Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 14:09, реферат
В рыночных условиях и, особенно в переходный период эффективность хозяйственной деятельности в огромной степени зависит от качества работы управленческого аппарата, результативности принимаемых им решений. Поэтому в настоящее время к знаниям, опыту, профессиональному мастерству руководителей и специалистов турфирм предъявляются более высокие требования. Помимо профессиональных знаний, управленческие кадры должны обладать ораторским искусством, специальной подготовкой в области экономики, туризма, социологии и психологии, менеджмента и маркетинга.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Эффективность управленческого труда, ее значение и пути
повышения 6
1.1 Понятие и характеристики управленческого труда 6
1.2 Эффективность управленческого труда и
управление ею. 8
1.3 Факторы эффективности работы кадров управления 12
1.3.1 Затраты рабочего времени 13
1.3.2 Мотивация работников аппарата управления 15
1.3.3 Организация управленческого труда и повышение
квалификации работников аппарата управления 20
1.4 Методы оценки эффективности управленческого труда 23
2 Оценка эффективности управленческого труда в
турфирме "ДВ Феникс" 28
2.1 Краткая производственно-экономическая характеристика
предприятия 28
2.2 Характеристика факторов влияющих на эффективность труда
в «ДВ Феникс» 32
2.3 Достоинства и недостатки управленческого труда 35
3 Рекомендации по повышению эффективности труда управленческих
кадров " ДВ Феникс " 36
Заключение 43
Библиографический список 45
Результат деятельности работников аппарата управления включен в общую эффективность работы предприятия. Как в затратах совокупного труда определенную часть занимает труд по управлению, так и определенную долю производственного эффекта необходимо отнести на счет управления /4, с.650/. .
Эффективность управленческого
труда определяется шестью факторами:
1.Четкая
постановка задания.
2. Ответственность
за производительность целиком возлагается
на самого работника. Работники должны сами собой управлять.
3. Непрерывная инновационная
деятельность должна стать
4. Работнику умственного
труда надо, с одной стороны,
постоянно учиться, а с другой - постоянно учить.
5. Качеству,
выполняемой работы придается огромное
значение.
6. Надо, чтобы
работники хотели работать на данную организацию.
Первое требование при разработке плана для работников аппарата управления заключается в определении сущности задания, что позволяет работнику умственного труда сконцентрироваться на его выполнении. Но для этого требуется, чтобы работники сами определили, в чем заключается их задание. После того как задача определена, можно переходить к вопросу ответственности. Управленческие работники несут ответственность за свой вклад в общее дело, т.е. сами принимают решение о том, по каким направлениям деятельности они должны отчитываться в качественных и количественных показателях, в показателях затрат времени и средств /10, с.260/.
Одним из главных методов осуществления эффективной деятельности коллектива является координация различных действий, то есть такое их распределение, чтобы они не мешали друг другу, а следовала подготовка одних действий при помощи других. Таким образом, одним из критериев эффективной деятельности аппарата управления является правильное определение наиболее последовательного способа распределения действии в группе совместно работающих и действующих лиц. Весьма важно правильно установить общее взаимопонимание в вопросе выполнения работы членами одного коллектива. При этом целесообразно исходить из состава работников, установленного для выполнения объема работ; рабочей зоны, средств труда, предоставляемых ресурсов. /8, с.312/.
Целями повышения
Успешное выполнение поставленных целей требует решения таких задач, как /9, с.312; 10, с. 404/:
- обеспечение потребности
предприятия в рабочей силе
в необходимых объемах и
- достижение обоснованного
соотношения между
- полное и эффективное
использование потенциала
- обеспечение
условий для высокопроизводительного
труда, высокого уровня его организованности,
мотивированности, самодисциплины, выработка
у работника привычки к взаимодействию
и сотрудничеству;
- закрепление
работника на предприятии, формирование
стабильного коллектива;
- обеспечение реализации
желаний, потребностей и интересов работников в отношении
содержания труда, условий труда, вида
занятости, возможности профессионально-
- согласование
производственной и социальных задач
(балансирование интересов предприятия
и интересов работников, экономической
и социальной эффективности);
- повышение
эффективности управления персоналом,
достижение целей управления при сокращении
издержек на рабочую силу.
Управление эффективностью управленческого труда обусловливает подходы к привлечению рабочей силы, развитию собственного персонала, подготовке и переподготовке кадров, к разработке и реализации социальных программ. Подбор нужной рабочей силы должен строиться на хорошо продуманной системе оценки деловых и личных качеств, а эффективная система оценки результатов труда обеспечивает взаимосвязь оплаты труда с его результативностью, или стимулирующую функцию заработной платы. Такой подход к построению оплаты труда, воспринимаемой работником как справедливой, благоприятно сказывается на отношении человека к своей работе, рабочему месту, предприятию. Система оценки результатов труда во взаимосвязи с оценкой личных качеств работников позволяет организовать продвижение работников по службе.
В управлении эффективностью труда персонала используется и такой метод, как организация труда, прежде всего через его основные элементы - разделение и кооперацию труда, условия труда. Разделение труда и взаимосвязь частичных трудовых процессов формируют содержание труда работника, его должностные обязанности, что имеет важное значение для расстановки кадров, обогащения содержания труда, снятия утомления с помощью перемены труда и т.д.
Управление эффективностью должно обеспечить благоприятную среду, в которой реализовывались бы творческие возможности работников, развивались их способности. В итоге люди должны получать удовольствие от выполняемой работы и общественного признания своих достижений /11, с.124; 12, с.56/.
1.3 Факторы эффективности работы кадров управления
На показатели конечных результатов труда работников аппарата управления, как и на его содержание, влияет совокупность различных факторов, классификация которых приведена в таблице 1.
Таблица 1 – Классификация факторов, учитываемых при проведении оценки
эффективности труда
Факторы |
Содержание факторов |
Естественно-биологические |
ПолВозраст Состояние здоровья Умственные способности Физические способности Географическая среда и др. |
Социально-экономические
|
Состояние экономики Государственные ограничения и законы в области труда и заработной платы Квалификация работников аппарата управления Мотивация труда Уровень жизни Уровень социальной защищенности и др. |
Технико-организационные |
Характер решаемых задач Сложность труда Состояние организации производства и труда Условия труда Объем и качество получаемой информации Уровень использования научно- |
Социально-психологические |
Отношение к труду Психофизиологическое Моральный климат в коллективе и др. |
Рыночные |
Развитие многоукладной экономики Конкуренция Самостоятельный выбор системы оплаты труда Либерализация цен Инфляция |
Учет этих факторов обязателен при проведении оценки результативности труда конкретных должностных лиц в конкретных условиях места и времени, так как повышает степень обоснованности, объективности и достоверности выводов оценивания.
Поскольку эффективность работы руководителей и специалистов в большой степени зависит от организации рабочих мест, действующих мотивационных программ и рационального использования рабочего времени далее рассмотрим эти факторы подробнее /13, с.206/.
1.3.1 Затраты рабочего времени
Эффективность работы управленческих кадров во многом зависит от способности рационально использовать и экономить рабочее время.
Само рабочее время состоит из времени работы и времени перерывов. В первое включается основное, вспомогательное, подготовительно-заключительное время и время обслуживания рабочего места. Второе состоит из времени технологических и времени организационных перерывов.
В течение основного времени достигается непосредственная цель данного трудового процесса, например, создается документ, происходит выступление на собрании и т.п. Вспомогательное время охватывает выполнение действий, связанных с обеспечением основной работы, и вместе с основным составляет оперативное время. В приведенных примерах в рамках вспомогательного времени может осуществляться сбор необходимых материалов для подготовки доклада или документа.
Время обслуживания рабочего места тратится на поддержание его в надлежащем состоянии /13, с.132/.
Часто труд управленцев практически всех уровней организован не лучшим образом. В таблице 2 помещены сведения о характерном распределении времени различных должностных лиц в течение рабочего дня.
Таблица 2 – Распределение рабочего времени должностных лиц в течение дня
в процентах
Вид деятельности |
Должностные лица | ||
Руководитель |
Специалист |
Технический персонал | |
Деловые контакты Работа с документами Телефонные переговоры Командировки Основная работа: - анализ проблем и принятие решений; - аналитическая работа; - ведение учета Прочее |
47 29 9 6
4 - - 6 |
23 42 17 -
- 12 - 6 |
- 68 20 -
- - 6 6 |
Выявление видов деятельности, на которые время тратится впустую; которые могут выполнять другие лица; которые отнимают время у других, называется диагностикой времени. Для облегчения диагностики, время, затрачиваемое работниками управления, можно распределить по следующим функциям:
6) осуществление внешних коммуникаций (участие в переговорах, в обмене опытом, конференциях).
Основными причинами потерь времени являются /14, с.215/:
- нечеткая постановка целей и определение приоритетов, в результате чего работники не могут правильно сориентироваться в ситуации;
- неудовлетворительная организация планирования, в результате чего менеджер не справляется с распределением времени на выполнение тех или иных дел;
- слабая организация и дисциплина подчиненных;
- отсутствие необходимой
информации для принятия
- нерешительность руководителя,
неумение работать с
Процесс планирования времени начинается с постановки задач, для чего на предстоящий период составляется перечень дел и возможных препятствий, на преодоление которых уйдет определенное время.
Планирование времени
позволяет руководителям и спец
Планирование времени, отводимого на решение тех или иных проблем, осуществляется с учетом их рациональной очередности. То есть сначала планируются дела с фиксированным сроком исполнения или требующие значительных затрат времени, а также неприятные задачи, откладывание которых на потом нежелательно; далее следует рутинная работа и выполнение повседневных обязанностей; наконец, третье место отводится второстепенным и эпизодическим делам, не отнимающим много времени /15, с. 151/.
1.3.2 Мотивация работников аппарата управления
Мотивацию можно представить как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности. Управленческая мотивация – это процесс активизации отдельного человека или группы к деятельности, направленной на достижение цели организации.
Готовность работника в полной мере реализовать в работе свой потенциал (профессиональные знания, лучшие деловые качества, способности), т.е. работать максимально эффективно в огромной степени зависит от его трудовой мотивации. Представленная на рисунке 1 схема демонстрирует связь между мотивацией и рабочими результатами /16, с.22/.
Мотивация выбора места работы |
Ведущие потребности Ожидания Ценности Установки |
Особенности организационной среды |
Условия труда Сложившаяся практика управления персоналом Система стимулирования Организационная культура |