Международные перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:21, реферат

Описание работы

Раскрытие содержания «международная перевозка» . Международное транспортное право. Международные воздушные перевозки. Международные железнодорожные и морские перевозки. Международные автомобильные перевозки грузов.

Работа содержит 1 файл

международной перевозки.docx

— 122.97 Кб (Скачать)

Понятие международной перевозки

 

Под международными перевозками  следует понимать перемещение грузов или пассажиров, осуществляемое посредством  любого вида транспорта в случае, если такое перемещение имеет международный  характер: место отправления и  место назначения находятся на территориях  разных государств или же само перемещение  осуществляется по территории иностранного государства, а также другие аналогичные  ситуации.

В науке международного частного права вопрос о понятии «международная перевозка» не является разрешенным. Трудно найти определение данного понятия  и в национальном законодательстве государств. Источниками, содержащими  определение международных перевозок, являются международные транспортные конвенции.

Конвенционные определения  имеют конкретное содержание и относятся  к регулированию определенного  вида международной перевозки. Так, например, в соответствии с Варшавской конвенцией 1929 г. об унификации некоторых  правил, касающихся международных воздушных  перевозок, международной перевозкой называется всякая перевозка, при которой: 1) либо место отправления и место  назначения, вне зависимости от того, имеется ли перерыв в перевозке, расположены на территории двух государств-участников; 2) либо предусмотрена остановка  на территории иностранного государства (при этом не обязательно, чтобы это  была территория государства — участника  Конвенции), а расположение места  отправления и места назначения значения не имеют. 

Таким образом, в Варшавской конвенции понятие «международная перевозка» наделено конкретным содержанием, применимым для отношений, составляющих предмет регулирования именно этой Конвенции. Это значит, что для  других ситуаций, в том числе и  при осуществлении воздушных  перевозок (не регулируемых Варшавской конвенцией), могут быть установлены  иные критерии для признания перевозки  международной. Это лишний раз является доказательством того, что понятие  «международная перевозка», ограниченное нормами конвенции, является более  «узким» по отношению к общепринятому  варианту понятия.

Другим источником, в котором  дается понятие международной перевозки, можно назвать Конвенцию ООН  об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле 1991 г. (Россия не участвует в данной Конвенции). Согласно этой Конвенции  «международная перевозка» означает любую  перевозку, при которой место  отправления и место назначения идентифицируются как находящиеся  в двух различных государствах на момент, когда оператор принимает  груз в свое ведение». Как видно, понятие международной перевозки, сформулированное в Конвенции 1991 г., наделено иным содержанием по сравнению  с определением Варшавской конвенции.

Раскрытию содержания «международная перевозка» способствуют другие понятия, определение которым дается в  соответствующих транспортных конвенциях. При этом всегда оговаривается, что  значение конвенционных терминов следует  понимать лишь в контексте данной международной конвенции.

Так, например, в Женевской  конвенции 1956 г. о договоре международной  дорожной перевозке грузов (КДПГ) специально подчеркивается, что при применении настоящей Конвенции под «транспортным  средством» следует понимать автомобили с полуприцепами, прицепы и полуприцепы. Таким образом, в данном случае можно  увидеть классический пример автономной квалификации: в Конвенции понятие «транспортное средство» наделено самостоятельным содержанием, независимо от его определения в национальном законодательстве государств. Соответственно, и содержание понятия «международная перевозка» будет моделироваться с учетом изложенного определения транспортного средства.

международные транспортные соглашения

 

 

Международное транспортное право представляет собой группу международных принципов и норм, регламентирующих вопросы перевозки  грузов и пассажиров по территории двух или нескольких государств, и  в настоящее время представляет собой подотрасль права международного сотрудничества в области экономики.

Следует учитывать, что перевозки  морским, воздушным, железнодорожным  и автотранспортом осуществляются на основании как универсальных  транспортных конвенций (Конвенция  для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1929 г., Конвенция о договоре международной  перевозки грузов по дорогам 1956 г., Конвенция  ООН о морской перевозке грузов 1978 г. и др.), так и в соответствии с двусторонними соглашениями о  транспортном сообщении и перевозках (Россия участвует в нескольких десятках таких соглашений).

По общему правилу, универсальные  конвенции применяются независимо от национальной принадлежности судна, перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя  или любого другого заинтересованного  лица. Конвенции применяются также  в том случае, если перевозки, входящие в область их применения, производятся государствами или правительственными учреждениями или организациями. Нормы  двусторонних соглашений применяются  в качестве специальных норм по отношению  к положениям многосторонних конвенций.

Под перевозчиком в конвенциях понимается лицо, которым или от имени которого с грузоотправителем  заключен договор перевозки груза. Фактический перевозчик — лицо, которому перевозчиком поручено осуществление  перевозки груза или части  перевозки.

Термин «грузоотправитель» означает лицо, которым или от имени  или от лица которого заключен договор  морской перевозки груза с  перевозчиком, или любое лицо, которым  или от имени или от лица которого груз фактически сдается перевозчику  в связи с договором морской  перевозки. «Грузополучатель» — это лицо, управомо-ченное на получение груза.

Понятие «груз» включает и  живых животных; в тех случаях, когда товары объединены в контейнере или подобном приспособлении для  транспортировки или когда они  упакованы, «груз» включает такое приспособление для транспортировки или упаковку, если они предоставлены грузоотправителем.

Правила перевозок различными видами транспорта регламентируются специальными источниками.

Международные воздушные  перевозки

Положения о международных  воздушных перевозках содержатся прежде всего в Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1929 г. (в 1955 г. Конвенция была дополнена Гаагским протоколом, в котором участвуют около 100 государств, в том числе Россия), Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. Помимо указанных документов, Российской Федерацией заключено несколько десятков двусторонних соглашений о воздушном сообщении.

Конвенция 1929 г. применяется  при международной перевозке  людей, багажа или грузов, осуществляемой посредством воздушного судна, как  за плату, так и бесплатно. Конвенция  применяется к перевозкам, совершаемых государством или юридическими лицами. В Конвенции регулируются вопросы выдачи перевозочных документов (проездных билетов, багажных квитанций, воздушно-перевозочных документов), содержание договора перевозки, устанавливаются правила об ответственности перевозчика, регламентируются вопросы смешанных перевозок.

Двусторонние соглашения определяют порядок установления и  эксплуатации международных воздушных  линий. Государства назначают национальные авиапредприятия для эксплуатации договорных линий по обозначенным маршрутам, устанавливают условия предоставления и аннулирования разрешений, регламентируют вопрос о тарифах, таможенных пошлинах, правилах авиационной безопасности и т.д.

Международные железнодорожные  перевозки

Вопросы железнодорожных  перевозок регулируются прежде всего Конвенцией о международных железнодорожных перевозках 1980 г. Эта Конвенция объединила тексты Бернской конвенции о железнодорожной перевозке грузов 1890 г. и Бернской конвенции о железнодорожной перевозке пассажиров и багажа. Конвенция устанавливает правила перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, условия платежей и страхования грузов в пути, ответственность железных дорог, порядок предъявления претензий и исков.

В отношениях РФ со странами Восточной Европы действует Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС).

Международные морские перевозки

В международном торговом судоходстве сложились две формы  перевозок: регулярные и нерегулярные (чартерные). Регулярные перевозки оформляются  коносаментом, выдаваемым перевозчиком грузоотправителю при передаче груза  перевозчику. Чартерные перевозки  осуществляются чаще всего с помощью  посредника на основании фрахта, заключаемого в соответствии с правилами и  национального законодательства.

Правовой статус коносамента  урегулирован Конвенцией об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. и Протоколом к ней 1968 г. (Россия в Конвенции и Протоколе не участвует).

Конвенция 1924 г. дает определения  понятий, используемых в морской  перевозке (перевозчик, договор морской  перевозки, перевозка, грузы, коносамент, судно), устанавливает правила принятия грузов и выдачи коносамента, пределы  ответственности перевозчика и  др.

Вопросы морских перевозок  регламентируются в РФ двусторонними  соглашениями о торговле, судоходстве  и мореплавании и другими документами.

Международные автомобильные  перевозки грузов

Правила международных автомобильных  перевозок грузов урегулированы  многосторонней Конвенцией о договоре международной перевозки грузов по дорогам 1956 г. (Россия участвует), а  также двусторонними соглашениями о международном автомобильном  сообщении (их несколько десятков).

Конвенция 1956 г. применяется  к договорам дорожной перевозки  грузов за вознаграждение посредством  транспортных средств, когда место  погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся  на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.

Необходимо учитывать, что  применение Конвенции не зависит  от места жительства и гражданства  или государственной принадлежности заключающих договор сторон.

Конвенция определяет лица, за которые несет ответственность  перевозчик, порядок заключения и  изменения договора перевозки, требования, предъявляемые к накладной, порядок  приемки и передачи грузов, ответственность  перевозчика, предъявление претензий  и исков, правила перевозки несколькими  перевозчиками. 

 

Документы и литература

Хартия экономических  прав и обязанностей государств 1974 г. // Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. Т. 3. С. 135—145.

Договор о Европейском  Союзе 1992 г. // Там же. С. 211—225.

Соглашение о создании Всемирной торговой организации 1994 г. // Там же. С. 162—173.

Соглашение о принципах  сближения хозяйственного законодательства государств — участников Содружества 1992 г. //БМД. 1993. №10.

Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. // БМД. 1995. №4.

Бирюков П. Н. Договор международной  купли-продажи товаров. Международный  коммерческий арбитраж. Воронеж, 1994.

Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права. Воронеж, 1996.

Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права. Вып. 2. Воронеж, 1997.

Богуславский М.М. Международное  частное право. М., 1996.

Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права. М., 1994.

Курс международного права. В 7 т. Т. 4. М., 1991.

Магомедова А. И. Организационная  структура ГАТТ // Правоведение. 1994. № 4.

Малинин С. А., Магомедова А.И. О «праве ГАТТ» //Правоведение. 1995. №1. С.52—59.

Мартынов И.С. Сфера применения и выбор права по Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. // ГиП. 1994.  № 9.

Международное транспортное право. М., 1987.

Саушкин Д. В. О понятии внешнеторговой сделки//Правоведение. 1993. №1. С. 119— 120.

Магомедова А. И. Организационная  структура ГАТТ // Правоведение. 1994. № 4. С. 51—60.

Таможенное право / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. М., 1995.

Шреплер Х.-А. Международные организации. М., 1995.

 

Актуальные  проблемы теории и практики международного транспортного права. 

 

Международное транспортное право

Правовое регулирование  международных морских перевозок

Правовое регулирование  международных авиационных перевозок

Правовое регулирование  международных автомобильных перевозок

Правовое регулирование  международных железнодорожных  перевозок.

Правовое регулирование  международных комбинированных  перевозок 

 

Международное транспортное право

Международное транспортное право как отрасль международного частного права (МЧП) представляет собой  комплекс правовых норм, содержащихся в национальном законодательстве, международных  договорах, обычаях и регулирующих обязательственные отношения по перевозке грузов, пассажиров и багажа в международном сообщении. Предметом  международного транспортного права  выступают транспортные обязательства, "осложненные иностранным элементом". Особенностью правового регулирования  перевозок грузов, пассажиров и багажа в межгосударственном сообщении  являются высокий удельный вес материально-правовых норм международного характера по сравнению  с коллизионными нормами и  наличие широкого комплекса норм внутригосударственного законодательства.  

 

В России нормы национального  права, регулирующие транспортные обязательства, содержатся в части второй Гражданского кодекса РФ от 26 января 1996 г. в редакции от 17 декабря 1999 г. (СЗ РФ, 1996, N 5, ст.410; 1999, N 51, ст.6288). В соответствии со ст.784 перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.  

Информация о работе Международные перевозки