Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить вопросы развития детского туризма, проанализировать его состояние на сегодняшний день, показать актуальность изучаемого вопроса. Задачи исследования:
•проанализировать детский туризм в системе туризма;
•определить сущность детского туризма и его виды;
•рассмотреть особенности организации детского туризма в Республике Беларусь;
•рассмотреть современное состояние индустрии детского туризма, проблемы, связанные с ним, и перспективы его развития.
б) в приходной части: взносы родителей, дотации
внешкольных учреждений, органов народного образования, профсоюзов, шефов, учреждений, поручивших исследовательскую работу, и др.
Получить инструктаж о порядке расходования денежных средств и отчетности по ним.
11. Получить маршрутный лист (маршрутную книжку), являющийся основным документом группы в походе.
Получить разрешение директора школы или учреждения, проводящего поход, на отправление в поход.
3.
Роль детского туризма в
3.1Основные принципы и
Детско-юношеский туризм - это средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерным компонентом которого является путешествие (экскурсия, прогулка, поход, экспедиция). Это определение прежде всего указывает на то, что в туризме должны интегрироваться все основные стороны воспитания: идейно-нравственная, трудовая, эстетическая, физическая, патриотическая и интернациональная, умственное развитие, политехническое образования и др. [14,c.123]
Исходя из истории развития
туристской деятельности, познавательная
функция в той или иной
мере присуща любому туристскому
мероприятию, поэтому познание
для детей нового и необычного
на экскурсиях, в походах, экспедициях,
полевых лагерях базируется на
одной из основных составляющих
туристской деятельности. Данная
форма организации учебно-
Следует отметить, что при организации и проведении данной формы учебно-воспитательного процесса используется личностно-ориентированная педагогическая парадигма. В рамках этой парадигмы осуществляются следующие основные принципы и подходы к учебно-воспитательной работе в туристском лагере с отдыхающими детьми [15,c.76]:
- личностно-деятельностный;
- диалогический или полисубъектный;
-индивидуально-творческий;
- культуросообразности;
- целесообразности;
- природосообразности;
- краеведческий;
- целостности
воспитательного процесса и
Исходя из этих теоретических позиций , можно определить те принципиальные педагогические взгляды, на которых следует базироваться в практике организации и проведения туристских детских лагерей. Основная задача педагога в оздоровительном лагере заключается в создании некой гипотетической модели по формированию развивающей и обучающей среды для детей.
Именно педагогом-воспитателем, инструктором туризма в детском туристском лагере должны задаваться условия, формы и методы исследовательской деятельности в походах, благодаря которым у ребенка будет формироваться внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним первой информации с творческих позиций.
Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач является решение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть превращения внешней необходимости исследования нового и неизвестного встречающегося ребенку в туристских походах во внутреннюю потребность.
Одним из важнейших принципов
организации познавательного
Совместная практическая деятельность ребят в походе должна основываться, в первую очередь, на интересе, увлечении конкретным делом, осмыслении работы, и уже во вторую - на занятиях теоретического и практического характера по изучению основ туризма и оздоровления.
Туристско-краеведческая форма учебно-воспитательной работы является эмоционально яркой и очень содержательной стороной жизни детей. Такая форма работы способствует укреплению здоровья, разностороннему воспитанию, становлению гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.
Для учащихся в подростковом и
юношеском возрасте разнообразные
путешествия, знакомство с различными
уголками своей страны, изучение
на практике их исторических,
культурных, природных
Использование разнообразных туристских и технических средств в оздоровительном туристском лагере: лазание по скалам, плавание на байдарках, лодках и катамаранах, работа с различными приборами и механизмами, проведение радиосвязи, к которым у детей среднего и старшего возраста имеется повышенный интерес, создает дополнительный привлекательный фактор участия в туристском походе.
Основу личностно-
Она отвечает следующим требованиям [15,c.125]:
- подчиняется
основополагающим
- имеет
коллективный характер
ответственной зависимости, взаимодействия и взаимопонимания;
- адекватна личным потребностям, целям, мотивам;
- является творческой;
- способствует
активизации деятельности
- имеет высокий уровень организации;
-базируется на принципах самоуправления, самодеятельности и
сотворчества;
- имеет
очевидный практический
- учитывает возрастные и индивидуальные особенности;
- является посильной;
- имеет комплексный характер, то есть включает в себя разнообразные
формы экологической деятельности;
- проводится непрерывно и систематически.
Вся учебно-воспитательная работа в походе строится на полном самоуправлении, организуется на основе развитой административной и исследовательской инструментовки. Детские туристские походы и экспедиции проходят в форме, максимально приближенной к настоящей исследовательской экспедиции в спортивном туризме.
Цели, задачи, принципы организации детской туристской исследовательской экспедиции (похода с исследовательской ориентацией) определены программой туристского лагеря.
Туристские экспедиции, походы, полевые лагеря организуются и проводятся исходя из того, что летние программы туристских лагерей содержат несколько тематик экспедиций.
Главными целями данных форм работы определяются:
условиях;
внеурочная работа по предметам базового школьного учебного плана.
Познавательно-
Реже это бывает группа, организованная на школьных оздоровительных площадках по месту жительства или организации комитета по делам молодежи.
Разновозрастная, чаще всего,
учебная группа, состоящая из 6-15
школьников, работает по специальной
туристской исследовательской
Полевые экологические
Экспедиции и походы
Главная концепция занятости и досуга детей предусматривает только культурно- развлекательную программу и исключает какие то бы ни были выходы за пределы лагеря. Это существенно обедняет содержание отдыха детей.
Не просто отдых
и развлечения, но предстоящая
работа, изучение нового, еще неизвестного,
а, возможно, - и открытия
делают для ребят походы
наиболее привлекательной и
В туристском походе должны
быть поставлены, осознаны и
реализованы конкретные задачи
в условиях конкретного
В любой туристской экспедиции — комплексной или узко тематической, реализация исследовательских программ происходит по различным направлениям. Очень важным и принципиальным моментом является то, что ребенок сам выбирает из предлагаемого ему перечня, чем ему заниматься. Он также имеет право поменять интересовавшее его раньше направление, что даже весьма неплохо, так как пока у ребят еще есть возможность попробовать себя в разных направлениях исследовательской деятельности предлагаемой в лагере.
Не секрет, что на практике
в условиях детского
В туристские экспедиции подбираются
хорошо подготовленные в туристском
и физическом плане дети. Можно
сказать, что эти два аспекта
подготовки выходят на первый план
по сравнению с учебно-
Очевидно, что детская экспедиция
— это мероприятие с повышенной
вероятностью несчастных случаев.
Руководители экспедиции должны максимально
снизить вероятность
В экспедиции подбирают
педагогов или инструкторов
После прибытия в базовый лагерь или туристский приют выделяется время на обустройство и акклиматизацию.
После решения бытовых
На следующем этапе происходит основной сбор материала. Группы естественнонаучных направлений после непродолжительной рекогносцировки отправляются в пешеходные маршруты. Группы гуманитарных направлений работают на объектах или в населенных пунктах.
Экологическое воспитание и
обучение учащихся в туристско-
Это маршрутная экскурсия
на местности, беседы в