Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:13, курсовая работа
Актуальность темы данной темы заключается в том, что в последнее время возрастает инвестиционный интерес к малым отелям со стороны, как отечественных, так и зарубежных инвесторов, что свидетельствует о росте малых отелей, срок окупаемости которых в среднем составляет 4- 5 лет, что составляет привлекательность их для инвесторов. Ежегодное увеличение численности малых отелей, стабильный уровень загрузки их в разные периоды сезонности , льготы при создании отелей, как малой формы бизнеса и их дальнейшее развитие подчеркивают их особенность создания на современном этапе, который можно определить , как петербургский феномен.
Для повышения безопасности в Петербурге создана и туристская служба «Ангел» - отряды волонтеров из трех человек, которые помогают иностранцам ориентироваться в городе и обеспечивать их безопасность.
Понимая, что без увеличения въездного тур потока любые усилия по улучшению инфраструктуры туризма в Петербурге окажутся бессмысленными, его власти в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами в последнее время организовали серию презентаций города на международном уровне. Питер посетили десятки представителей зарубежных туроператоров и СМИ, которым показали «товар» лицом, в том числе и делегация из 23 руководителей туристических агентств Германии во главе с президентом Союза туризма (ASR) Стефаном Бушем. Причем акцент делался как раз на перераспределение тур потока, на привлечение гостей в низкий сезон.
Один из самых свежих проектов в этом отношении - New Windows of Russia - российско-германский семинар, который состоялся в Берлине в рамках Международной туристической биржи (ITB). На нем Северо-Западное региональное отделение РСТ представило проект Европейского Союза «Развитие туризма в Северо-Западном регионе России», а о наиболее выигрышных сторонах своих городов и необычных программах рассказали руководители тур - фирм Вологды, Петрозаводска, Мурманска и Архангельска.
Согласно исследованиям, проведенным экспертами проекта ТАСИС «Развитие туризма в Северо-Западном регионе России», к 2010 г. прогнозируется увеличение въездных и внутренних тур потоков в Северо- западном федеральном округе от 17 млн. (пессимистический вариант реалистического прогноза) до 24 млн. (оптимистический вариант) человек (включая россиян и внутренних туристов региона). При этом их величина будет составлять менее половины емкости рекреационно-познавательных ресурсов СЗФО (52 млн. человек в год) и примерно равняться прогнозируемой величине тур потоков в Москву к 2010 г. (23,7 млн. человек зарубежных и российских туристов без экскурсантов). Как ожидается, основными потребителями тур продуктов в СЗФО в 2010 г. будут туристы из Финляндии и стран Балтии, Беларуси и Украины, а также из Москвы и Московской области, Петербурга и Ленинградской, Новгородской областей, а также Республики Карелия. К тому же заметно изменится и сама структура туризма: ожидается, что значительно вырастет его бизнес.
По оценкам специалистов, к 2010 г. тур - потоки все-таки удастся более равномерно перераспределить по сезонам, создав современную, комфортабельную и доступную в ценовом отношении туристическую инфраструктуру, как в Петербурге, так и за его пределами в Северо-Западном федеральном округе. В противном случае титанические усилия в этом направлении могут оказаться пустыми: если не будет клиентов
2.2 Перспективы развития гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге
В Петербурге последние годы характеризуются значительным ростом интереса к проектам строительства новых и реконструкции уже существующих отелей.
В течение 2006 г., по информации СЗРО РСТ, в Петербурге планировалось открытие не менее 7 гостиниц (в том числе отелей «Адмирал» на Васильевском острове, «Петрополь» на Большом проспекте Петроградской стороны, «Румба» на улице Маршала Говорова, «Невский форум» на Невском проспекте). Кроме того, свои отели в нашем городе начнут строить такие мировые лидеры, как Intercontinental и Ramada, a также инвестор-оператор Wenaas gruppen AS. Французский оператор Accor, открывший в 2005-м первую гостиницу, работает над созданием и других отелей (в частности, гостиницы Ibis, а также пяти - звезднго отеля Sofitel).
Так, по данным Комиссии по инвестициям РСТ, проявляет интерес к строительству гостинично - конгрессного комплекса в Петербурге компания «Отель «Садко», представляющая интересы компании «НК Русснефть». В эту комиссию обратились также представители Санкт-Петербургской гостиницы «Петро-Палас Отель» 4* с планами построить еще один отель уровня 3* на 350 человек. Причем для управления гостиницей собственник планирует привлечь известную западную гостиничную сеть. При содействии комиссии уже ведутся переговоры с гостиничным оператором Skandic, входящим в цепочку Hilton.
Компания Mirax group сейчас также ищет в Северной столице земельный участок или здание, подходящее для строительства отеля 5* сети Hayat. Гостиничная сеть Riva hotels также планирует построить отель в Петербурге. А отечественная компания «Петросталь» уже приобрела базу отдыха в поселке Мичуринское Ленинградской области вблизи горнолыжного курорта Коробицыно и начинает ее перестройку под гостиницу 3*.
Кроме того, в городе активно работает и первая петербургская гостиничная цепочка с отечественным капиталом - группа отелей «Туррис». По словам ее генерального директора Сергея Торопынина, к трем вошедшим в группу гостиницам в июне 2006-го присоединится и «Выборгская», а рассмотрение проектов расширения за счет участия в «Туррисе» других отелей (в том числе и региональных) продолжается.
По мнению руководителя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации Петербурга Максима Соколова перед городом на Неве стоит стратегическая задача не только удвоить объем туристического потока, но и соответствующим образом увеличить емкость номерного фонда. Причем прирост планируется осуществлять в основном за счет ввода гостиниц уровня 3-4*, доступных в ценовом отношении, как для зарубежных гостей, так и для соотечественников. К тому же новые отели постепенно будут появляться не только в историческом центре Петербурга, но и на его окраинах - вплоть до знаменитых пригородов, в которых расположены наиболее известные музейные комплексы.
Стоит отметить и тот факт, что целый ряд питерских отелей с муниципальной собственностью акций проданы. Администрация города решила, что их целесообразнее реализовать с аукциона, нежели управлять ими. В их число вошли 11 петербургских отелей («Чайка», «Южная», «Турист», «Выборгская», «Киевская», «Де-сон-Ладога», «Октябрьская», «Москва», «Астория», «Пулковская», «Прибалтийская»).
Однако прирост номерного фонда происходит не только за счет появления новых крупных отелей: их мини-собратья демонстрируют феноменальные темпы роста. По данным Центра развития малых отелей, уже сейчас емкость номерного фонда в них достигает 4 тыс. единиц и продолжает быстро расти. Впечатляющую динамику можно увидеть ниже:
Количество мини-отелей в Петербурге (1)
«Мнение о том, что номерного фонда в Петербурге не хватает, уже не соответствует действительности и в лучшем случае верно только в период «белых» ночей, - считает Алексей Мусакин, управляющий отелем Shelfort и руководитель Центра развития малых отелей. - В остальное время года загрузка гостиниц позволяет размещать гостей без особых проблем».
В принципе, с ним согласны и многие руководители крупных отелей, некоторые из которых для более равномерного распределения загрузки предлагают и такой кардинальный метод, как ограничение на проведение массовых мероприятий (съездов, конференций и т. д.) в период «белых» ночей.
Как считают аналитики «МКД», примерно 50% от общего количества туристов, приехавших в Петербург, останавливаются в гостиницах: именно их и можно рассматривать как потенциальных клиентов.
Согласно оценкам специалистов «МКД», в гостиницах высокого класса останавливается около 24% туристов от общего количества остановившихся, среднего класса - 70% и экономического класса - 6%. Причем с течением времени это соотношение изменяется, поскольку динамика прироста номеров в гостиницах различных классов различная.
Основной категорий гостей в отелях высокого класса являются бизнесмены и корпоративные клиенты. В основном это иностранные граждане, руководители крупных и средних российских компаний. Большая доля клиентов данного сегмента обеспечивает гостиницам солидный запас прочности в период межсезонья и низкого сезона,
_____________________________
1.«Турбизнес на Северо- западе» № 3 март 2006 , С. 14.
поскольку деловой туризм практически не подвержен сезонным колебаниям. У гостиниц среднего класса основной группой клиентов также являются иностранные туристы.
Увеличение количества туристов и средств размещения не снижает заполняемость гостиниц: по этому показателю в течение 7 лет наблюдается неравномерный, но стабильный рост. Причем темп прироста числа гостиниц почти втрое превышает темп прироста их среднегодовой загрузки.
Специалисты «Агентства социальной информации Санкт-Петербурга», проводившие исследования 55 гостиниц Севера - Запада России в рамках проекта «Развитие туризма в Северо-Западном регионе России», который финансируется ЕС и выполняется консорциумом в составе Carl Bro, Pohl Consulting и Branan в сотрудничестве с Северо-Западным региональным отделением РСТ показали, что гостиницы только в летнее время около половины из них работают с 75-процентной загрузкой и лишь б полностью заняты. Зимой же показатели эффективности кардинально изменяются: каждый второй отель из принявших участие в опросе имеет всего 25% загрузки и только 2 могут похвастаться 100-процентной. Не слишком хороши дела осенью и весной: в 7 из 8 гостиниц половина номеров так и остается незанятой. По мнению руководителя исследовательского отдела «Агентства социальной информации Санкт-Петербурга» Анны Сафоновой, во многом это связано со значительной зависимостью отелей от сезонности тур - потока: в регионах, где туристам предлагается всесезонный тур - продукт, заполняемость отелей заметно выше и в течение года распределяется ровнее.
Что касается Петербурга, то заполняемость номеров в его основных объектах размещения превосходит региональные.
В последние три года у гостиниц высокого и среднего класса заметна тенденция увеличения заполняемости в межсезонье и низкий сезон. Среднегодовая заполняемость гостиниц первого класса приближается к максимальным показателям европейских отелей аналогичного класса (60% -70%), а их заполняемость в летний период достигает 95%. Очень похожая ситуация наблюдается в ведущих отелях Санкт-Петербурга среднего класса, наиболее соответствующих по уровню сервиса и обслуживанию европейским стандартам.
Экономический класс в целом представлен гостиницами «одна - две звезды». Классификация появилась потому, что в бывшем СССР вообще не существовало звездных категорий. Возможность получить последнюю возникла только в 1995 году с появлением института сертификации гостиничных предприятий. Принятые в России требования «классности» не соответствует действующим мировым стандартам. До середины 2003 года существовало четыре организации, аккредитованные при Госстандарте РФ и имеющие право проводить сертификацию гостиниц. Сертификация проводилась по просьбе администрации или владельцев гостиниц.
В ближайшее время все российские гостиницы должны заново пройти сертификацию и подтвердить свою «звездность», определением которой
займется
подразделение
Количество гостиничных мест на тысячу жителей: в Санкт-Петербурге - 5 (для сравнения: Москва - 10, Прага - 13, Берлин - 14, Вена - 26, Амстердам - 35). Среднеевропейские цифры: 12-14 номеров на 1 000 жителей. Гостиничный комплекс Санкт-Петербурга насчитывает 135 объектов размещения различных категорий и форм собственности (гостиницы, хостелы, окрестные пансионаты и санатории, в т.ч. ведомственные объекты) общей емкостью 16 989 номеров (33 474 места), включая 89 гостиниц первого, среднего и экономического классов (24 204 гостиничных мест), из которых 20 гостиниц - предприятия с принадлежащими городу пакетами акций.
В городе зарегистрировано около сотни «объектов размещения», прошедших обязательную (на право размещения) и добровольную (на право получения категории) сертификацию услуг.
По данным Комитета по внешним связям Смольного, в Санкт-Петербурге 5 отелей высшей категории, число гостиниц среднего класса - около 25.
Восьмая часть гостиничных мест, т.е. около 4 тысяч - находится в высоко категоричных отелях. Еще 12 тысяч - относятся к среднему классу, 11 тысяч - к экономическому. Около 6 тысяч мест дают пансионаты и дома отдыха.
В рамках сложившейся в Санкт-
Сегодня существует около 150 инвестиционных проектов по строительству и реконструкции гостиниц. Число заявок от инвесторов на получение городских объектов недвижимости (пятно под застройку или здание под реконструкцию) под гостиничное развитие — более 300.
Сдерживающими факторами для появления новых отелей являются необходимость наибольших при сравнении с другими вариантами развития недвижимости (бизнес - центры, торговые комплексы, жилые дома и т.д.) инвестиций в строительство (реконструкцию) и оборудование отелей, ярко выраженная сезонность спроса на услуги гостиниц и практически отсутствие местных управляющих компаний в данном сегменте рынка.