поездки – этот показатель является так же важным для статистической оценки туризма.

Классификация цели посещения во въездном и выездном туризме включает следующие  понятия:

    • досуг, рекреация, отдых;
    • посещение знакомых и родственников;
    • лечение;
    • религия, паломничество;
    • прочие цели.

Эта классификация позволяет вести  учет количественных показателей международного туризма от его качественных аспектов.

Средства транспорта.

Учет международного туризма включает важный фактор – это использование  транспортных средств туристской индустрии.

Классификация транспортных средств  включает:

    • воздушный транспорт (регулярные рейсы, чартерные рейсы и прочие воздушные перевозки)
    • водный транспорт (пассажирские линии, паромы, круизы и др.)
    • сухопутный транспорт (железнодорожный, междугородный - автобусы и пр. автотранспорт)

Средства размещения туристов.

Средства размещения туристов делятся  на коллективные и индивидуальные. Коллективными считаются – производственные единицы (гостиницы, отели и др.) где  размещение превышает необходимый  минимум для отдельной семейной единицы, а все места находятся  под единым руководством коммерческого  типа. Индивидуальными средствами размещения считаются все остальные. Индивидуальные средства размещения предоставляют  в аренду или за оплату – ограниченное число мест.

Для статистического учета спроса международных туристов на средства размещения используются следующие  показатели:

    • количество гостиничных предприятий и аналогичных средст размещения;
    • количество мест (номеров) в гостиничных предприятиях;
    • количество ночевок проданным международным туристам;
    • средняя продолжительность проживания международных туристов в гостиничных и других предприятиях размещения.
    • среднегодовой коэффициент занятости гостиничных мест международными туристами.

Статистика туристических  потоков между регионами является важнейшим приемом, который позволяет сопоставлять базы данных въездного, выездного и внутреннего туризма. Модели туристских потоков подвержены влиянию первичных и вторичных факторов.

Первичные факторы: стадия экономического развития места отправления (уровень благосостояния населения, его мобильность, право на отдых).

Информация о работе Контрольная работа по теория исследований в туризме