Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:21, реферат
Раскрытие содержания «международная перевозка» . Международное транспортное право. Международные воздушные перевозки. Международные железнодорожные и морские перевозки. Международные автомобильные перевозки грузов.
На протяжении более или
менее длительного периода
В торговом мореплавании коносамент (транспортный документ) выполняет три функции*(7)
- служит распиской в принятии груза к перевозке,
- является
- опосредует заключение договора перевозки в линейном морском судоходстве.
Положения Гаагских правил (Закон, 2000, N 6, с.55-60) охватывают три группы вопросов, которые являются решающими при морских перевозках грузов:
- порядок составления коносамента и его реквизиты;
- ответственность морского
перевозчика за понесенные
- порядок предъявления
требований к морскому
Коносамент выдается перевозчиком
на основании погрузочного поручения
отправителя (п.3 ст.3). В коносаменте
перевозчик указывает основные характеристики
груза, число мест либо количество и
вес груза в соответствии с
погрузочным поручением отправителя;
внешний вид и видимое
Сердцевину Гаагских правил составляют положения об ответственности морского перевозчика. Они формулируются в виде перечня оснований, освобождающих его от ответственности (п.2 ст.4). Этот перечень охватывает 17 оснований: пожар, стихийные бедствия, спасение жизни и имущества на море, забастовки, навигационную ошибку (действия, небрежность или упущение капитана, членов экипажа, лоцмана либо служащих перевозчика в судовождении или управлении судном) и др. Ответственность перевозчика основывается на принципе вины, которая презюмируется и должна опровергаться самим перевозчиком. Предел ответственности в редакции Правил Висби составляет 10 тыс. франков Пуанкаре*(8) за место или единицу груза, либо 30 франков Пуанкаре за 1 кг веса брутто утраченного или поврежденного груза в зависимости от того, какая сумма выше. Этот предел ответственности применяется, если стоимость груза не была оговорена отправителем в коносаменте. Гаагские правила устанавливают ответственность за потерю или повреждение грузов, следовательно, они охватывают все варианты ответственности морского перевозчика перед грузовладельцем. Положения об ответственности носят императивный характер, и всякие отступления от них не имеют юридической силы (п.8 ст.3).
В отношении порядка предъявления
требований к перевозчику Гаагские
правила предусматривают
Правила Висби расширили сферу действия Брюссельской конвенции 1924 г. Теперь она применяется к любому коносаменту, если он выдан в одном из государств-участников; перевозка осуществляется из порта, находящегося в одном из государств-участников; при наличии в коносаменте ссылки на подчинение его Гаагским правилам (ст.10). Как уже отмечалось, Правила Висби ввели также новую единицу расчета предела ответственности морского перевозчика - франк Пуанкаре. Изначально Гаагские правила предполагали его исчисление в английских фунтах стерлингов и устанавливали его размер в 100 фунтов стерлингов за место или единицу груза. Наряду с расширением сферы применения Гаагских правил Правила Висби установили срок исковой давности по требованиям к перевозчику об убытках в отношении груза в один год после его сдачи грузополучателю (п.6 ст.3). Регрессный иск может быть предъявлен даже и по истечении одного года, однако только в период времени, определенный для этого по закону страны суда, в который такой иск предъявляется (п.6-бис ст.3).
Брюссельский протокол 1979 г. был принят с единственной целью изменить единицу расчетов пределов ответственности морского перевозчика. Таковой стала СДР - расчетная единица, действующая в рамках Международного валютного фонда (МВФ). Предел ответственности морского перевозчика по Протоколу 1979 г. определен двояко. Для государств-членов МВФ он установлен в 666,67 СДР за место или единицу утраченного (поврежденного) груза либо 2 СДР за 1 кг веса брутто в отношении такого груза. Для государств, не являющихся членами МВФ, оставлена возможность использовать франки Пуанкаре, и в этом случае предел ответственности составляет 10 тыс. франков Пуанкаре за место или единицу груза (либо 30 франков Пуанкаре за 1 кг веса брутто утраченного (поврежденного) груза). КТМ РФ воспринял по данному вопросу нормы Брюссельского протокола 1979 г. и установил предел ответственности морского перевозчика в 666,67 СДР за место или единицу груза либо 2 СДР за 1 кг веса брутто утраченного (поврежденного) груза в зависимости от того, какая сумма выше (п.1 ст.170).
Гамбургские правила 1978 г. (Закон, 2000, N 6, с.39-47) имеют более широкую сферу действия, чем Гаагско-Висбийские правила. Они охватывают перевозки животных, грузов на палубе и опасных грузов. В них включено дополнительно 13 обязательных реквизитов коносамента (п.1 ст.15). Все положения Правил носят императивный характер (п.1 ст.23).
Гамбургские правила сохранили принцип презюмируемой вины морского перевозчика, сформулировав его в общей форме (ст.5), а не в виде перечня оснований, исключающих ответственность. Однако они не рассматривают навигационную ошибку как основание освобождения перевозчика от ответственности. Именно это послужило причиной отказа многих государств от ратификации Гамбургской конвенции, что весьма негативно сказывается на правовом регулировании морских перевозок.
Предел ответственности
морского перевозчика по Гамбургским
правилам установлен двояко. Для государств
- членов МВФ он выражается в СДР
и составляет 835 СДР за место или
единицу груза либо 2,5 СДР за 1
кг веса брутто утраченного (поврежденного)
груза (п.1 ст.6). Для государств, не являющихся
членами МВФ, опять-таки предусмотрена
возможность использования
Гаагские правила не содержат
каких-либо норм о юрисдикции и арбитраже.
Этот вопрос регулируется обычными нормами,
сложившимися в торговом мореплавании.
Заключаемые сторонами
- основного коммерческого предприятия ответчика;
- заключения договора
перевозки при условии, что
ответчик имеет там
- порта погрузки или порта разгрузки;
- в любом месте, указанном в договоре морской перевозки.
Эта норма (п.1 ст.21) позволяет грузовладельцу предъявить иск к перевозчику в любой стране, связанной с перевозкой, причем ею может быть и страна, не участвующая в Гамбургской конвенции ООН 1978 г. В конечном итоге данный факт может привести к тому, что суд государства - нечлена Конвенции, признав себя компетентным, не будет связан указанным правилом и не будет применять нормы Конвенции. Таким образом, Гамбургские правила закрепили отказ от сложившейся практики решения вопроса о подсудности споров на основе пророгационного соглашения сторон. Эти правила предусматривают возможность передачи спора на рассмотрение в арбитраж при наличии письменного арбитражного соглашения между сторонами (п.1 ст.22). Арбитражное разбирательство по выбору истца может проводиться в одном из следующих мест (п.3 ст.22):
- в государстве, на
территории которого находится
основное коммерческое
- место заключения договора
перевозки при условии, что
ответчик имеет там
- порт погрузки или порт разгрузки;
- любое место, указанное с этой целью в арбитражном соглашении.
Арбитр или арбитражный
суд обязаны применять
Правовое регулирование
международных перевозок
- в отношении пассажира
и его каютного багажа - период,
в течение которого пассажир
и его каютный багаж находятся
на борту судна, период
- в отношении каютного
багажа - также период, в течение
которого пассажир находится
на морском вокзале, на
- в отношении иного, некаютного багажа - период с момента принятия его перевозчиком, служащим или агентом перевозчика на берегу или на борту судна до момента выдачи перевозчиком, его служащим или агентом.
Понятие международная перевозка означает любую перевозку, при которой в соответствии с договором перевозки место отправления и место назначения расположены в двух различных государствах либо в одном государстве, если согласно договору перевозки или предусмотренному рейсу промежуточный порт захода находится в другом государстве.
Афинская конвенция 1974 г.
применяется к любой
- судно плавает под
флагом государства-участника
- договор перевозки заключен в государстве-участнике;
- согласно договору перевозки
место отправления или
Центральное место в Конвенции
отведено вопросам ответственности
перевозчика за ущерб, причиненный
пассажиру или его багажу. Перевозчик
отвечает за ущерб, причиненный в
результате смерти пассажира или
нанесения ему телесного