Детский туризм в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить вопросы развития детского туризма, проанализировать его состояние на сегодняшний день, показать актуальность изучаемого вопроса. Задачи исследования:
•проанализировать детский туризм в системе туризма;
•определить сущность детского туризма и его виды;
•рассмотреть особенности организации детского туризма в Республике Беларусь;
•рассмотреть современное состояние индустрии детского туризма, проблемы, связанные с ним, и перспективы его развития.

Работа содержит 1 файл

Мой курсач!!!!!!!!!!.docx

— 79.51 Кб (Скачать)

 Например: дети проводят очистку  и  оборудование  родников,  туристских стоянок.

 Каждая из этих форм организации  имеет свое особое содержание, обладает специфическими образовательными  и воспитательными возможностями.

Например:  в  процессе  бесед  и  консультаций  в   аудитории   лагеря знакомятся с целями и  задачами  практикума,  содержанием  различных  видов работ,  методами  сбора  и  обработки  материалов,   правилами   оформления результатов, в ходе самостоятельных исследований в  природе  проводят  сбор первичной информации о состоянии среды.

В начале экспедиции для каждой группы проводится вводная  экскурсия  в  природу, а для учащихся младших  групп еще и зачетная в конце  экспедиции.

Вводная экскурсия по своему содержанию носит комплексный характер.  Но главное внимание инструктор обращает на разъяснение основных  положений  из тех  заданий,  которые  будут  выполнять  дети  данной  группы   в   период предстоящей работы. При этом инструктор  дает  общую  физико-географическую характеристику местности, отдельных природных объектов и явлений, развивает  навыки  по  определению  видов  растений  и  животных,  типов  растительных сообществ, ярусности.

Внимание  детей  концентрируется  на   выявлении   доступных   для кратковременного  наблюдения  природных  связей  типа:  рельеф   —   условия увлажнения — тип растительности; тип  леса  —  ярусность  —  освещенность  —фенофаза растений.

 Экскурсия будет неполноценной,  если в ее содержании не  будет  уделено должного  внимания  раскрытию  связей  человека  с  природой.   Для   этого необходимо использовать самые разнообразные проявления следов  человеческой деятельности  в  окружающей  среде  (дороги,  посевы,  вырубки,   различные  сооружения, посадки растений,  замусоривание,  вытаптывание,  антропогенный ландшафт)

 В ходе экскурсии отдельным  группам детей поручается вести   углубленное  наблюдение окружающей  среды в природе по специальным  заданиям, которые дети  получают  перед экскурсией .

 Природоохранные  и  природовосстановительные  мероприятия   желательно организовывать  в  дополнение  к  исследовательской   работе.  Это  позволяет понять  детям  туристского  лагеря,  что  конкретные  дела   по   улучшению экологической обстановки  доступны каждому человеку.

Важнейшим этапом лагерных экспедиций  является  итоговая   конференция  всей лагерной смены. Она происходит обычно в базовом лагере, на турбазе. На  конференцию  прибывают  все  направления  экспедиции   и   отчитываются   о проделанной  работе. Надо добиваться, чтобы для  всех участников  конференция стала  главным,  итоговым  мероприятием  экспедиций.  Значительность  этого  события подчеркивается всей  подготовкой  и  проведением  конференции.  При оформлении места  проведения  конференции  желательно  учесть  естественный микрорельеф, который  позволит выстроить амфитеатр.  Устраивается  «кафедра» для  докладчиков,  стол  президиума,  место  для  представления  наглядного материла и т. д. Если докладов не очень много - их все можно  заслушать  на общем заседании. Если докладов более 15-16,  то  следует  часть докладов перенести на секционные заседания, после которых  всех  участников обязательно надо собрать для подведения итогов.

 Одной из форм организации  экологических исследований в  походе учащихся являются  мониторинговые  исследования.  Следует  заметить,  что  основными принципами  построения экологического мониторинга  является  непрерывность  и  длительность наблюдения, строгая  периодичность и комплексность   наблюдаемых  параметров.

 Оценка и прогноз состояния  окружающей природной  среды   базируется на сравнении экологических   данных,  полученных  за  все   время  наблюдений: одними  и   теми  же  методами  и  приборами   на  не   нарушенных   природных  территориях,  так  называемых  -  фоновых  и  территориях,  находящихся  под антропогенным  влиянием.

 Для создания экологического  мониторинга  детьми  в  лагере  невозможно использовать принципы и методы экологического мониторинга  «большой  науки» не адаптируя их к школьному или лагерному процессу. Это связано с тем,  что прерывность лагерной смены не позволяет  сохранить  принципы  непрерывности наблюдений. В то же время, отсутствие их в наиболее важный для  мониторинга период наблюдений - летний, делает эти наблюдения  малоценными  для  целей экологического   мониторинга.   Как   правило,    в    окружении    детских оздоровительных лагерей   практически  отсутствуют  ненарушенные  природные территории, так называемые - фоновые. Это не позволяет осуществлять одну из составных частей экологического мониторинга - оценку результатов наблюдений и экологический прогноз.

 Немаловажным является то, что  психолого-возрастные  особенности   детей не  приспособлены  к   монотонной  и  однообразной   работе,   связанной   с проведением  мониторинговых наблюдений. Детскому  характеру более свойственно  выполнение  таких  заданий,  в  результате  которых  конкретный   результат получается довольно  быстро. Поэтому важно, в том  случае, если  исследование требует   довольно  длительного  времени,  наметить  какие-то  промежуточные  рубежи, которые позволят подвести  итоги кокой-то части исследования.

 Весьма существенным  в   экологической  исследовательской   деятельности детей в лагере  является отсутствие необходимых,  но часто дорогостоящих и, к  тому же, опасных приборов. Все   это  позволяет  весьма  редко   использовать получаемые данные  для профессиональных целей.

 Однако,   без   внедрения   в   лагерное   образование   экологических исследований, в том  числе и мониторинговых, невозможно  сформировать у детей полноценные   экологические  знания,  экологическую   культуру,  тем   более, воспитать  экологическую ответственность.

 Для  создания  системы   экологической  исследовательской   деятельности детей в туристском лагере  представляется  целесообразным  базироваться  на туристско-краеведческих и экологических отдельных мероприятиях. Здесь особенно эффективен метод малых детских групп.

         Особенностью  процесса  выполнения  экологических   исследовательских заданий в   походах  и  экспедициях   является  организация  исследовательской  работы по методу малых групп.  Для этого весь экспедиционный  отряд,  делится на бригады  (звенья). Хотя разделение  на  рабочие  звенья  и  проводится  по принципу добровольного выбора  партнера, инструктору необходимо  тактично  но твердо направлять  создание групп.

 Как показывает опыт,  оптимальный   состав  звена  —  два  -  три человека. Причем желательно,  чтобы  группы  были  примерно  равносильны  по своему составу: сильный и слабый ученик, два мальчика и девочка.  При  таком составе   члены   звена   более   равномерно   загружены   работой,   причем распределение работы внутри звена они организуют сами. Одновременно  с  этим решается и целый ряд задач по воспитанию нравственных качеств у  подростков: чувства ответственности, заботливости и внимательного отношения,  доверия  и требовательности к товарищу, рыцарского отношения с девочкам и т. п.  Звенья из четырех-пяти человек создаются  лишь  в  случаям  крайней  необходимости.

Каждому звену можно присвоить  название или порядковый номер на  период  всей экспедиции.

Если изучаемая тема является  коллективной,  то  важно,  чтобы  каждый ребенок чувствовал  себя  членом   исследовательского   коллектива,   имел определенные обязанности перед ним и особую ответственность за  результаты своей работы.

 Участие в группах детей   разного  возраста  обеспечивает   преемственность   при   выполнении  долговременных изысканий. Коллективная  работа  приучает  ребят  к   взаимной ответственности за  общее дело.

Комплексный характер детской туристской экспедиции в лагере. Особое внимание нужно уделить такому важному, концептуальному элементу в структуре детского похода и туристской экспедиции, как комплексность. При проведении комплексной экспедиции в одном и том же районе  работают  разные  направления (и гуманитарные, и естественнонаучные),  воспитатели  с  детьми  исследуют их по своим программам и методикам. При  этом  существует  единая исследовательская программа экспедиции, выполнение  которой  осуществляется  методами, общими для всех направлений туристского лагеря.

     

3.2 Проблемы и перспективы  развития детского туризма

Актуальные  проблемы детского туризма в Республике Беларусь 
Детско-юношеский туризм – это средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерным компонентом которого является путешествие (экскурсия, прогулка, поход, экспедиция). Это определение прежде всего указывает на то, что в туризме должны интегрироваться все основные стороны воспитания: идейно-нравственная, трудовая, эстетическая, физическая, патриотическая и интернациональная, умственное развитие, политехническое образования и др.

Проблемы  развития детского туризма очень  актуальны на сегодняшний день. Специалисты  считают, что в перспективе детско-юношеский  туризм может и должен стать одним  из приоритетных направлений развития туризма в Республике Беларусь.

Уровень развития туризма в стране тесно  связан с общим уровнем и состоянием развития экономики. В экономически высокоразвитой стране сформирована инфраструктура туризма (транспорт, средства размещения и питания, современные технологии и т.п.). Высокий уровень благосостояния населения порождает и высокий  платежеспособный спрос на туристские услуги. Все это способствует развитию туризма.

Поскольку детский туризм является одной из составляющих туризма в целом, то все проблемы, которые возникают  при его развитии, связаны с  теми же факторами, которые препятствуют развитию туризма в целом, хотя, безусловно, имеются и чисто специфические  моменты, присущие только детскому туризму.

Принимая  во внимание, что будущее поколение  страны в современных экономических  условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, перед  белорусским государством и обществом  сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодому поколению прекрасный мир детского туризма и развивать  его во всех формах и видах.

Индустрия туризма отличается от других сфер экономики тем, что доходы от туристского  бизнеса носят не одномоментный  характер, а увеличиваются по мере укрепления доверительного отношения  потребителей туристских услуг к  производителям этих услуг. Поэтому  следует ожидать, что вовлечение подростков и молодых людей в  занятия туризмом с раннего возраста, показ молодым людям лучших образцов туристского продукта в момент высокой эмоциональной восприимчивости, свойственной юному возрасту, приведет и к увеличению их потребности в туристских поездках и путешествиях в более зрелом возрасте. Кроме того, развитие детского туризма должно привести и к увеличению числа молодых людей, решивших сделать туризм своей основной профессией, т.е. решить проблему подготовки туристских кадров, которая сегодня также стоит достаточно остро.

Остановимся на некоторых проблемах, которые  препятствуют развитию детского туризма. Прежде всего, массовый детский отдых  не должен быть дорогим. Дети не столь  требовательны к уровню комфорта: они согласны жить вчетвером и  вшестером, путешествовать в плацкартном  вагоне. Это помогает снизить себестоимость  тура. Для удешевления детского отдыха необходимо также снизить затраты  на транспортные услуги. Цены на билеты порой составляют значительную часть  стоимости отдыха. В вопросе снижения их стоимости государство может  выступить как крупный туроператор  или регулировать эти проблемы через  различные экономические рычаги.

С повышением налогов стали расти цены на путевки. Еще одна проблема – налог на землю. Если не решить эти вопросы  законодательно, можно потерять наши детские здравницы – они станут не по карману большинству родителей.

Также проблемой является детский  травматизм. Несмотря на неутешительную статистику, в Республике Беларусь не существует ни одной государственной  программы, занимающейся этим вопросом. 

Важным фактором, способным сильно повлиять на развитие детского туризма, является демографический фактор, причем главный интерес для данного  исследования представляет анализ населения  Республики Беларусь по возрастному  признаку от 7 до 15 лет, то есть основной сегмент детского туристского рынка. По данным демографических исследований, количество детей в возрасте до 15 лет будет уменьшаться вплоть до 2012г., а, начиная с 2013г., оно снова  начнет увеличиваться. На имеющийся  прогноз демографической ситуации в Республике Беларусь не сможет сильно повлиять рынок потребителей детского туризма, однако он сможет обострить  конкурентную борьбу.

На сегодняшнем этапе развития детского туризма также имеется  проблема разграничения предоставляемых  услуг. Турагентства предлагают широкий  спектр предложений для взрослых людей любого уровня достатка, чего нельзя сказать о детском туризме. Доля родительских денег в оплате летнего отдыха детей сегодня  составляет только 8%, но имеется большой потенциал, который позволяет расширить спектр предложений.

Также проблемой признан недостаток необходимых экономических знаний у администрации детских оздоровительных  лагерей. Эта проблема мешает проводить  правильную политику ценообразования, что во многом сказывается на заполнении лагерей и, в конце концов, на финансовых результатах их деятельности. Необходимо принять внимание и отсутствие хорошо налаженных связей между турфирмами и оздоровительными лагерями. Администрации  оздоровительных лагерей обычно не допускают коммерческие предприятия  к своей деятельности. А если и  сотрудничают с ними, то, в основном, либо не хотят давать скидки на турпутевки, либо предоставляют их в неудобный  период межсезонья. Надо также отметить, что руководство детских оздоровительных  лагерей не следит за ценами, по которым  продаются путевки. В результате возникают перепродажи, и конечная цена сильно возрастает.

Информация о работе Детский туризм в Республике Беларусь