Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 14:09, реферат
В рыночных условиях и, особенно в переходный период эффективность хозяйственной деятельности в огромной степени зависит от качества работы управленческого аппарата, результативности принимаемых им решений. Поэтому в настоящее время к знаниям, опыту, профессиональному мастерству руководителей и специалистов турфирм предъявляются более высокие требования. Помимо профессиональных знаний, управленческие кадры должны обладать ораторским искусством, специальной подготовкой в области экономики, туризма, социологии и психологии, менеджмента и маркетинга.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Эффективность управленческого труда, ее значение и пути
повышения 6
1.1 Понятие и характеристики управленческого труда 6
1.2 Эффективность управленческого труда и
управление ею. 8
1.3 Факторы эффективности работы кадров управления 12
1.3.1 Затраты рабочего времени 13
1.3.2 Мотивация работников аппарата управления 15
1.3.3 Организация управленческого труда и повышение
квалификации работников аппарата управления 20
1.4 Методы оценки эффективности управленческого труда 23
2 Оценка эффективности управленческого труда в
турфирме "ДВ Феникс" 28
2.1 Краткая производственно-экономическая характеристика
предприятия 28
2.2 Характеристика факторов влияющих на эффективность труда
в «ДВ Феникс» 32
2.3 Достоинства и недостатки управленческого труда 35
3 Рекомендации по повышению эффективности труда управленческих
кадров " ДВ Феникс " 36
Заключение 43
Библиографический список 45
1.4 Методы оценки эффективности управленческого труда
Существует три методических подхода к оценке эффективности управления. Сторонники первого подхода считают, что конечные результаты производства или деятельности организации должны служить показателями эффективности труда работников аппарата управления. В качестве таких показателей принимаются численные значения конечных результатов работы организации за конкретный период (год, квартал, месяц): прибыль организации; затраты на 1 рубль продукции (себестоимость); уровень рентабельности; объем товарной продукции; объем реализованной продукции; доход организации; культура производства; качество продукции; дивиденды на 1 акцию; коэффициент экономической эффективности.
Сторонники второго подхода к оценке эффективности работы персонала считают, что критериальные показатели должны отражать результативность, качество и сложность трудовой деятельности. В качестве таких показателей оценки управленческого персонала выделяются: производительность труда (выработка на 1 работника); темпы роста производительности труда и заработной платы; удельный вес заработной платы в себестоимости продукции; общий фонд оплаты труда; потери рабочего времени и др.
Сторонники третьего подхода считают,
что эффективность работы персонала в
значительной степени определяется организацией
его работы, мотивацией труда, социально-психологическим
климатом в коллективе. В качестве показателей
эффективности работы управленческого
персонала предлагаются такие показатели:
текучесть персонала; уровень трудовой
и исполнительной дисциплины; профессионально-
Основой для оценки экономической
эффективности управленческого
труда является отношение суммы
затрат на управление к объему производства
или к стоимости единицы
Для оценки экономической эффективности управленческого труда были выделены две группы показателей: синтетические, характеризующие эффективность работы всего аппарата управления предприятием; частные, характеризующие эффективность индивидуального управленческого труда. Первая группа показателей включает показатели оперативности и экономичности аппарата управления, а также координацию работы подразделений предприятия. Во вторую группу входят показатели производительности управленческого труда и уровня организации управленческого труда.
Для оценки эффективности труда применяются различные методы, классификация и характеристика которых представлены в таблице 4 /22, с. 29/.
Таблица 4 – Основные методы оценки эффективности труда управленческих
работников
Наименование метода |
Краткая характеристика метода |
Управление по целям
Метод шкалы графического рейтинга
Описательный метод
Метод анкет |
Основан на оценке достижения работником целей, намеченных на конкретный период времени. Требует количественного определения целей и сроков их достижения. Основан на проставлении соответствующей оценки каждой черте характера оцениваемого работника: качество работы, инициативность, сотрудничество, надежность и др. Оценщик описывает преимущества и недостатки поведения работника по критериям: количество работы, качество работы, знание работы, личные качества, инициативность и др. с помощью графической шкалы рейтинга, используя заранее составленные стандарты результативности труда. Включает набор вопросов или описаний поведения работника. Оценщик проставляет отметку напротив описания той черты характера, которая, по его мнению, присуща данному работнику, сумма пометок дает общий рейтинг анкеты данного работника. |
Для качественного проведения анализа эффективности деятельности аппарата управления используется система показателей, всесторонне характеризующих деятельность предприятия и эффективность его системы организации управления.
Коэффициент Кзу характеризует долю затрат на управление и представляет отношение общей суммы управленческих затрат Заз к общей сумме затрат на производство и реализацию продукции за год /23, с. 58; 24, с. 62 /:
Кзу=
.
Соотношение численности аппарата управления Чау к численности промышленно-производственного персонала Чпп показывает коэффициент Кз:
Кз=
.
Экономическую эффективность управленческой деятельности характеризует коэффициент Кэа, рассчитываемый как отношение прибыли П к численности аппарата управления:
Кэа =
.
Результативность управления производством
и реализацией продукции
Кэа
=
.
Оценка эффективности аппарата управления также может быть проведена с помощью следующих комплексных показателей:
Кэ = (а+б+в+с) : 4,
где а- удельный вес работников аппарата управления в общей численности;
б- удельный вес работников аппарата управления в общем фонде заработной платы;
в- удельный вес работников аппарата управления в себестоимости.
Кр = (д+е+з+ж) : 4,
где д- ВП на 1 работника аппарата управления;
е- ВП на 1 руб. заработной платы работников аппарата управления;
з- ВП на 1 руб. расходов аппарат управления;
ж- прибыль на 1 работника аппарата управления;
Эф = Кр + (1 – Кэ)
где Кр – индекс результативности управления;
Кэ- индекс экономичности управления.
Рассмотрев коэффициент
Таким образом, как говорилось выше, управленческий труд – это разновидность умственного труда. И что бы правильно скоординировать этот труд, требуются такие факторы, как затраты рабочего времени, мотивация управления, правильная организация труда, и сам метод оценки эффективности управленческого труда. Это большой управленческий процесс затрагивает всю иерархию организации.
И поэтому рассмотрев теоретический аспект этого вопроса, мы перейдем к практической части и рассмотрим на примере турфирму «ДВ Феникс».
2 ОЦЕНКА
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ТРУДА
В
2.1 Краткая производственно-экономическая характеристика тур
фирмы
Объектом исследования в данной работе является туристическая фирма « Дальневосточный Феникс», основной задачей которой является предоставление туристических и иных услуг в сфере обслуживания и сервиса.
Дальневосточный Феникс состоит из двух структурных подразделений: «Интертур 2000» и «Орбита». Подразделения имеют самостоятельные балансы, что связано с тем, что Феникс находится полностью на коммерческом финансировании и осуществляет свою деятельность на принципах самофинансирования.
Вначале дадим общую характеристику Дальневосточному Фениксу. Имущество учреждения находится в собственности самой фирмы. Учредителем фирмы является Открытое Акционерное Общество «ДВ Феникс».Феникс является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, смету, бюджетный, расчетный и иные счета в банках.
Учреждение является коммерческой организацией, имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Целью деятельности фирмы является:
- оказание услуг в сфере туризма и сервиса населению России и иным гражданам других государств;
- организация туров по России и зарубеж с целью отдыха;
-консультирование и взаимодействие с другими предприятиями (рестораны, транспорт, таможня и т.д.);
- повышение качества обслуживания и управление внутри фирмы через грамотный управленческий персонал;
- Конечной целью деятельности фирмы является получение прибыли. Управление фирмы осуществляется на базе организационной структуры, имеющей функциональный принцип построения и представляющей собой упорядоченную совокупность подразделений обособившихся в результате внутрихозяйственного разделения труда. Организационная структура объединена в два блока: производственный, включающий туроператорская деятельность, гиды переводчики, транспорт, находящийся на балансе фирмы; управленческий блок – планово-финансовая служба, подразделения выездного и въездного туризма, менеджеры.
Особенно важное значение в обеспечении эффективной деятельности любой организации играет организационная структура управления.
На анализируемом этапе
в фирме сложилась линейно-
Структура управления состоит из трех ступеней управления. К первой ступени относятся гиды, переводчики, водитель, системный администратор и т.д., ко второй – начальники отделов (гл. бухгалтер, въездного туризма, выездного туризма) и к третьей – высшее руководство-директор.
Таким образом, структура управления фирмой основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций между ними. Для структуры характерны четкие связи подчинения, централизация управления, четкое разделение труда и квалифицированная подготовка решений.
Прежде чем приступить к непосредственному анализу эффективности работы аппарата управления фирмы, проведем общий анализ производственно-экономической деятельности фирмы.
В хозяйственной деятельности любого предприятия, несомненно, важную роль играет количество и уровень использования трудовых ресурсов. Эти данные по "ДВ Фениксу" сведем в таблицу 5.
Таблица 5– Наличие и уровень использования трудовых ресурсов в "Дальневосточный Феникс"
Показатели | |||
2001 |
2002 |
2003 | |
1. Среднегодовая численность работников, чел.2. Стоимость 1ТП в сопоставимых ценах 2001 г., тыс. руб.3. Реализовано ТП в сопоставимых ценах на одного работника, тыс. руб. |
24
6 500
150 |
28
6700
186 |
30
7000
250 |
Основываясь на коэффициентах эффективности деятельности аппарата управления из главы первой, подставляем данные таблицы 5 за последний год и получаем:
Кз= }30=5/25= 1/5 ( соотношение численности аппарата управления 5, к численности рабочего персонала 25 )
Кэа
=
=250/5=50 ( Результативность управления
производством и реализацией продукции
показывает коэффициент Кэа – отношение
объема реализации продукции РП к численности
аппарата управления )
При этом среднегодовая численность работников повысилась на 19,8%, а стоимость товарной продукции выросла на 8,1%.
Далее непосредственно перейдем к анализу экономического состояния турбюро"ДВ Феникс".
Лидерами по объему оказанных туристических услуг населению являются такие фирмы: ЗАО «Амуртурист», Турбюро «Дальневосточный феникс»,