Гостиничный бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной темы заключается в том, что в последнее время возрастает инвестиционный интерес к малым отелям со стороны, как отечественных, так и зарубежных инвесторов, что свидетельствует о росте малых отелей, срок окупаемости которых в среднем составляет 4- 5 лет, что составляет привлекательность их для инвесторов. Ежегодное увеличение численности малых отелей, стабильный уровень загрузки их в разные периоды сезонности , льготы при создании отелей, как малой формы бизнеса и их дальнейшее развитие подчеркивают их особенность создания на современном этапе, который можно определить , как петербургский феномен.

Работа содержит 1 файл

Rinaldi.doc

— 626.50 Кб (Скачать)

1. Виханский  О.С., Наумов А.Я. Учебник 2002г.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Глава 2

Состояние туристского и гостиничного рынка в Санкт- Петербурге , на современном   этапе.

 

2.1 Обзор туристического  рынка в Санкт-Петербурге.

     В нашем городе было принято в 2002 г. в целевой программе «Развития туризма в Санкт-Петербурге на 2002 - 2005 гг.» Так на развитие отрасли в 2004 г. было предусмотрено выделение 35 млн. рублей, что уже почти в десять раз меньше, чем выделяет для этих же целей правительство Москвы. ( 350  млн. руб.) ( 1)

       Однако в проекте бюджета на 2004 г., внесенном администрацией города на обсуждение Законодательного собрания Санкт-Петербурга, эти и так небольшие для крупного международного туристского центра деньги оказались кардинально урезанными. В итоге на развитие туризма город в 2004 г. выделили  только 6 мил. Рублей  при этом собственно на меры по реализации целевой программы (реклама, представление на выставках, разработка новых программ и т. п.) вообще предусмотрено только 500 тыс. рублей. Таким образом,  получается, что администрация Москвы заботится о развитии туризма в своем городе в пятьдесят раз больше, чем это делается в нашем городе.

      Ленинградская и Калининградская области понимают важность государственной поддержки туристской отрасли. (2.)  Так,  Ленинградская область в бюджете на 2004 г. заложила на развитие туризма почти 6 мил рублей, т. е. практически столько же, сколько Санкт-Петербург, объявляющий туризм одним из приоритетов своего развития. Даже Оренбург планирует выделять на эти цели до 20 мил рублей в год.  По все

_____________________________________________________

1.«Турбизнес  на  Северо - Западе», №3  март - 2006

2.  Александрова  А.Ю. Международный  туризм.-  М  : Аспект – Пресс-

2001- С. 464.

 

му  Северо-Западу наблюдается стабильный рост количества посещений на 15 - 25%, в то время как в Петербурге с 2000 г. эта цифра не превышает 10% в год.

 Среднегодовая заполняемость основных гостиниц за 2004 г., к примеру, составила 59% (на 4,5% ниже, чем за аналогичный период 2003 г. - 62%). При этом самый высокий среднегодовой показатель (69%) - у гостиниц высокого класса. Если рассматривать динамику заполняемости, то несложно заметить, что прослеживается положительный прирост, который сопровождается постоянным ростом количества средств размещения. Средний прирост заполняемости за период с 2000 по 2004 г. составил 4,4%. Наилучшие показатели приходятся на период с мая по сентябрь (от 61 до 84%), а в остальные месяцы показатели колеблются в диапазоне 40-69%. Пик заполняемости , приходится на июнь («белые» ночи), когда город посещают и иностранные туристы, и жители российских городов. ( 1)

        В Санкт - Петербурге на данный момент около 5 % населения работает в туризме. По оценкам экспертов, около 10 % городского бюджета прямо и косвенно формируется за счет доходов от индустрии гостеприимства - в то время как эта цифра в Петербурге вполне может быть увеличена до 25 %. (35 млн рублей. ). По мнению иностранных менеджеров «сетевых» петербургских отелей, для того чтобы город серьезно выглядел на международном туристском рынке, только на рекламу его туристских возможностей необходимо тратить не менее 1 млн. долларов ежегодно.

     Реализация целевой программы «Развитие туризма в Санкт-Петербурге на 2002 - 2005 гг.» принесла  результаты. Санкт-Петербург стал активно и современно представляться на крупных международных туристских выставках (например, на World Travel Market в Лондоне стенд Санкт-Петербурга с макетом города был признан лучшим); в городе создан

_______________________________________________________________

  1. Сенин В.С. Организация  международного туризма. Учебник.- М., 2000.- С. 35-39.
 
 

туристско-информационный центр, были организованы рекламные туры в Санкт-Петербург для иностранных журналистов и туроператоров, ряд крупных     

        В 2003 г. 2 июля вступил в силу Закон «О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге», (1) разработанный совместно экспертами администрации Санкт-Петербурга, Законодательного собрания и Российского союза туристской индустрии. Согласно этому закону, приоритетными направлениями развития туризма в Санкт-Петербурге являются въездной, внутренний, социальный, конгрессно-выставочный, культурно-познавательный и водный туризм, а основная задача органов власти в этой области - всесторонняя поддержка развития отрасли, в том числе финансирование рекламной, информационной деятельности, проведения исследований и многое другое. В частности, шестая статья второй главы закона предусматривает разработку и принятие новых дополнительных целевых программ Санкт-Петербурга в сфере туризма в Санкт-Петербурге и реализацию их за счет средств бюджета города.

       Эксперты СЗРО РСТ по поручению администрации города   в 2003 г. закончили разработку концепции развития туристской инфраструктуры и создания туристско-рекреационных зон - программ развития туристской инфраструктуры, санаторно-курортного комплекса, делового и водного туризма.

 
 
 
 
 
 
 

_____________________________________________________________

1. Докер Д.Ж. Введение в гостипреимство. – М: Юнити.- Дана 2002г.

 
 
 

   Главный итог 2005 г. - значительное снижение числа иностранных туристов, прибывающих в город на Неве. Если в течение трех предыдущих лет число прибытий из-за рубежа в Петербург неизменно росло (особенно в секторе круизов, где за последние 5 лет число судозаходов выросло более чем в 1,5 раза), то в прошлом сезоне случился кризис. Практически все участники рынка отметили заметное уменьшение въездного потока, оцениваемое в 15-25%. Что и подтверждают данные, приведенные в табл. 1

 
 
Год Водный Железнодорожный  Автомобильный Воздушный Пеший Итого
2002 326 260 327 2 079 233 354 614 279 3 300 0
2003 379 220 378 2107 098 472 436 358 3 537
2004 567 220 740 1 969 742 554 487 246 3 558
2005* 514 91 569 886 080 542 355 124 2 159
 

 (по данным РПУ ФСБ РФ по Северо-Западному федеральному округу).

 Что касается структуры въездного туризма из развитых стран Запада, то лидерами по-прежнему остаются финны: их количество почти впятеро больше, чем у занимающих второе место граждан Германии (табл. 2).

 
 
№ п/п Гражданство, подданство Цель поездки
 
 
Служебная
Туризм Частная Итого
1 Финляндия 416 271 138 912 101 031
    656 214
2 Германия 19 178 108 650 9 622
    137 450
3 США 13716
    74 212
4 469
    92 397
4 Великобритания 9 957
    68 471
1 883
    80 311
5 Франция 5 065
    56 925
1 290
    63 280

__________________________________________________________

 1. Турбизнес на  Северо- Западе. №3  март 2006

 

 По данным Северо-Западного отделения Российского союза тур - индустрии (РСТ), в целом 2005 г. в части въездного туризма позитивно оценили только 29,4% участников рынка, а почти половина (47%) - отрицательно. Спад туристического потока подавляющее большинство респондентов связывают с ростом цен на основные услуги без изменения качества сервиса, в результате чего совокупная стоимость тур - пакета в Петербург оказалась слишком высокой даже для обеспеченных жителей Запада. При этом одной из главных причин его подорожания называют стоимость проживания в питерских отелях, которая за последние 2-3 года выросла на 20-30%.

  Однако часть опрошенных отметила и три положительные тенденции:  

  -   поступательное развитие делового туризма, который отчасти компенсировал провал экскурсионного,

  - постепенное перераспределение туристического потока по сезонам года,

  -рост внутреннего туризма.

   В конце 2006 г. прошлого года в Петербурге наконец-то принята программа развития туризма на период вплоть до 2010 г., подготовленная международной консалтинговой компанией Boston Consulting Group (BCG) по заказу Минэкономразвития РФ.      Правительство представило программу развития туристической отрасли города до 2010 года. Презентация «Программы развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2006-2010 годы». Основной целью программы является увеличение посещаемости города иностранными туристами до 5 млн. человек ежегодно — данного показателя авторы программы рассчитывают достичь к 2010 году. В настоящее время Петербург ежегодно посещают от 0,8 до 1,5 млн. интуристов. 

     Как сообщил заместитель директора городского туристско-информационного центра при Комитете по внешним связям и туризму правительства Санкт-Петербурга Сергей Худяков, программа будет включать в себя несколько направлений:

- это разработка и реализация маркетинговой стратегии города,

- создание агентства городского маркетинга как основного механизма координации и управления туристской отраслью,

- создание условий для развития гостиничного и ресторанного бизнеса,   

- модернизация музеев и повышение эффективности их использования,  

- создание конгрессного бюро для продвижения и координации бизнес  и др.

По словам С.Худякова, в рамках программы планируется  провести основательно рорганизацию инфраструктуры города установить на улицах туалеты, указатели на английском языке, задействовать службу «городских ангелов» — студенты-волонтеры будут оказывать информационную и другие виды помощи иностранным туристам в наиболее людных местах) . (1)    Также в рамках проекта по обеспечению безопасности туристов к концу 2007 года в Петербурге планируется создать туристическую полицию. В городе откроется горячая информационная линия, по которой туристы смогут получить всю необходимую информацию на английском языке.

    Программа на 2006-2010 годы была принята правительством Санкт-Петербурга и утверждена петербургским Законодательным собранием в конце октября. При этом в 2006 году на реализацию программы планируется потратить 150 млн. рублей из городского бюджета. Однако участники презентации выразили надежду на то, что к проекту будут привлечены и внебюджетные инвестиции со стороны заинтересованного бизнеса.

     Авторы программы рассчитывают, что к 2010 году Санкт-Петербурга войдет в пятерку наиболее посещаемых городов Европы. По словам

разработчиков программы, при ее составлении Петербург сравнивается с

ведущими  туристскими центрами — Лондоном, Парижем, Римом,

 

1.Акулич  И. Демченко Е. Основы маркетинга. Минск “Высшая школа”, 1998г.

Амстердамом, Берлином, Мадридом, Барселоной и Веной.

 Как отметил председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации города Максим Соколов, она направлена на ускоренное развитие туристической отрасли и повышение доходов от этого сектора экономики. В настоящее время, по его словам, Петербург ежегодно посещает до 3,5 млн. туристов. На долю этого сектора экономики приходится около 10% валового продукта и около 5% доходной части бюджета города. Планируется, что к 2010 г. они увеличатся до 6-7 млрд. руб. в год, а число туристов достигнет 5 млн. человек (почти на 50% больше, чем в 2005 г.). Разработчики программы считают реальным для Петербурга за 5 лет войти в пятерку крупнейших туристических центров Европы: на реализацию программы уже в 2006-м будет выделено 150 млн. руб., а в течение 5 лет инвестиции достигнут 1 млрд. руб.

 В числе первоочередных направлений программы - разработка и реализация маркетинговой стратегии Петербурга,   создание бюро для продвижения бизнес - туризма. Есть и ряд абсолютно новых проектов: например, пуск экскурсионного автобуса для туристов с обзорной экскурсией по городу и создание информационной инфраструктуры для туристов, предполагающей дублирование латиницей названий основных туристских мест в городе.

Информация о работе Гостиничный бизнес