Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:21, реферат
Раскрытие содержания «международная перевозка» . Международное транспортное право. Международные воздушные перевозки. Международные железнодорожные и морские перевозки. Международные автомобильные перевозки грузов.
Понятие международной перевозки
Под международными перевозками
следует понимать перемещение грузов
или пассажиров, осуществляемое посредством
любого вида транспорта в случае, если
такое перемещение имеет
В науке международного частного
права вопрос о понятии «международная
перевозка» не является разрешенным. Трудно
найти определение данного
Конвенционные определения имеют конкретное содержание и относятся к регулированию определенного вида международной перевозки. Так, например, в соответствии с Варшавской конвенцией 1929 г. об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, международной перевозкой называется всякая перевозка, при которой: 1) либо место отправления и место назначения, вне зависимости от того, имеется ли перерыв в перевозке, расположены на территории двух государств-участников; 2) либо предусмотрена остановка на территории иностранного государства (при этом не обязательно, чтобы это была территория государства — участника Конвенции), а расположение места отправления и места назначения значения не имеют.
Таким образом, в Варшавской
конвенции понятие «
Другим источником, в котором
дается понятие международной
Раскрытию содержания «международная перевозка» способствуют другие понятия, определение которым дается в соответствующих транспортных конвенциях. При этом всегда оговаривается, что значение конвенционных терминов следует понимать лишь в контексте данной международной конвенции.
Так, например, в Женевской
конвенции 1956 г. о договоре международной
дорожной перевозке грузов (КДПГ) специально
подчеркивается, что при применении
настоящей Конвенции под «
Международное транспортное
право представляет собой группу
международных принципов и
Следует учитывать, что перевозки
морским, воздушным, железнодорожным
и автотранспортом
По общему правилу, универсальные
конвенции применяются
Под перевозчиком в конвенциях понимается лицо, которым или от имени которого с грузоотправителем заключен договор перевозки груза. Фактический перевозчик — лицо, которому перевозчиком поручено осуществление перевозки груза или части перевозки.
Термин «грузоотправитель» означает лицо, которым или от имени или от лица которого заключен договор морской перевозки груза с перевозчиком, или любое лицо, которым или от имени или от лица которого груз фактически сдается перевозчику в связи с договором морской перевозки. «Грузополучатель» — это лицо, управомо-ченное на получение груза.
Понятие «груз» включает и
живых животных; в тех случаях,
когда товары объединены в контейнере
или подобном приспособлении для
транспортировки или когда они
упакованы, «груз» включает такое приспособление
для транспортировки или
Правила перевозок различными видами транспорта регламентируются специальными источниками.
Международные воздушные перевозки
Положения о международных воздушных перевозках содержатся прежде всего в Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1929 г. (в 1955 г. Конвенция была дополнена Гаагским протоколом, в котором участвуют около 100 государств, в том числе Россия), Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. Помимо указанных документов, Российской Федерацией заключено несколько десятков двусторонних соглашений о воздушном сообщении.
Конвенция 1929 г. применяется при международной перевозке людей, багажа или грузов, осуществляемой посредством воздушного судна, как за плату, так и бесплатно. Конвенция применяется к перевозкам, совершаемых государством или юридическими лицами. В Конвенции регулируются вопросы выдачи перевозочных документов (проездных билетов, багажных квитанций, воздушно-перевозочных документов), содержание договора перевозки, устанавливаются правила об ответственности перевозчика, регламентируются вопросы смешанных перевозок.
Двусторонние соглашения
определяют порядок установления и
эксплуатации международных воздушных
линий. Государства назначают
Международные железнодорожные перевозки
Вопросы железнодорожных перевозок регулируются прежде всего Конвенцией о международных железнодорожных перевозках 1980 г. Эта Конвенция объединила тексты Бернской конвенции о железнодорожной перевозке грузов 1890 г. и Бернской конвенции о железнодорожной перевозке пассажиров и багажа. Конвенция устанавливает правила перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, условия платежей и страхования грузов в пути, ответственность железных дорог, порядок предъявления претензий и исков.
В отношениях РФ со странами Восточной Европы действует Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС).
Международные морские перевозки
В международном торговом
судоходстве сложились две
Правовой статус коносамента урегулирован Конвенцией об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. и Протоколом к ней 1968 г. (Россия в Конвенции и Протоколе не участвует).
Конвенция 1924 г. дает определения понятий, используемых в морской перевозке (перевозчик, договор морской перевозки, перевозка, грузы, коносамент, судно), устанавливает правила принятия грузов и выдачи коносамента, пределы ответственности перевозчика и др.
Вопросы морских перевозок регламентируются в РФ двусторонними соглашениями о торговле, судоходстве и мореплавании и другими документами.
Международные автомобильные перевозки грузов
Правила международных автомобильных
перевозок грузов урегулированы
многосторонней Конвенцией о договоре
международной перевозки грузов
по дорогам 1956 г. (Россия участвует), а
также двусторонними
Конвенция 1956 г. применяется к договорам дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.
Необходимо учитывать, что
применение Конвенции не зависит
от места жительства и гражданства
или государственной
Конвенция определяет лица, за которые несет ответственность перевозчик, порядок заключения и изменения договора перевозки, требования, предъявляемые к накладной, порядок приемки и передачи грузов, ответственность перевозчика, предъявление претензий и исков, правила перевозки несколькими перевозчиками.
Документы и литература
Хартия экономических
прав и обязанностей государств 1974
г. // Действующее международное
Договор о Европейском Союзе 1992 г. // Там же. С. 211—225.
Соглашение о создании Всемирной торговой организации 1994 г. // Там же. С. 162—173.
Соглашение о принципах сближения хозяйственного законодательства государств — участников Содружества 1992 г. //БМД. 1993. №10.
Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. // БМД. 1995. №4.
Бирюков П. Н. Договор международной купли-продажи товаров. Международный коммерческий арбитраж. Воронеж, 1994.
Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права. Воронеж, 1996.
Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права. Вып. 2. Воронеж, 1997.
Богуславский М.М. Международное частное право. М., 1996.
Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права. М., 1994.
Курс международного права. В 7 т. Т. 4. М., 1991.
Магомедова А. И. Организационная структура ГАТТ // Правоведение. 1994. № 4.
Малинин С. А., Магомедова А.И. О «праве ГАТТ» //Правоведение. 1995. №1. С.52—59.
Мартынов И.С. Сфера применения и выбор права по Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. // ГиП. 1994. № 9.
Международное транспортное право. М., 1987.
Саушкин Д. В. О понятии внешнеторговой сделки//Правоведение. 1993. №1. С. 119— 120.
Магомедова А. И. Организационная структура ГАТТ // Правоведение. 1994. № 4. С. 51—60.
Таможенное право / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. М., 1995.
Шреплер Х.-А. Международные организации. М., 1995.
Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права.
Международное транспортное право
Правовое регулирование
международных морских
Правовое регулирование
международных авиационных
Правовое регулирование
международных автомобильных
Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок.
Правовое регулирование международных комбинированных перевозок
Международное транспортное право
Международное транспортное
право как отрасль
В России нормы национального права, регулирующие транспортные обязательства, содержатся в части второй Гражданского кодекса РФ от 26 января 1996 г. в редакции от 17 декабря 1999 г. (СЗ РФ, 1996, N 5, ст.410; 1999, N 51, ст.6288). В соответствии со ст.784 перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.