Творческая работа в технике пэчворк

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработать и выполнить творческую работу в технике пэчворк.
Задачи:
- изучит возрастные психологические характеристики учащихся;
- выбрать объект деятельности в соответствии с возрастными характеристиками учащихся;
- изучит и проанализировать имеющийся теоретический материал по проблеме исследования;
- проанализировать существующие аналоги, выбрать технологию, инструменты и материалы для изготовления творческой работы;

Работа содержит 1 файл

итоговый.docx

— 1.54 Мб (Скачать)

       Так применяется метод невербального  общения — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.

       Формы организации ТКД

       Форма обучения -  это целенаправленное четко организованная содержательно  насыщенная и методико-оснащенная система  взаимодействия учителя и учеников, результатом которого являются знания, умения и навыки.

       Различают следующие формы обучения:

  1. Фронтальная – предусматривает организацию деятельности всего класса по одним и тем же заданиям. Используется в том случае, если целью проведения занятия является организация учебно-познавательной деятельности школьника на репродуктивном уровне познавательной активности или когда учебного времени не достаточно для проблемно-поисковой деятельности. 

       Достоинства: экономична, одновременно обучается весь класс, существует соревнование в учебе, имеет воспитательное значение.

       Недостатки: равнение на среднего ученика, не учитывается  индивидуальные темп учеников, требует  значительное количество однотипного  оборудования и средств обучения.

  1. Индивидуальная – учащиеся индивидуально выполняют задание пользуясь помощью учителя. Применяется когда в классе имеются более или менее технологически подготовленные ученики.

       Достоинства: позволяет индивидуализировать  темп учебной работы, осуществляется более полный контроль, более высокая  степень обучаемости.

       Недостатки: экономично не выгодно, не вырабатывается умение работать в коллективе, требуется  высокая квалификация учителя.

  1. Бригадная – предусматривает организацию учебной деятельности с разделением труда между членами бригады. Применяется после изучения раздела или учебного курса.

       Достоинства: воспитание коллективизма, обучение менее  сильных учеников более сильными, равнение на сильных учеников, ответственность, аналогичная организация труда на производстве, позволяет организовать элементы учебного соревнования.

       Недостатки: сложность в подборе заданий, позволяющего осуществить разделение труда по технологическим операциям.

  1. Групповая – заключается в разделении видов учебной деятельности по группам. Каждая группа выполняет одинаковые задания. В основе лежит дифференцированное обучение.

       Достоинства: позволяет организовать дифференцированное обучение.

       Недостатки: высокие материальные затраты и  педагогического труда, сложность  подбора учебных заданий и  в управлении учебной деятельности урока, требует больше времени.  

       Вывод 

       Важный  аспект трудового обучения - соединение обучения конкретному технологическому мастерству с предметной творческой деятельностью декоративно - прикладного  характера. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные  формы выражения при изготовлении различных изделий. Лоскутное шитье  приобщает детей к художественному  творчеству, способствует эстетическому  развитию, дает возможность ознакомить учащихся с художественно - теоретическими основами декоративно - прикладного  творчества.

2. Теоретические основы

2.1. История развития  лоскутной техники  «Пэчворк» 

       Начало  искусства лоскутного шитья очень  сложно проследить в истории, так  как ткань не долговечна.

       Но  оно существовало уже в IX веке до новой эры, о чем свидетельствует экспонат, хранящийся в BOULAK-MUSEUM в Каире — лоскутное одеяло, выполненное в технике аппликации, египетскими женщинами. Сохранились мозаичные лоскутные работы, изготовленные в Индии в VI—VII вв н.э. Первый пэчворк, описанный в истории – хоругвь периода войн крестоносцев.

       Увлекательное рукоделие, шитье из лоскутов, появилось  на территории Руси в незапамятные времена. Однако особую популярность оно  приобрело во второй половине XIX века. Во многих городах в это время  наладился выпуск замечательных  тканей: узорных ситцев, ярких сатинов, бязей, миткалей и т.д., весьма доступных  рядовым покупателям. Купцы, офени  торговали материей даже в самых  отдаленных северных уголках. Да и крестьяне  все чаще отправлялись в город  за покупкой отреза для желанной обновы.

       По  возвращении домой хозяйки долго  рассматривали, приглядывались, примерялись, чтобы ладно раскроить купленную ткань, а оставшиеся лоскутки тоже в дело пустить. Так, почти в каждом доме появились веселые разноцветные одеяла, задорные наволочки для подушек, яркие половики и множество других предметов обихода, не только полезных, но и красивых, радующих глаз.

       Согласно  своему вкусу, фантазии и настроению выкладывали рукодельницы лоскутные  узоры, подобно древним мастерам мозаики. Каждому лоскутику, специально хранимому для этого занятия, находили свое место в узоре, любовно  подчеркивая его красоту и  своеобразие. Словно калейдоскоп можно  было рассматривать готовое изделие. Квадраты, треугольники то собирались в строгие геометрические орнаменты, то разбегались по полю в красочном многоголосии, перекликаясь с вышитыми и ткаными, резными и расписными самоделками. Длинные ленты из обрезков вставляли в челнок и ткали полосатые напольные дорожки, называемые в народе «дерюжки».

       Особой  живописностью славились «ляпачихи» покрывала с густым, мохнатым ворсом из обрезков тканей, заправленных в основу. Лоскутные изделия, столь полюбившиеся народу, впитали в себя особый дух и непосредственность, присущие традиционным многовековым произведениям национального искусства.

       В России лоскутное шитье в понимании крестьянина было только лишь способом обновления гардероба, латанием и перешиванием старых вещей. Крой крестьянской одежды был очень прост, так как изначально предполагал длительное использование ткани. Семьи крестьян были многодетными, и одеть каждого ребенка в особые одежды было слишком накладно, поэтому и перекраивали взрослую одежду на детей. Вещи, которые совсем уж были не пригодны для ношения, использовали в качестве украшения жилища. Их сортировали, разрезали. Из лоскутов покрепче шили одела, занавески, а совсем изношенные использовали для вязания ковриков, плетения дорожек.

       Постоянно совершенствуя этот вид рукоделия, женщины утверждались не только в  умении шить, но и в способности  к художественному творчеству.

       В этот период зарождается символика  пэчворка: так, например, свадебное покрывало с мотивом перекрещивающихся обручальных колец, рисунок с тюльпанами, скопированный с декора керамических изделий, чайный лист, напоминающий об Англии, бревенчатый домик и т. д.

       Уже в XIX веке это искусство достигает  здесь своего расцвета. Лоскутные  одеяла, настенные панно шили повсеместно и индейцы, и белые поселенцы, они были непременной частью приданого.

       В ХVIII – ХIХ вв. благодаря развитию промышленности появился веселый ситец. Он значительно украсил быт. Им подшивали ставшую короткой детскую одежду, а из обрезков ткани сшивали большое полотно – одеяло или занавески. Можно сказать, что именно так и зародилось искусство лоскутного шитья. Работы в русском стиле отличаются многоцветьем и яркостью.

       В Европе лоскутное шитье появилось во времена крестовых походов. Пришло оно с Востока и надолго обосновалось в Голландии, Англии и Германии. Подражая производителям восточных и индийских тканей, экономные хозяйки, в домах с небольшим достатком, создавали модные текстильные предметы интерьера.

       Вместе  с переселенцами этот вид рукоделия  попал и в Америку. Там он стал национальным видом декоративно-прикладного искусства. Семье переселенцев очень часто не хватало денег на покупку новой одежды. Бережливые хозяйки собирали по кусочкам хорошо сохранившиеся ткани и шили из них одежду, коврики, одеяла и т. д. Поначалу изделия шились как попало. Но постепенно росло умение мастериц, начали появляться новые приемы и техники, орнаменты и целые блоки.

       Благодаря миссионерам лоскутное шитье  из Америки распространилось по миру, и в каждой стране оно приобретало свои национальные черты. Этот вид рукоделия развивает художественный вкус, воспитывает такие качества, как терпение и аккуратность.

       Современные работы, широко представленные в музеях, это чаще всего настенные панно, сложные и ценные произведения искусства. Возможно именно просветительская работа музеев, организация выставок, обращение к этой технике художников по текстилю, способствовали возрождению этого вида искусства в наши дни. Так или иначе, но искусство лоскутного шитья в последние десятилетия получило самое широкое распространение. Появилось много школ, в которых обучаются пэчворку или получают профессиональное образование. Издано множество вдохновляющих книг и журналов.

       Ремесло продолжает жить и привлекать все  большее количество поклонников. Не только домашние рукодельницы, но и  профессиональные художники создают  в этой технике панно, ковры, модели одежды. 

2.2. Инструменты и материалы, используемые при работе в лоскутной технике

 
             Для работы в лоскутной технике нужны самые простые инструменты.

       Для набора лоскутного полотна чаше всего  используют хлопчатобумажные ткани: сатин и ситец.  Они хорошо стираются и относительно долговечны.  Но не стоит забывать и о шерстяных, вискозных, а также синтетических тканях. Добротные, изящные изделия можно создать из гобеленовых, драповых или велюровых тканей. А в работе над декоративными лоскутными панно можно применить любые материалы, казалось бы, не совместимые в одном изделии: кожу, парчу, шелк, кружево, хлопок, шерсть и т. д. Осторожнее с синтетическими тканями и тканями, которые быстро протираются и вытягиваются. Для работы годятся ткани всех видов, расцветок, различной фактуры и качества. Не следует пренебрегать даже сильно изношенными и полинявшими тканями. Они пригодятся для проклада и основы. При некоторых видах лоскутных работ в качестве основы необходимо применять плотные материалы. В таких случаях используют бязь, бортовку, флизелин или любую другую ткань, которую не жалко для этого употребить, так как она оказывается внутри готового изделия. 
Желательное условие — чтобы в одном блоке соединялись ткани приблизительно одинаковой плотности, т. к. тонкие участки быстрее изнашиваются, и все изделие может выйти из строя гораздо раньше, чем бы этого хотелось.

       Иглы — это основной инструмент при сшивании лоскутков вручную. Желательно, чтобы они были тонкими, острыми. Для ручной стежки лоскутных изделий лучше использовать короткие иглы.

       Английские  булавки — они незаменимы на этапе соединении лоскутного верха, прокладки и подкладки. С их помощью можно скалывать все три слоя лоскутного изделия и таким образом избежать процесса ручного сметывания слоев. Кроме того, если вы шьете большое изделие, то ту его часть, которая в данный момент не находится в работе, можно свернуть и закрепить булавками.

       Нитки для шитья желательно иметь различных цветов и оттенков: хлопчатобумажные №40, 50, 60 или армированные. Лучше, если нитки имеют тот же состав, что и ткань. Для отделочных, украшающих строчек и швов применяют шелковые нитки, мулине или люрекс.

       Если  сложно подобрать цвет ниток или  строчку желают скрыть, то работу выполняют  прозрачными нейлоновыми нитками. Обратите внимание на то, что некоторые  синтетические нитки могут быть легкоплавкими. Их не стоит использовать для изделий, которые в процессе изготовления многократно утюжатся.

       Ножницы желательно иметь большие, острые (для раскроя тканей) и маленькие (для обрезания конца рабочей нити и других мелких работ).

Информация о работе Творческая работа в технике пэчворк