Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:46, курсовая работа
Цель данной работы заключается в раскрытии классификации групп клиентов
туристскими организациями и их особенностей обслуживания. Особое внимание
уделено вопросам организации обслуживания клиентов. В соответствии с
поставленной целью решаются следующие задачи:
- раскрыть модель покупательского поведения;
- охарактеризовать типологию туристов;
- проанализировать классы обслуживания и особенности отношений менеджеров к
клиентам;
- представить программу обслуживания;
Введение.................................3
1.Классификация групп клиентов...................5
1.1.Модель покупательского поведения...............5
1.2.Факторы, влияющие на поведение покупателя............7
1.3.Типология туристов...................... 10
1.3.1.Типы туристов...................... 10
1.3.2.Организованные клиенты................ 13
2.Организация обслуживания клиентов.................15
2.1.Классы обслуживания клиентов турфирмы........... 15
2.2.Технология обслуживания клиентов турфирмы............ 16
2.2.1.Содержание процесса обслуживания и продажи
туристского продукта. ....................... 16
2.2.2.Документальное оформление взаимоотношений
турфирмы с клиентом.......................20
2.2.3.Организация приема и обслуживания посетителей........21
2.3.Программный туризм как основа современного
туроперейтинга и обслуживания туристов................28
2.4.Качество обслуживания и способы его регулирования....... 31
Заключение.............................32
Список литературы.........................33
среды, и самого процесса принятия решения о покупке (18, 123).
Так как потребители отличаются друг от друга возрастом, вкусами, уровнем
образования и доходов, то они покупают самые разнообразные товары и услуги,
поэтому и шкалы личностных предпочтений существенно различаются между
собой. Некоторые туристы предпочитают, например, горнолыжный отдых, другие
хотят просто отдохнуть и хорошо загореть, третьи получают удовлетворение от
посещения религиозной святыни и совершения культового обряда. Для групп
путешествующих лиц (семья), каждый член которой имеет свой особый интерес,
полезность от совместной поездки будет иметь место лишь при наличии внутреннего
компромисса. Например, семья решает навестить родственников, хотя муж хочет
порыбачить, дети – поиграть во дворе с друзьями. Но они сознательно жертвуют
своими личностными интересами ради общей цели – посещения родственников. Это
принесет наибольшее удовольствие всем членам семьи как единому целому.
Шкала предпочтений в отношении разных вариантов туристских поездок продвигает
в понимании поведения потенциальных туристов, но она не дает
объяснения процессу выбора. Например, почему российский гражданин, мечтающий
провести отпуск на Гавайских островах, проводит его в деревне? На этот вопрос
дает объяснение М.В.Ефремова, отмечая в своей работе, что выбор потребителя
зависит не только от вкуса, но и ряда экономических факторов. Они не
позволяют людям приобрести все множество желаемых благ и часто заставляют
останавливаться на иных альтернативах, нежели те, которым они отдали бы
предпочтение при бесплатном распределении (6, 11).
Ф.Котлер, изучая эту проблему, отмечает также, что потребление ограничено
размером дохода и ценами на товары и услуги. Подавляющее большинство
посетителей приобрели бы туристские товары и услуги лучшего качества или в
большом количестве, если бы их доходы были больше или цены меньше (13, 187).
Общая модель потребительского выбора сложнее при зарубежных поездках.
Международные туристы удовлетворяют свои потребности за пределами своей
страны, на их выбор влияет еще больший спектр экономических факторов:
экономическая ситуация в стране назначения отличается от страны его
происхождения (особенно сложно посещение других континентов и регионов). То
есть человек должен согласовывать мечты о том, где он хотел бы побывать, не
только со своим бюджетом, но и экономическими реалиями в месте назначения.
Свободное время, которое остается после работы, удовлетворения физических
потребностей и ведения домашнего хозяйства, является одним из условий
туристской деятельности. Особое значение имеют периодически оплачиваемые
отпуска. Большинство людей делают накопления на туризм в течение
определенного времени, только при наличии свободного времени и денежных
средств человек может путешествовать.
Вторая группа факторов охватывает факторы туристской деятельности в
принимающей стране: общий уровень цен, разнообразие и качество предлагаемых
турпродуктов. От сочетания этих факторов зависит привлекательность туристской
дестинации (туристского направления) (6, 17).
При выборе дестинации человек составляет несколько альтернативных вариантов.
Этот перечень часто длинный. Но некоторые путешественники нацелены посетить
какой – то специфический объект и задаются этой целью. При рассмотрении
списка потенциальный турист сравнивает уровни цен в своей и принимающей
странах, учитывает курс обмена валюты и отдаленность места назначения,
которая выражается в затратах свободного времени и денег,
-7-
влияние рекламных компаний, связанных с целью продвижения того или иного
товара или услуги.
Н.Б.Черных выделяет особую группу туристов. Это деловые туристы. Их модель
поведения существенно отличается от туристов, едущих на отдых. Поездки для
установки оборудования, переговоров, заключения контрактов, вызванные
производственной необходимостью, не зависят от желаний, вкуса и предпочтений
командируемого. Он лишен возможности выбора и отправляется
в дорогу для выполнения служебных обязанностей. Экономические и
внешнеэкономические ограничения влияют на решение о командировке, но они
принимаются не самим командируемым (18, 131).
В данном параграфе мы рассмотрели модель покупательского поведения и описали
его применение к конкретным ситуациям, когда потребитель принимает решение о
покупке. Делая вывод, можно отметить, что выбор зависит от свободы
передвижений, уровня стабильности в обществе, моды и ряда других факторов.
1.2.Факторы, влияющие на
Цель данного параграфа – показать зависимость поведения покупателя от его
культурных, социальных,
личностных и психологических
Что и как покупает человек, во многом определяется его культурными,
социальными, личностными и психологическими характеристиками.
По мнению Н.Б.Черных, культурные факторы оказывают на поведение
покупателя значительное влияние. Они включают в себя культуру, субкультуру и
классовую принадлежность.
Культура – это основная сила, предопределяющая желания и все поведение
человека. Она включает основные ценности, желания, поведенческие особенности,
которые он усваивает, живя в обществе. Культура выражается через огромное
множество осязаемых вещей, которые можно объединить в четыре основные группы:
пища, жилище, одежда и искусство.
Именно культура предопределяет, что мы едим, куда и как мы ездим, где
останавливаемся в пути. Она адаптируется к изменениям окружающей среды. В
мире много людей, одетых в одинаковую одежду разных национальностей (то есть
смываются национальные особенности людей), имеющих одни и те же автомобили,
телевидение, ужинающих в одних и тех же ресторанах. Для деловой жизни это
хорошо, но для туризма плохо: нельзя терять свои национальные особенности,
данные культурной средой. Вся эта одинаковость уменьшает один из стимулов
путешествия – увидеть своими глазами культуру (18, 139).
Внутри каждой культуры образуются различные группы людей, разделяющие общие
системы ценностей, основанных на общности опыта и
-8-
жизненных ситуаций. Такие группы людей являются носителями своей собственной
субкультуры.
Особенности субкультуры определяются национальными, религиозными, расовыми,
географическими и другими признаками.
Любое общество имеет ту или иную классовую структуру.
Социальный
класс представляет
подразделения человеческого общества, члены которого имеют сходные интересы,
ценности и поведенческие нормы. Современные общества делят на классы и
социальные группы с учетом материальной, политической, социальной и культурной
состоятельности индивидуума (18, 141).
Поведение потребителя во многом зависит от социальных факторов:
референтные группы, семья, а также от его собственной роли статуса в этих
группах.
Референтная группа – эта группа, которая влияет на позицию и поведение
индивида и с которой он прямо или косвенно сравнивает свои поступки. Люди могут
испытывать влияние эталонных групп, к которым они не принадлежат, но хотели бы.
Эталонные группы оказывают значительное влияние на потребителей тем, что
они демонстрируют пока еще недостижимый для потребителя стиль; формируют его
жизненную установку, концепцию и самооценку, вынуждая потребителя стараться
быть похожим на них хотя бы в выборе одних и тех же товаров, услуг и фирмы
(участие знаменитостей в рекламных роликах) (18, 142).
Д.Ф.Энджел считает,
что члены семьи могут
влияния на покупательское поведение друг друга. Чаще всего в семье решается,
куда, когда и насколько семья поедет отдыхать.
Весь мир – театр, где женщины, мужчины – все актеры. У них есть выходы,
уходы. И каждый не одну играет роль (У.Шекспир). Человек на протяжении своей
жизни принадлежит ко многим группам. В одних он проводит всю свою жизнь
(семья), в других – какие-то ее этапы (учебная группа, воинский или трудовой
коллектив, общественные организации, клуб по интересам и так далее). Его
положение в каждой из этих групп можно определить с помощью терминов «роль» и
«статус» (21, 6).
Роль представляет собой действия, которые ожидают от человека другие
члены группы. (14,509). Какую бы роль не играл человек в своей среде, она
оказывает влияние на его поведение как покупателя. Н.Б.Черных в своей работе
указывает на то, что роль, которую выбрал человек в той или иной группе, может
преследовать его всю жизнь. От него всегда будут ждать действий в соответствии
с той ролью, в которой привыкли его видеть. Когда кто-то начинает играть не ту
роль, которую от него ожидают, это чаще всего вызывает недовольство. Нередко
роль человека в группе меняется под действием каких-то экстремальных
обстоятельств, и это изменение может быть как положительным, так и
отрицательным (18, 145).
В каждой роли содержится указание на статус индивида, отражающий большее или
меньшее уважение к нему со стороны других членов группы. Часто роли
выбираются именно из-за статуса, сопряженного с ними. Например, один
бизнесмен всегда заказывал себе билет на отдых первого класса и очень
расстроился, когда ему предложили лететь туристским классом. Роль и статус,
по мнению Ф.Котлер, взаимосвязанные понятия. Изменение роли неизбежно ведет к
изменению статуса и наоборот (13,192).
Также он считает, что на поведение покупателя существенное влияние оказывают
также его личностные характеристики, такие как возраст, этап жизни,
финансовое положение, стиль жизни, жизненное кредо и самооценка.
Интерес людей к определенным товарам и услугам меняется в течение всей их жизни.
Информация о работе Классификация групп клиентов туристских фирм и особенности их обслуживания