Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить вопросы развития детского туризма, проанализировать его состояние на сегодняшний день, показать актуальность изучаемого вопроса. Задачи исследования:
•проанализировать детский туризм в системе туризма;
•определить сущность детского туризма и его виды;
•рассмотреть особенности организации детского туризма в Республике Беларусь;
•рассмотреть современное состояние индустрии детского туризма, проблемы, связанные с ним, и перспективы его развития.
В 1960 г. на живописном берегу ре6ки Волма для старшеклассников СШ №8, 25, 75, 85 был организован туристский лагерь «Юность». Первые дни в лагере туристы проводили на базе, где знакомились с достопримечательностями Волмы, учились ставить палатки, разводить костры, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Трехдневный поход был запланирован по маршруту «Волма – Городище» со 2-го по 4 июля. Малый поход – это экзамен перед большим походом: проверка умения готовить пищу, ставить палатки, ориентироваться на местности, ходить по азимуту.
9 июля юные туристы отправились в большой поход на озеро Нарочь. По пути сделали остановку у памятника Н.Ф. Гастелло в Радошковичах. В 18.00 достигли озера Нарочь. На берегах озер Нарочь, Белое, Мястро туристы провели 9 дней. Общая протяженность похода составила 9 дней.
В 1969 г. Белорусский республиканский совет по туризму и экскурсиям организовал путешествие 300 учащихся средних школ республики по Черному морю на зафрахтованном теплоходе «Армения». Белорусские школьники посетили города-герои Одессу и Севастополь, курортные центры Ялту, Сухуми и Батуми, познакомились с их достопримечательностями и историей.
Всего в 1969 г. в период зимних каникул на турбазах республики, в туристских экскурсионных поездах, на теплоходах отдохнули более 2 000 учащихся.
Регулярно по инициативе Минского обсовпрофа на безвалютной основе организовывался взаимный отдых в пионерских и туристских лагерях белорусских, польских и немецких школьников. В июле 1970 г.две группы школьников Варшавского воеводства (68 чел.) и две группы Потсдамского округа (122 чел.) отдыхали в туристских лагерях в Минске. Одновременно выезжали на отдых учащиеся минских школ: две группы в количестве 68 человек – в Польшу, и две группы в количестве 122 человека – в ГДР.
Комитет молодежных организаций БССР организовывал туристский обмен школьников посредством поездов «Дружба».
Таким образом,
взаимный обмен туристскими группами
способствовал дальнейшему
В конце
70-х – начале 80-х гг. существовала
широкая сеть организаций юных путешественников
в школах, Дворцах пионеров, на детских
туристско-экскурсионных
1 ноября 1978 г. при Управлении образования Мингорисполкома по туристско-краеведческой и экскурсионной работе был создан Минский городской центр детско-юношеского туризма и экскурсий. В структуре Центра функционировали: отдел спортивного туризма, оргмассовой работы и информации, краеведения, а также туристские базы, тренировочный зал, водный бассейн, музей боевой славы 31-й армии, библиотека, пункт проката инвентаря, совет ветеранов, маршрутно-квалификационная комиссия по присвоению разрядов, комиссия общественных туристских кадров.
В 1985 г. в Минске был образован Республиканский центр детско-юношеского туризма и экскурсий Министерства образования РБ. Структура РЦ ДЮТЭ состоит из следующих отделов: туризма, краеведения, путешествий, экскурсий и методического.
Юные туристы совершали походы не только в пределах республики, а путешествовали по Центральному Кавказу, побывали на Кольском полуострове, в Карелии, Крыму, в Карпатах. Летом 1991 г. была проведена первая туристская экспедиция на Камчатку и Командорские острова.
Распад СССР повлек за собой спад активности детского туризма. С 1996 г. начинается восстановление количества походов и экскурсий, но уже в пределах РБ.
Развивался и детский клубный туризм. По данным Главного информационно-аналитического центра Министерства образования РБ в 1998 г. в республике функционировали 25 самостоятельных баз и клубов, в 2001 – 21. Наблюдалось некоторое уменьшение количества клубов за счет увеличения туристских центров и станций, которых в 1998 г. было 26, а в 2003 – 30.
Отдых детей и подростков представлен, в основном, местными (в пределах области, края) летними лагерями. Далеко не все родители могут позволить себе отправить ребёнка из Минска к Чёрному морю, да и по времени она занимает, в основном, 2 – 4 недели. В настоящее время организацией досуга ребят во время каникул, помимо турфирм, занимаются различные детские клубы, центры, организации. Но кто бы и в какой форме ни занимался свободным временем подростков, неотъемлемой частью отдыха ребят является детский туризм [4,c.115].
Детский туризм относится к категории социального туризма, который, является туризмом, финансирование которого осуществляется полностью или частично за счёт государства, работодателей. Правда, последнее, за исключением крупных концернов, представляется весьма проблематичным.
Большую долю в детском туризме занимает экскурсионная, познавательная составляющая. Такие туры организуются повсеместно, с выездом в различные регионы страны, особенно в крупные столичные города. Не менее важным является проведение пеших экскурсий по улицам родного города с посещением музеев, памятных мест. Во время отдыха в парках, скверах ребятам можно рассказать об истории родного края. Такие экскурсии служат развитию у детей желания к познанию нового, воспитанию чувства любви к «малой» Родине.
С удовольствием ребята отправляются в путешествие на теплоходе по реке, озеру или морю. Водная гладь, проплывающие мимо пейзажи, интересные рассказы экскурсовода, общение под современную музыку – всё это оказывает благотворное влияние на организм ребёнка после накопившейся за время учёбы усталости, на его психику. Такой экскурсионный детский туризм доступен практически всем детям без особых физических отклонений.
Если
дети находятся на отдыхе в загородном
лагере, то хорошей организацией досуга
является пеший детский туризм. Сначала
ребята занимаются в лагере, тренируются
на бревне по преодолению препятствий
по переброшенному дереву, разжиганию
костра, ориентированию на местности,
тому, как правильно и быстро поставить
палатку и другим азам выживания. Во время
самого похода ребята знакомятся с представителями
флоры и фауны данного региона, учатся
бережному отношению к природе. Безусловно,
что все занятия и путешествия должны
проводиться с учётом возраста ребёнка,
под постоянным наблюдением опытных инструкторов,
медицинских работников, которые обязаны
обеспечить безопасность детей. [5,c.134]
Во многом развитие того или иного вида детского туризма зависит от региона страны, его климатических особенностей. Навряд ли, например, в засушливых районах может быть массовым водный туризм, а в районах Севера - велосипедный. В то же время, находясь на отдыхе в регионах, отличных от мест постоянного проживания, подростки, после соответствующей подготовки могут отправиться, например, в конный, водный поход.
Занятия детским туризмом способствуют физическому и нравственному здоровью детей. Воспитывают в них любовь к природе, чувство патриотизма, особенно, если подростки участвуют в экологических, археологических экспедициях.
2.Современный детский туризм
2.1. Классификация видов
детского туризма и
Туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Детский туризм подразумевает путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями.
По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов [6,c.167]
По способу организации
При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку.
Например, к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории - от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек
В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность. Выделяются:
- сезонный - каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца),
- межсезонный.
Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.
Можно выделить несколько основных видов детского туризма, существующих в настоящее время в Республике Беларусь, а именно [7,c.89]:
1. Внутренний туризм:
2. Выездной туризм:
Сегодня в Республике Беларусь в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.
Коммерческая сфера состоит
из туристских фирм, туристских баз
и частных лиц, работающих со школьниками.
Деятельность коммерческих структур направлена
на получение прибыли и
Некоммерческая сфера
Работа структур некоммерческой сферы не связана с получением финансовой прибыли и осуществляется за счет бюджетных ассигнований и (или) привлеченных средств, в т.ч. родительской платы.
В настоящее время встречается и смешанный тип организации детского туризма, который объединяет государственные дотации с финансовыми вложениями коммерческих ассоциаций, фондов, союзов.
Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными органами управления, которые традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма. В последние годы в реализацию программ по развитию детского туризма включились также органы по делам молодежи и управления по туризму, а также органы управления.
Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как правило, тоже включают в свои учебные планы элементы туристской деятельности.
Учреждения дополнительного
К первой категории относятся
К специализированным учреждениям можно отнести Станции юных туристов, Центры детского туризма и аналогичные.
Еще одной категорией специализированных учреждений можно считать детские туристские базы. Часть баз сохранила свой государственный статус, другие были приватизированы и стали частными, но не прекратили работу со школьниками.
Организация отдыха и оздоровления
в этих учреждениях проходит, как
правило, путем продажи путевок,
причем в качестве покупателей выступают
как органы образования, так и
учреждения социальной защиты, учреждения
по делам молодежи. Часть детских
туристских баз финансируется по
линии Фонда социального
Среди общественных организаций, развивающих
детский туризм, можно также выделить
специализированные общественные организации
(туристские клубы) и многопрофильные
объединения (военно-патриотические, \а
также различные Союзы